Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО Вятская государственная
сельскохозяйственная
академия
Э
к о н о м
и ч е с к
и й
ф а к у л
ь т е т
Кафедра
маркетинга и стратегического
планирования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
предмету ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
ТЕМА: Исследование покупательского спроса на женскую
обувь фирмы «M.Shoes»
весеннего ассортимента.
Руководитель: Сысолятин Алексей Витальевич
Выполнил студент: Караваев
Антон Александрович
Специальность: маркетинг
Курс 6,
группа 611
Форма обучения: платная, заочная ускоренная
Приём (поток): 2008
Регистрационный № в деканате: ______________ Дата____________
Регистрационный № на кафедре: ______________ Дата____________
Киров 2011 год.
Оглавление
Введение______________________
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2
Краткая характеристика
рынка обуви_________________________
2.1 Обувь
как товар и его специфика_____________________
2.2 Характеристика
рынка обуви_________________________
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes»
весеннего ассортимента__________________
3.1 Разработка
плана исследования__________________
3.2 Анализ
спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
______________________________
Выводы
и предложения_________________
Список используемой
литературы____________________
Приложения____________________
Введение
Тема исследования покупательского спроса в настоящее время очень актуальна. В условиях мирового кризиса, когда в России сложилась сложная экономическая ситуация: наблюдается спад промышленного производства, сохраняются инфляционные процессы, снижаются реальные денежные доходы населения, исследования в области рыночной экономики могут быть использованы при формировании системы регулирования рыночных процессов. В первую очередь это можно отнести к изучению спроса и предложения, реакции рынка на маркетинговую деятельность. Это позволит упорядочить развитие рынка в таких сложных экономических условиях, сделать его менее стихийным и более предсказуемым.
Это относится, прежде всего, к проблеме статистической оценки и анализа покупательского спроса. Выявить полный комплекс всей системы факторов, формирующих спрос очень сложно. Еще сложнее измерить их влияние. Поэтому необходимо охарактеризовать наиболее важные факторы.
Спрос, в основе которого лежит потребность, существует в форме желания, подкрепленного деньгами. Поэтому закономерности спроса можно изучать на основе статистических показателей, где спрос уже реализовался, получил количественное выражение: в частности - товарооборот, потребление.
Спрос находится во взаимодействии со всеми моментами воспроизводственного процесса, определенным образом зависит от них и оказывает на них свое обратное влияние. Непосредственное взаимодействие спроса с товарным предложением на рынке отражает соответствующую область социально-экономических отношений. Как социально-экономическая категория спрос на товары и услуги неразрывно связан с трудовой и общественной деятельностью людей, с их социальными отношениями, моральными, нравственными, историческими, национальными, идеологическими, эстетическими и другими сторонами жизнедеятельности человека.
Изучение покупательского спроса на обувь крайне важная задача для каждого предприятия торговли, занимающегося реализацией данного товара. Это связано, прежде всего, с тем, что в настоящее время существует система предварительных заказов. То есть обувь зимнюю отбирают ещё в марте, в сентябре формируется заказ на обувь весеннее-летнего ассортимента. Фирма-поставщик обрабатывает заказы и, далее, фабрики отшивают только нужное количество обуви.
Эта система предварительных заказов очень удобна для поставщиков – у них не остаётся не востребованного товара. Розничная сеть должна хорошо продумать заказываемый ассортимент, т.к. заказать удачную модель или, наоборот, отказаться от «неходовой» в сезон будет невозможно.
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос
Покупательский спрос, как концентрированное денежное воплощение потребностей, является важнейшим стратегическим ориентиром маркетинга фирмы на перспективу [1].
Маркетинговый подход к решению задач, стоящих перед современными организациями и фирмами, основан на изучении, формировании, развитии и удовлетворении потребностей всех экономических субъектов. Они испытывают различные «нужды» и обладают определёнными потребностями.
