Исследование покупательского спроса на женскую обувь фирмы «M.Shoes» весеннего ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.

Содержание

Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

       Поскольку спрос - лишь часть потребностей, между  этими категориями существует противоречие. Чем больше разрыв между потребностями и спросом, тем оно сильнее. Это может быть достигнуто путем сближения доходов высоко и низкооплачиваемых групп населения, снижения розничных цен, замедления темпов инфляции и так далее.

       Так как потребности шире, чем спрос, последний более подвижен. При этом, чем быстрее развиваются и расширяются потребности, тем подвижнее и динамичнее спрос. Это обусловливает трудности его изучения. Вместе с тем это свидетельствует о необходимости изучения потребностей, тенденций их развития, мотивов предпочтения и так называемой «иерархии потребностей», т.е. очередности их удовлетворения в рамках платежеспособного спроса.

       Потребности и спрос не тождественны друг другу. Потребности вытекают из условий жизни людей, спрос же - категория товарного производства. Чаще потребности возникают прямо из производства и существуют независимо от товарно-денежных отношений. При наличии последних не все потребности принимают форму спроса. Таким образом, между потребностью и спросом не существует прямой связи, так как спрос - это потребность, проявляющаяся только на рынке. Потребность формируется в производстве, а спрос реализуется в обмене.

       В результате возникают две экономические  категории: товарооборот (объём проданных/купленных товаров) и неудовлетворённый спрос. Товарооборот можно рассматривать как удовлетворённый спрос. Оценка неудовлетворённого спроса начинается в ходе конъюнктурного анализа на основе отчетов торговых корреспондентов. Причины, по которым спрос не удовлетворён, выявляют путём опросов потребителей. Соотношение удовлетворённого и неудовлетворённого спроса оценивается экспертным путём. На рынке покупателя, где отсутствует само понятие дефицита, размер неудовлетворённого спроса обычно сводится к минимуму. Из этого можно сделать вывод: по данным о товарообороте можно судить о закономерностях спроса [1].

       Источником  информации о товарообороте всей торговли являются статистическая отчётность и другие данные статистических органов. Параллельно каждое торговое предприятие должно вести строгий учёт количества проданных товаров и в соответствии с продажными ценами – учёт продажи в стоимостных единицах.

       Важнейшее свойство спроса заключается в обратной или отрицательной зависимости между ценой на товары и спросом на него при прочих неизменных факторах и, наоборот. Эта зависимость - есть «закон постепенного убывания спроса».

       В основе закона лежит то, что по мере роста цен количество потребляемого товара покупателями, как правило, уменьшается вследствие ряда причин:

  • рост цены на товар снижает покупательную способность дохода покупателя, следовательно, он может купить меньшее количество данного товара;
  • рост цен на конкретные товары побуждает покупателя приобрести более дешевые аналогичные товары;
  • низкие цены усиливают желание покупателей приобретать товар, а высокие цены, наоборот, ослабляют;
  • подчинение потребления принципу убывающей предельной полезности, в соответствии, с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения, поэтому покупатель покупает дополнительные единицы при условии, что их цена снижается.

       В связи с этим предприятиям, занимающимся производством, реализацией товаров необходимо формировать свою ценовую политику с учетом закона спроса и предложения, выбирая оптимальный уровень цен для наиболее полного удовлетворения спроса и обеспечения рентабельности своей деятельности.

       Очень важно в маркетинговом анализе  оценить степень и характер влияния  тех факторов, которые обуславливают  его изменение. На спрос влияют: численность населения, материальное положение населения, место проживания, наличие предприятий-конкурентов, размещение производства и т.д.   Далее на рис.1 показаны лишь наиболее важные и поддающиеся формализации факторы [1].

 

                 

 
 

       Рисунок 1. Факторы, оказывающие влияние на покупательский спрос

 
 

       1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований

 

       Маркетинговые исследования – это систематический сбор, объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям отдельных личностей и организаций (фирм и предприятий различных форм собственности) в контексте их экономической, общественной, политической и социокультурной деятельности [10].

       Информация, полученная в результате маркетинговых  исследований, используется для выявления  имеющихся проблем маркетинга, для  эффективного управления маркетингом и развития маркетинга как процесса.

       Основная  цель маркетинговых исследований –  получение информации об изменениях во внешней среде любой организации (фирмы, предприятия и т.д.). Задачей маркетинговых исследований является снижение уровня неопределённости и риска принимаемых решений в области управления маркетингом.

       Объектами маркетинговых исследований являются: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребители, конкуренты.

       Маркетинговые исследования через информацию связывают  предприятие с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределённости и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем её компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определённого продукта на конкретном рынке. Для получения нужной информации по интересующей проблеме необходимо придумать концепцию сбора данных [2].

       Классификация маркетинговых исследований:

    • По месту проведения: кабинетные, полевые;
    • По степени охвата: сплошные, выборочные;
    • По цели: разведочные (поисковые), описательные, каузальные, тестовые, прогнозные.

       Разведочные (поисковые) исследования проводятся для  лучшего определения проблемы и выдвигаемых гипотез, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности.

       Описательные  исследования направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.

       Казуальные  исследования проводятся для проверки гипотез относительно причинно – следственных связей.

       Тестовые  исследования направлены на проверку правильности принятых маркетинговых решений. Прогнозные исследования связаны с предсказанием будущего состояния объекта [14].

       Основные  направления маркетинговых исследований показаны в приложении Б.

       Проведение  маркетинговых исследований в любой  сфере их приложения связано с использованием общедоступных методов системного анализа, программно-целевых подходов, экономико-статистических методов, теории вероятности и методов математического программирования. Они могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением специализированных организаций.

       Вот несколько аспектов проведения маркетинговых  исследований:

  • исследования должны носить систематический, а не случайный или не связанный характер;
  • это не одноразовое мероприятие, исследования включают совокупность действий или процессов: сбор данных, запись и анализ;
  • данные могут поступать из различных источников: от самой компании, непредвзятых организаций или специалистов-исследователей, работающих в фирме;
  • маркетинговые исследования могут быть применены к любой стороне маркетинга, которая требует информации для содействия принятию решений.

       Каждый  рабочий этап маркетинговых исследований должен быть спланирован с учётом предыдущих и последующих шагов. Этапы процесса маркетинговых исследований представлены в приложении В.

       Для получения достоверной и надёжной информации методы проведения маркетинговых исследований следует выбирать с учётом ресурсных возможностей предприятия. Каждое предприятие или фирма, работающие на рынке, имеют своё собственное представление о задачах маркетингового исследования. Некоторые используют их постоянно, контролируя уровень спроса, ассортимент товара или свою долю рынка. Другие прибегают к маркетинговым исследованиям только при необходимости принять какое-либо важное решение, например при выведении на рынок нового товара.

       Если  предприятие проводит регулярные маркетинговые  исследования, оно должно иметь программную  стратегию исследований, которая устанавливает, какие исследования необходимо провести, с какой периодичностью и с какой целью. При эпизодическом проведении предприятием маркетинговых исследований более целесообразна проектная стратегия, сущность которой заключается в планировании и разработке отдельных исследований [10].

       Каждое  предприятие, планируя проведение маркетинговых  исследований, должны принимать во внимание, что польза от них должна значительно превышать величину затрат и потерь от риска утечки коммерческой информации к конкуренту.

       Сценарный план маркетингового исследования должен включать следующие пункты:

       • Направленность и масштабность исследования (объект исследования, характеристики выборки);

       • Горизонты маркетингового исследования – пространственный и временной (место, время и продолжительность исследования);

       • Методы исследования (эмпирические, экспертные, экономико-математические);

       • Средства исследования;

       • Организация работ (исследователи: численность, квалификация);

       • Стоимость исследования [14].

 
 

       Маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов:

- первый  этап – установление проблемы  и целей исследования. Цель – это общая постановка задачи, определение проблемы – совокупность частных задач.

- второй  этап – разработка плана исследования. План должен быть достаточно  подробным, ёмким и достижимым. В процессе разработки плана  большое внимание уделяется составлению форм для сбора информации и проектированию выборки, а также установить, каким образом и как часто следует проверять точность ответов на вопросы.

- третий этап – определение методов сбора информации и установление источников информации:

  • первичные - информация, которой ещё никто не имеет – опросы, наблюдения, деловая разведка, эксперименты, фокус-группы;
  • вторичные - информация, ранее опубликованная – внешняя (государственные органы, Интернет, специальные издания и др.) и внутренняя (данные предприятия об объёмах продаж, финансовая и бухгалтерская отчётность).

- четвёртый  этап – сбор и накопление  информации (создание маркетинговой  информационной системы).

- пятый  этап – анализ информации (собранные  данные необходимо представить в виде ограниченного числа ясных и понятных параметров, определить значимость собранной информации).

- шестой  этап – подготовка отчёта о  результатах исследования и доведение  его до руководства.

       Маркетинговое исследование схематично представлено далее. 

Рисунок 2. Схема маркетингового исследования

       Достоверность маркетингового исследования определяется четырьмя параметрами:

       1. размером выборки;

       2. ошибкой исследования, %;

       3. репрезентативностью (качеством  выборки);

Информация о работе Исследование покупательского спроса на женскую обувь фирмы «M.Shoes» весеннего ассортимента