Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
Привлеченные
Кз./з.з. = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
Собственные средства
С
самого начала своей деятельности предприятие
вынуждено было занимать деньги, хотя
и удачно, под низкие проценты. На протяжении
анализируемых трех лет предприятие не
прибегало к помощи заемщиков, а только
расплачивалось с ними. Улучшение или
ухудшение значения данного показателя
можно прогнозировать следующим образом.
Выше по тексту уже рассматривалась возможность,
точнее невозможность, увеличения суммы
собственных средств. Следовательно, на
изменение знаменателя надежды мало. С
другой стороны наблюдается стабильное
снижение суммы средств заемных за счет
их выплаты. Следовательно, есть надежда
на оптимизацию данного показателя. Но
когда? Нормальным считается значение
этого показателя в пределах 0,5-0,2. При
таких же темпах выплат заемных средств
и при неизменном уставном капитале и
ежегодной прибыли предприятие должно
выйти на это значение примерно через
10-15 лет. Ждать придется долго. Многие малые
предприятия даже не живут так долго.
3. Коэффициент
дебиторской задолженности (
Дебиторская задолженность
К = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
Стоимость имущества
Единственный в этой группе коэффициент внушающий надежду и доверие. Все за счет низкой дебиторской задолженности. И все за счет того, что на предприятии служба по сбору денег поставлена «на поток». Деньги собирают даже водители, на правах экспедиторов. Стабильность этого коэффициента, в районе 0,34-0,38% в течение трех лет является хорошим признаком. Улучшать этот показатель дальше смысла не имеет. А вот ухудшить? Давайте разберемся. Когда водители собирают деньги (выручку) по торговым точкам предприятие рискует. Рискует быть банально обворованным. И такое, кстати, случалось! Но выводов не сделали, а это плохо. Кассир же собирать деньги имеет время только раз в неделю, ввиду загруженности работой. Можем ли мы остановиться на этом варианте? Допустим, прибавим к сумме дебиторской задолженности на конец 2001 года сумму за реализованную продукцию в течение 5 дней (предприятие работает 6 дней в неделю), это примерно 15-20 тысяч рублей. Что станет с коэффициентом дебиторской задолженности. Он изменится с 0,004 до 0,02 что все равно очень неплохо. Одно плохо, деньги это оборотные средства самой высокой ликвидности и «морозить» их у дебиторов нецелесообразно.
Результаты вычислений сведем в Таблица 11
Таблица
11 «Свод показателей
финансовой устойчивости»
Название показателя | Интервал оценки | Значение показателя на конец года | |||||
Зона риска | Зона опасности | Зона стабильности | Зона благополучия | 2000 | 2001 | 2002 | |
Коэффициент независимости или автономности | ниже 0,5 | 0,5-0,65 | 0,65-0,8 | Выше 0,8 | 0,07 | 0,09 | 0,1 |
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств | выше 0,8 | 0,8-0,5 | 0,5-0,2 | Ниже 0,2 | 9,96 | 9,78 | 8,59 |
Коэффициент дебиторской задолженности | Выше 0,15 | 0,15-0,1 | 0,1-0,05 | Ниже 0,05 | 0,008 | 0,005 | 0,004 |
Анализ показателей финансовой устойчивости за 2000 год показывает их ухудшение по всем коэффициентам. Это связано, главным образом, с последствиями кризиса августа 1998 года и инфляции 1999 года. Рынок еще не оправился от такого удара, да и покупательская способность населения в течение 1999 - 2000 года продолжала снижаться. Доллар рос, и поток качественного импортного сырья на наш рынок становился все меньше, что не могло не сказаться на деятельности фирмы.
В 2001 году анализ показателей финансовой устойчивости выявил некоторые тенденции к улучшению. Коэффициент независимости показал, что предприятие переместилось в стабильную зону благополучия. Коэффициент дебиторской задолженности так и остался в зоне благополучия. Плохо осталось только с коэффициентом соотношения средств. Хотя некоторый прогресс в сторону улучшения можно видеть и здесь.
Показатели финансовой устойчивости по коэффициентам независимости и соотношения средств практически не изменили своих значений в течении 2002 года, оставаясь при этом в зоне риска.
Оценка
коэффициента независимости может
навести потенциальных
Коэффициент
соотношения привлеченных и собственных
средств практически обратен
коэффициенту независимости и составил
на начало и конец 2002 года 9,78 и 8,59 соответственно.
Значения этого коэффициента говорят
о большом весе заемных средств в стоимости
имущества. Хотя значения показателя к
концу года улучшилось (за счет выплат
заемных средств) оно все еще продолжает
быть непомерно высоким. Данный факт говорит
о том, что предприятие фактически работает
на заемных средствах.
