Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением объекта. При непрямом наблюдении изучается не само поведение человека, а его результаты: например, исследуется ассортимент покупаемых товаров.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о нём, а при скрытом человек не знает о наблюдении (приложение С).
Стандартное наблюдение отличается тем, что исследователь заранее должен определить, что он будет наблюдать. Это наблюдение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, а также осуществления классификации наблюдений. При нестандартизированном наблюдении исследователь фиксирует все подробности поведения человека.
Наблюдение – очень трудоёмкий процесс, причём оформление итогов может занимать в несколько раз больше времени, чем само наблюдение [10].
Для удобства результаты наблюдений лучше фиксировать по группам товаров, покупателей делить на категории. Так как у нас изучается спрос на женскую обувь, то наблюдение мы будем вести в женском отделе обуви за покупательницами. Разделим их на возрастные категории:
Далее
разработаем форму для
Таблица 2 Форма для регистрации наблюдения
наблюдатель | Вахонина Т.Ю. | Место наблюдения | Магазин «Обувь» ул. Попова, 1. |
дата | 2 апреля | Время дня | 9.30 – 19.00 |
Структура групп наблюдаемых: | |||
а) численность групп | 60 | ||
б) возраст | 18 – 35 лет | 35 – 55 лет | старше 55 лет |
Следующим этапом будет разработка таблицы для регистрации поведения покупателей относительно торговой марки «M.Shoes» в магазине (приложение Т). Обобщим результаты наблюдения в таблицу.
Таблица 3 Общие результаты регистрации поведения в магазине, чел.
Поведение | 18-35 лет | 35-55 лет | Старше 55 лет |
1. Проход мимо товара. | 5 | 19 | 21 |
2. Сравнение разных торговых марок с «M.Shoes» | 35 | 17 | 4 |
3. Примерка обуви торговой марки «M.Shoes» | 21 | 24 | 8 |
4. Прислушивание при выборе к советам продавца | 12 | 21 | 25 |
5. Покупка обуви«M.Shoes» | 5 | 3 | 1 |
Наблюдение проводилось открытым, прямым и нестандартизированным методом. Оно показало, что наибольшее количество покупателей в магазине бывает в обеденный перерыв – с 11 до 13 часов (35%), после рабочего времени – с 17.30 до 19.00 (40%). В основном женщины приходят за покупками не одни: с подругой, родственницей, мужем (60%). Большинство покупательниц не покупают обувь при первой примерке (65%). При покупке обуви женщины прислушиваются к мнению продавца. Если покупательница пришла одна, то она более благосклонно выслушивает его мнение (85%). Просматривается тенденция, что совет продавца спрашивают больше женщины во второй и третьей возрастных группах (80%). Женщины 18 – 35 лет более самостоятельны в выборе (20%). Если женщина пришла с кем-то, то, вполне естественно, она больше доверяет мнению сопровождающего её человека.
85%
покупательниц ориентируются в
торговых марках
Обувь торговой марки «M.Shoes» известна покупательницам магазина «Обувь». Они интересуются новым поступлением данного бренда, часто примеряют и приобретают. При сравнении с другими торговыми марками, схожими по ценовому уровню, «M.Shoes» женщины покупают чаще. Это может быть связано с тем, что модельный ассортимент данной марки представлен более широко.
Проведя наблюдение за покупательницами в магазине «Обувь», которых привлекла обувь торговой марки «M.Shoes», можно сказать следующее:
1) в
основном покупательницам
2) при сравнении данной марки с другими на обуви «M.Shoes» останавливаются 45 % женщин;
3) покупают только обувь «M.Shoes» 3%;
4) предпочтение
женщины отдают сапогам и
Вывод
Очевидно, что многообразие подходов к построению и обновлению «обувного гардероба» сложно привести к простой и удобной схеме. Однако для лучшего понимания потребительских стратегий необходимо опираться на некоторую классификацию. Следует рассматривать стратегии покупки обуви, опираясь на простые критерии.
Прежде всего, стоит оценить объем потребления — количество пар обуви, находящихся в постоянной носке. На основании таких сведений респондентки делятся на тех, кто имеет «маленький» (до 8 пар) и «большой» (более 8 пар) обувной гардероб. Исследование показывает, что абсолютное большинство опрошенных (91%) имеет не много обуви.
Второй показатель, который мы рассматриваем — сроки носки или частота обновления обуви (частота покупок). При этом учитывается, что разные типы обуви apriori рассчитаны на разные сроки носки. Так, демисезонная обувь изнашивается за 3-4 весенне-осенних сезона. Проанализировав собранные сведения, видно, что обувь обновляется редко, срок носки демисезонной обуви — 4 сезона и более. Соответственно, часто обновляют обувной гардероб респондентки, покупающие новую демисезонную обувь после 2-3 сезонов носки.
