Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48
4. надежностью исследования, %.
Содержание итогового отчета:
• Введение (описание ситуации, суть проблемы, рабочие гипотезы, цели МИ).
• Описание методов получения информации, формирование целевой выборки, сроков проведения исследования.
• Описание полученных результатов с использованием наглядных методов представления информации.
•
Выводы и рекомендации по исследуемой
проблеме (подтверждение или
• Приложения [14].
Исследователи маркетинга постоянно расширяют поле своей деятельности: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Специалисты, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. Также важно, чтобы они достаточно хорошо знали технологию проведения маркетингового исследования и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации [11].
Процедура процесса маркетинговых исследований позволяет нам выделить отдельные операции, в целом составляющие технологию проведения маркетинговых исследований. В результате анализа некоторые специалисты выделяют до 70 операций (переменных), которые в целом могут определять эффективность маркетинговых исследований. Например, к ним относятся: выбор метода исследования, выбор метода сбора информации, разработка инструкций для интервьюеров, определение структуры вопросов и т.д. [11].
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса
Одним из основных направлений маркетинговых исследований является изучение потребительского спроса. Это исследование, как показывает анализ имеющихся подходов к решению данной проблемы, может вестись в двух направлениях: оценка потребительского спроса по определенному виду продукции или оценка совокупного потребительского спроса.
В экономической литературе по проблемам изучения спроса четко выделяются два основных подхода. В отечественной экономической литературе последнего периода преобладают направления и разработки, использующие математико-статистические методы при оценке потребительского спроса.
Другой подход к изучению потребительского спроса на товары народного потребления свидетельствует о множестве направлений, а также индивидуальных разработок, которые получены на основе научных исследований и опыта функционирования зарубежных фирм, международных ТНК и предназначены преимущественно для условий развитого рынка и "американского образа жизни".
Использование
опыта зарубежных фирм затруднено тем,
что любые маркетинговые
Основной
проблемой стратегического
Как в оперативной маркетинговой деятельности, так и в разработке стратегии маркетинга на длительную перспективу предприятие, занимающееся производством или продажей товаров, ориентируется на потребности рынка, т.е. в конечном счёте, на покупательский спрос.
Если в конъюнктурном анализе оценки состояния или изменения спроса использовались главным образом для характеристики степени сбалансированности рынка, а также в качестве предупреждающей информации, то в стратегическом анализе оценки спроса и прогнозы его дальнейшего развития рассматриваются как основа стратегических моделей перспектив сбыта товаров и получения прибыли.
Исследования рыночного спроса является важнейшим в маркетинговых исследованиях. Рыночный спрос какого-либо товара равен возможному объёму его продаж на определённом рынке. Предел, к которому стремится рыночный спрос, обеспеченный максимальными затратами на маркетинг на конкретном рынке – это потенциал этого рынка.
В стратегическом маркетинговом анализе выдвигаются три основные задачи:
Существует три способа изучения покупательского спроса:
Главным инструментом реализации методов наблюдения и опроса являются анкета (вопросник) и механические устройства, например, счётчики количества людей, кино- и видеокамеры.
Вопросник – опросный лист для получения каких-то сведений. Он выполняет следующие функции:
1) переводит цели исследования в вопросы;
2) стандартизирует вопросы и форму ответа на них;
3) текст
и последовательность вопросов
способствуют кооперации
4) при автоматическом введении данных вопросника в компьютер ускоряется анализ результатов исследования;
5) служит целям проверки надёжности и достоверности оценок. [5]
Перечень данных функций подчёркивает важность уделения серьёзного внимания составлению вопросников. Обычно этот процесс осуществляется в несколько этапов: определение целей опроса, выбор методов сбора данных, разработка вопросов, оценка вопросов, одобрение со стороны клиента, тестирование, уточнение анкет, копирование анкет, сбор данных, табулирование и составление заключительного отчёта [5].
Анкета обычно состоит из трёх частей:
Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые (не предполагают наличия конечного ограниченного числа готовых ответов), закрытые (включают возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать свой ответ ответов) и со шкалой ответов (предполагают проведение измерений изучаемых свойств и параметров)[2].