Показатели платежеспособности
При
оценке ликвидности и
1. Коэффициент абсолютной ликвидности (240+250)/(690-640-650-660), отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств. В состав ликвидных средств включаются запасы и затраты.
Нормальное
ограничение данного
Он
характеризует ожидаемую
средств. Для
вычисления коэффициента критической
ликвидности (Кал), или промежуточного
коэффициента покрытия, в состав ликвидных
средств в числитель
Денежные краткосрочные фин. ср. + вложения
Ка.л. = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
Краткосрочны
В
рассматриваемом периоде
2. Промежуточный
коэффициент покрытия (260+250+240)/(690)
Для
вычисления коэффициента критической
ликвидности (Кпп), или промежуточного
коэффициента покрытия, в состав ликвидных
средств в числитель
Оценка нижней границы данного показателя выглядит так: Кпп >= 1.
Этот
коэффициент характеризует
Денежные ср-ва + Краткоср. фин. ср-ва. + Дебиторск. задолж.
Кп.п. = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
Практически
аналогичная предыдущей ситуация. Разница
составляет только величину денежных
средств, которые предприятие не держит
в кассе и на расчетных счетах в большом
количестве. Средства аккумулируются
только перед предстоящими крупными выплатами,
такими как выплата заработной платы,
налогов и отчислений, закупка сырья.
3. Коэффициент
обеспеченности запасами
Показывает
какую долю краткосрочных обязательств
предприятие сможет обеспечить за счет
своих оборотных активов средней ликвидности.
Оптимальное значение данного коэффициента
=> 0,8.
Запасы и затраты
Ко.п. = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
Краткосрочные
обязательства
Большой разброс значений показателя за 1999 и 2000 годы объясняется тем, что предприятие допустило большую задолженность поставщикам. В течение практически всего 1999 года запасы закупались на месяц вперед и лежали на складе. Оборотных средств предприятию хватало и краткосрочных ссуд и займов не брали. В 2000 году ситуация с запасами сырья ухудшилась. Базирующееся на качестве своей продукции предприятие не могло позволить себе качественное сырье по ценам того уровня и приобретать его могло только «по случаю». То есть появляется недорогое (в смысле по приемлемым ценам) отечественное сырье, которое надо срочно закупать, предприятие берет заем и выкупает сырье на месяц. В конечном итоге проценты по займу были ниже, чем потеря или престижа фирмы от потери качества продукции или потери денег от закупки дорогого сырья. Ситуация, когда оборотный капитал хотя бы на половину обеспечивается заемными средствами во всем мире считается нормальной и желательной. В нашей стране стоимость пользования заемными средствами еще сильно велика, но предприятие ООО "Ива-Контакт" нашло выход в виде недорогих займов у физических лиц. Небольшие проценты по таким займам обусловлены «особыми» отношениями директора фирмы с заемщиками.
В
2001-2002 годах положение стабилизировалось,
о чем свидетельствуют примерно одинаковые
значения данного показателя (35,18-32,51) .
Таблица
12 «Свод показателей
платежеспособности
и ликвидности»
Название показателя | Интервал оценки | Значение показателя на конец года | |||||
Зона риска | Зона опасности | Зона стабильности | Зона благополучия | 2000 | 2001 | 2002 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | ниже 0,2 | 0,2-0,3 | 0,3-0,4 | Выше 0,4 | 0,03 | 0,76 | 0,50 |
Промежуточный коэффициент покрытия | ниже 0,7 | 0,7-0,85 | 0,85-1,0 | Выше 1,0 | 0,04 | 1,00 | 0,74 |
Коэффициент обеспеченности запасами краткосрочных обязательств | ниже 0,4 | 0,4-0,6 | 0,6-0,8 | Выше 0,8 | 1,29 | 35,18 | 32,51 |
Показатели деловой активности
Характеризуют
состояние оборачиваемости
1. Общий коэффициент оборачиваемости (010Ф2/190+290)
Характеризует
отношение активов предприятия к выручке
за данный период, то есть участие активов
в формировании выручки. Оптимальным значением
данного показателя считают => 0,8 [19]
На
протяжении трех лет с 2000 по 2002 год
значение данного показателя улучшалось
в среднем на 0,4 в год, что характеризует
все более активное участие активов предприятия
в формировании финансового результата
(увеличении выручки) главным образом
за счет того что доля оборотных активов
в 2002 году по отношению к 2000 снизилась
более чем в два раза, а выручка (за счет
повышения цен на продукцию) продолжала
расти. Это с положительной стороны характеризует
деятельность фирмы, налицо выгода от
увеличения оборачиваемости активов.
Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы