Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48
Поскольку спрос - лишь часть потребностей, между этими категориями существует противоречие. Чем больше разрыв между потребностями и спросом, тем оно сильнее. Это может быть достигнуто путем сближения доходов высоко и низкооплачиваемых групп населения, снижения розничных цен, замедления темпов инфляции и так далее.
Так как потребности шире, чем спрос, последний более подвижен. При этом, чем быстрее развиваются и расширяются потребности, тем подвижнее и динамичнее спрос. Это обусловливает трудности его изучения. Вместе с тем это свидетельствует о необходимости изучения потребностей, тенденций их развития, мотивов предпочтения и так называемой «иерархии потребностей», т.е. очередности их удовлетворения в рамках платежеспособного спроса.
Потребности и спрос не тождественны друг другу. Потребности вытекают из условий жизни людей, спрос же - категория товарного производства. Чаще потребности возникают прямо из производства и существуют независимо от товарно-денежных отношений. При наличии последних не все потребности принимают форму спроса. Таким образом, между потребностью и спросом не существует прямой связи, так как спрос - это потребность, проявляющаяся только на рынке. Потребность формируется в производстве, а спрос реализуется в обмене.
В результате возникают две экономические категории: товарооборот (объём проданных/купленных товаров) и неудовлетворённый спрос. Товарооборот можно рассматривать как удовлетворённый спрос. Оценка неудовлетворённого спроса начинается в ходе конъюнктурного анализа на основе отчетов торговых корреспондентов. Причины, по которым спрос не удовлетворён, выявляют путём опросов потребителей. Соотношение удовлетворённого и неудовлетворённого спроса оценивается экспертным путём. На рынке покупателя, где отсутствует само понятие дефицита, размер неудовлетворённого спроса обычно сводится к минимуму. Из этого можно сделать вывод: по данным о товарообороте можно судить о закономерностях спроса [1].
Источником информации о товарообороте всей торговли являются статистическая отчётность и другие данные статистических органов. Параллельно каждое торговое предприятие должно вести строгий учёт количества проданных товаров и в соответствии с продажными ценами – учёт продажи в стоимостных единицах.
Важнейшее свойство спроса заключается в обратной или отрицательной зависимости между ценой на товары и спросом на него при прочих неизменных факторах и, наоборот. Эта зависимость - есть «закон постепенного убывания спроса».
В основе закона лежит то, что по мере роста цен количество потребляемого товара покупателями, как правило, уменьшается вследствие ряда причин:
В связи с этим предприятиям, занимающимся производством, реализацией товаров необходимо формировать свою ценовую политику с учетом закона спроса и предложения, выбирая оптимальный уровень цен для наиболее полного удовлетворения спроса и обеспечения рентабельности своей деятельности.
Очень важно в маркетинговом анализе оценить степень и характер влияния тех факторов, которые обуславливают его изменение. На спрос влияют: численность населения, материальное положение населения, место проживания, наличие предприятий-конкурентов, размещение производства и т.д. Далее на рис.1 показаны лишь наиболее важные и поддающиеся формализации факторы [1].
Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательский спрос
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям отдельных личностей и организаций (фирм и предприятий различных форм собственности) в контексте их экономической, общественной, политической и социокультурной деятельности [10].
Информация, полученная в результате маркетинговых исследований, используется для выявления имеющихся проблем маркетинга, для эффективного управления маркетингом и развития маркетинга как процесса.
Основная цель маркетинговых исследований – получение информации об изменениях во внешней среде любой организации (фирмы, предприятия и т.д.). Задачей маркетинговых исследований является снижение уровня неопределённости и риска принимаемых решений в области управления маркетингом.
Объектами маркетинговых исследований являются: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребители, конкуренты.
Маркетинговые исследования через информацию связывают предприятие с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределённости и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем её компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определённого продукта на конкретном рынке. Для получения нужной информации по интересующей проблеме необходимо придумать концепцию сбора данных [2].
Классификация маркетинговых исследований:
Разведочные (поисковые) исследования проводятся для лучшего определения проблемы и выдвигаемых гипотез, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности.
Описательные исследования направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.
Казуальные исследования проводятся для проверки гипотез относительно причинно – следственных связей.
Тестовые исследования направлены на проверку правильности принятых маркетинговых решений. Прогнозные исследования связаны с предсказанием будущего состояния объекта [14].
Основные
направления маркетинговых
Проведение маркетинговых исследований в любой сфере их приложения связано с использованием общедоступных методов системного анализа, программно-целевых подходов, экономико-статистических методов, теории вероятности и методов математического программирования. Они могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением специализированных организаций.
Вот несколько аспектов проведения маркетинговых исследований:
Каждый рабочий этап маркетинговых исследований должен быть спланирован с учётом предыдущих и последующих шагов. Этапы процесса маркетинговых исследований представлены в приложении В.
Для
получения достоверной и
Если предприятие проводит регулярные маркетинговые исследования, оно должно иметь программную стратегию исследований, которая устанавливает, какие исследования необходимо провести, с какой периодичностью и с какой целью. При эпизодическом проведении предприятием маркетинговых исследований более целесообразна проектная стратегия, сущность которой заключается в планировании и разработке отдельных исследований [10].
Каждое предприятие, планируя проведение маркетинговых исследований, должны принимать во внимание, что польза от них должна значительно превышать величину затрат и потерь от риска утечки коммерческой информации к конкуренту.
Сценарный план маркетингового исследования должен включать следующие пункты:
• Направленность и масштабность исследования (объект исследования, характеристики выборки);
• Горизонты маркетингового исследования – пространственный и временной (место, время и продолжительность исследования);
• Методы исследования (эмпирические, экспертные, экономико-математические);
• Средства исследования;
• Организация работ (исследователи: численность, квалификация);
• Стоимость исследования [14].
Маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов:
- первый этап – установление проблемы и целей исследования. Цель – это общая постановка задачи, определение проблемы – совокупность частных задач.
- второй
этап – разработка плана
- третий этап – определение методов сбора информации и установление источников информации:
- четвёртый этап – сбор и накопление информации (создание маркетинговой информационной системы).
- пятый этап – анализ информации (собранные данные необходимо представить в виде ограниченного числа ясных и понятных параметров, определить значимость собранной информации).
- шестой
этап – подготовка отчёта о
результатах исследования и
Маркетинговое исследование схематично представлено далее.
Рисунок 2. Схема маркетингового исследования
Достоверность маркетингового исследования определяется четырьмя параметрами:
1. размером выборки;
2. ошибкой исследования, %;
3.
репрезентативностью (