Вопросы разрабатываются с соблюдением принципиальных требований к формулированию вопросов анкет (приложение Г). Содержание вопросов определяется тем, что мы желаем узнать в результате ответов на поставленные вопросы. Вопрос должен быть сфокусирован на единственной проблеме или теме, быть краток и конкретно сформулирован. Любой опрос – устный или письменный – должен соответствовать «Правилам работы и этическим нормам социолога», разработанными отечественными специалистами из ИСПИ РАН [15].
Существует два основных подхода к проектированию вопросников:
1) туннельный
– постепенный переход от
2) секционный
– последовательно
Последней стадией разработки вопросника является кодирование вопросов с целью облегчения задачи ввода данных в компьютер после их сбора. Обычно используют числовые коды, характеризующие разные варианты ответов. В последнее время разработаны специальные компьютерные программы, которые осуществляют кодирование вопросов в вопроснике [4].
2. Краткая характеристика рынка обуви
2.1 Обувь как товар и его специфика
Жизнь современного человека невозможно представить без обуви. От неё зависит здоровье, комфортное состояние человека. Красивая обувь доставляет эстетическое удовлетворение и поднимает настроение.
Обувь относится к товарам сложного ассортимента, отличается большим разнообразием. Ассортимент обуви постоянно совершенствуется, изменяется мода, появляются новые материалы и технологии.
Обувь подразделяется по назначению: бытовая, спортивная, специальная и ортопедическая. Бытовая обувь может быть нарядной, повседневной, домашней, а по сезону носки — зимней, летней и весенне-осенней. По половозрастному назначению бытовую обувь подразделяют на мужскую, женскую, мальчиковую, девичью, школьную для мальчиков, школьную для девочек, дошкольную, малодетскую, для ясельного возраста (гусарики), пинетки [7].
По материалу верха: юфтевую, хромовую; с верхом из ткани; из искусственных и синтетических материалов, трикотажного полотна; с верхом из фетра. По материалу низа: на подошве из кожи; резины монолитной, пористой резины, различных видов пластмасс, войлока, термопластов. По методам крепления подошвы: клеевую, горячей вулканизации, литьевую, рантовую, сандальную и др. По высоте каблука: на низком — до 25 мм, среднем — до 45 мм, высоком — до 60 мм и особо высоком — свыше 60 мм. По способу производства обувь бывает механического и ручного способа производства. По цвету верха обувь различают черную, цветную (коричневую), светлую (светло-серую и беж), яркую (красную, синюю, зеленую, желтую), белую и двухцветную [7].
В нашей стране применяются две размерные системы в обуви — штихмассовая и метрическая. В штихмассовой системе размер обуви определяется по длине следа в штихах. Штих — условная единица длины, равная 2/3 см (6,67 мм). Длина следа (стельки) складывается из длины стопы ноги и прибавки в 10 мм. В метрической системе размер указывается в миллиметрах (по ГОСТу) или в сантиметрах (в торговле); интервал в юфтевой обуви равен 7,5 мм, а для всех других видов обуви — 5 мм. Кожаная обувь выпускается разной полноты. Полнота в отечественных стандартах —1,2, З и т.д. Полнота определяется обхватом в пучковой части ноги, обхватом в прямом взъеме, шириной следа в пучках и шириной следа в пятке.
По характеру исполнения обувь различают модельную и повседневную.
По способу закрепления на ноге обувь может быть на пуговицах, кнопках и шнурках, резинках, застежке-молнии, на ремешках, застежке «велькро» и без застежки.
Обувь классифицируется по видам: сапоги; сапожки: полусапожки; унты; ботинки; полуботинки; туфли; сандалеты; туфли летние; сандалии; чувяки; туфли комнатные; спортивные; дорожные [7].
Обувь различается фасоном и моделью. Фасон обуви определяется формой носочной части и приподнятостью пяточной части колодки. Фасон зависит от моды. На обувных колодках одного и того же фасона изготавливается обувь различных моделей. Модель отличается формой деталей верха обуви, отделкой, видом и цветом обувного материала.
Мужская обувь выпускается различных видов: сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, сандалеты, туфли летние, туфли-сабо, сандалии, туфли комнатные и спортивные. Мужская обувь характеризуется разнообразием материалов верха, низа и методов крепления подошвы.