Термины нужда и потребность часто используют как взаимозаменяемые, что не совсем верно. Нужда – это ещё не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо. Когда нужда осознаётся, когда становится ясным, что именно необходимо, можно говорить о соответствующей потребности [9].
Спрос до момента обмена товара на деньги существует лишь в представлении потребителей, в виде идеи покупки товара, подкреплённой сознательным или подсознательным подсчётом обеспеченности располагаемыми или ожидаемыми средствами. Спрос отражает далеко не всю потребность, а лишь ту ее часть, которая обеспечена определенным эквивалентом. В качестве такого эквивалента в условиях развитого товарного хозяйства выступают деньги. Таким образом, спрос выступает как часть потребностей, ограниченная денежным эквивалентом, которым располагает покупатель. Большинство современных экономистов, с учётом требований существующего рынка чаще всего понятие «спрос» рассматривают с позиции платёжеспособности и трактуют его как «платёжеспособная потребность». Ряд современных экономистов считают, что спрос, как экономическая категория, «представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке».
Итак, чтобы потребность проявилась на рынке, она должна быть обеспечена деньгами, т. е. средствами обмена.
Поэтому
спрос, как правило, выражает не все
потребности в предметах
Из этого следует, что формирование спроса подчиняется основным законам формирования потребностей. Вместе с тем, спрос на товары имеет более определенное количественное выражение, которое зависит в первую очередь от размера денежных доходов и нетоварных расходов. Таким образом, потребности - более широкое понятие, чем спрос. Если первые отражают всю совокупность условий материальной жизни человека, его идеальное представление о необходимости владения существующими материальными благами, то спрос на товары, как форма проявления потребностей на рынке, ограничен наличием у потребителя денежных средств, объём которых зависит от количества и качества отданного обществу труда и форм распределения.
Например, у широких слоев населения существует в последнее время потребность в современных средствах информации, индивидуальных средствах передвижения и так далее. Однако не каждая семья, несмотря на наличие потребности, может купить компьютер, автомобиль.
Существует ряд понятий, характеризующих возможные варианты состояний, возникающих в процессе удовлетворения спроса. К ним можно отнести:
1) реализованный спрос (удовлетворенный), который соответствует той части предъявляемого населением спроса, которая фактически удовлетворена в результате покупок товаров. Также и условно (частично) удовлетворенный спрос, включающий вынужденные покупки товаров из-за отсутствия в продаже требуемых;
2) неудовлетворенный спрос, образуемый той частью фактически предъявляемого населением спроса, которая не была реализована из-за отсутствия в продаже нужных изделий, их низкого качества, высокой цены. Следует отличать понятия «нереализованный» и «неудовлетворенный» спрос. Возникновение неудовлетворенного спроса связано с недостатком товаров или их ассортиментно-качественным несоответствием требованиям покупателей. Причинами же появления нереализованного спроса, кроме того, могут быть нехватка времени для приобретения товара, неготовность потребителя к совершению покупки и т.д., т.е. неудовлетворенный спрос выступает частью нереализованного;
3) отложенный спрос (неудовлетворенный), под которым подразумевается та часть спроса населения на товары, которая не может быть удовлетворена немедленно в силу того, что у лица, предъявляющего потребность, на данный момент времени нет необходимой суммы, достаточной для приобретения, как правило, дорогостоящей вещи;
4) действительный спрос, представляющий собой сумму реализованного и неудовлетворенного спроса.
В настоящее время выделяют три вида спроса в зависимости от времен его предъявления:
В связи с этим, сочетание признаков, характеризующих спрос, может быть самым разнообразным: соответствие качественной определенности и платежеспособности, количественной определенности и платежеспособности и т.д., что и будет определять степень удовлетворения потребности в товаре. Это дает возможность и выделить виды спроса: удовлетворенный, удовлетворенный частично, неудовлетворенный, что позволит, в свою очередь, более полно изучать соотношение спроса и предложения.