Третий показатель - ведущие мотивы, определяются следующим образом:
- прагматический: обувь обновляется в процессе износа, новая пара должна выполнять функции предыдущей;
- смешанный: обувь, купленная под влиянием ситуативных факторов (планировалась одна покупка, например, сапоги, но встретились туфли, которые настолько понравились, что были куплены вопреки типичной для данного человека стратегии и т.п.);
- стремление следовать моде: обувь ещё не изношена, в хорошем состоянии, но не соответствует моде этого сезона;
- стремление к новизне и разнообразию: обувь в хорошем состоянии, соответствуют моде, но женщине, к примеру, нужны и сапоги, и ботильоны, и ботинки в спортивном стиле.
Согласно этому подходу, стратегия потребительского поведения той или иной респондентки может быть описана, например, следующим образом: гардероб маленький (до 8 пар в постоянной носке), длительные сроки носки. Обувь обновляется редко, (например, сапоги после 4-5 сезонов носки), ведущий мотив прагматический — обувь покупается по мере износа.
На основании полученных данных выявлены 3 базовые стратегии потребительского поведения. Носительницы каждой стратегии составляют отдельный сегмент потребительского рынка:
1. Маленький обувной гардероб (до 8 пар обуви в постоянной носке), обувь носится длительный срок, ведущий мотив прагматический — новая обувь покупается в большинстве случаев только по мере износа — 65% опрошенных.
Носительницам такого подхода свойственны следующие особенности:
- редко совершают спонтанные покупки;
- тщательно относятся к выбору обуви и уходу за ней;
- мода для них вторична: покупки не стимулируются изменениями моды
- основные критерии выбора обуви — прочность, предельная универсальность.
2. Малый гардероб (до 8 пар), срок носки короткий, обувь обновляется часто, ведущий мотив — стремление следовать моде — 25% опрошенных.
Основная особенность данной группы – потребность соответствовать тенденциям моды, желание в числе первых перенимать новинки обувного дизайна; обувь выбирается недорогая.
3. Большой обувной гардероб (более 8 пар обуви), короткие сроки носки, частое обновление; ведущий мотив — стремление к разнообразию и новизне — 10% опрошенных.
Основная особенность этой группы:
- покупки совершаются часто;
- стимулом к покупке служит стремление к разнообразию и постоянному обновлению, независимо от того насколько меняется мода;
- гибкие критерии выбора обуви.
Итак, представительницы целевой аудитории имеют мало обуви. В гардеробе абсолютного большинства (3\4 опрошенных) не более 8 пар обуви. Очевидно, что с ростом реальных доходов уровень потребления будет расти, а стратегии меняться. Но в контексте общей экономической ситуации трудно ожидать резких перемен.
Именно из-за того, что обуви в гардеробе мало, критерии ее выбора достаточно жесткие (в особенности это касается обуви для зимнего и весенне-осеннего сезона), увеличивается субъективная значимость покупки.
Приобретению обуви в большинстве случаев предшествует целенаправленный поиск. Мотивация и модели принятия решений при покупке обуви сравнимы с покупкой товаров длительного пользования.
Наконец, из-за того, что обуви мало, предъявляются определенные требования к ее функциональности, универсальности и т.п. Необходимость много ходить пешком, преодолевая погодные катаклизмы и улицы нашего города, также диктует особые требования к обуви (прежде всего демисезонной и зимней).
Обувь «M.Shoes» соответствует всем требованиям, которые предъявляют покупательницы. Из нашего исследования можно увидеть, что она пользуется постоянным спросом.
При формировании заказа весеннего ассортимента следует обратить внимание на сапоги и полусапоги, т.к. покупательское предпочтение на их стороне. Не стоит заказывать много моделей на высоком (более 7см) каблуке. Также следует представлять больше моделей в средне-среднем ценовом сегменте, чтобы данная марка была доступна более широким слоям населения.
В магазине я бы рекомендовала чётче выделять разные торговые марки отдельной выкладкой с опознавательными рекламными блоками. При приёмке товара по качеству, уделять особое внимание швам, креплениям деталей.
Так
же следует размещать рекламу
магазина «Обувь» в СМИ с
Список литературы.
1) Беляевский И.К.
Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002, -320 с.: ил.
2) Бурцева
Т.А. маркетинговые
3)Бердышев С.Н.
Информационный маркетинг. Практическое пособие/ С.Н. Бердышев,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 216с.
4) Голубков Е.П.
Основы маркетинга: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Финпресс», 2003.- 688с.