Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование покупательского спроса на женскую обувь весеннего ассортимента фирмы «M.Shoes». Исследование проводилось в магазине «Обувь», расположенного по адресу: ул. Попова, д.1.
Задача – сделать анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей и опроса покупателей. Для этого будут изучены теоретические основы исследования покупательского спроса, дана краткая характеристика рынка обуви и непосредственно изучен покупательский спрос различными методами.
Введение________________________________________________________3
1 Теоретические аспекты исследования покупательского спроса_______5
1.1 Понятие и виды спроса; факторы, влияющие на спрос_______________5
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований_______10
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса__16
2 Краткая характеристика рынка обуви____________________________21
2.1 Обувь как товар и его специфика________________________________21
2.2 Характеристика рынка обуви___________________________________24
3 Исследования покупательского спроса на женскую обувь фирмы
«M.Shoes» весеннего ассортимен-та_______________________________30
3.1 Разработка плана исследования_________________________________30
3.2 Анализ спроса по результатам опроса покупателей________________35
3.3 Анализ спроса по результатам наблюдения за поведением покупателей
_______________________________________________________________41
Выводы и предложения___________________________________________45
Список используемой литературы__________________________________48
Симпатии и антипатии потребителей к определённому объекту изучения называются отношением покупателей [13]. В целом отношение – это суммарная оценка объекта. Люди формируют своё отношение к организации, к торговой марке, к продукту. Отношение обязательно надо принимать в расчёт при сегментировании и выборе целевых потребителей, при позиционировании, при формировании маркетинговой политики по отдельным элементам комплекса маркетинга, максимально приспосабливая её к определённым отношениям. Анализ отношений потребителей используется как для диагностики, так и в целях прогнозирования поведения потребителей в будущем.
На вопрос № 2 – носили вы когда-нибудь обувь «M.Shoes», утвердительно ответили 80 % опрошенных женщин. Ответ следует сопоставить практически со всеми ответами анкеты. Например, если в вопросах 1 и 3 поставлен приоритет не на торговую марку, то скорей всего покупательница выбирает обувь «M.Shoes» не принципиально, а просто из-за понравившейся модели. И наоборот, если в этих вопросах выделена торговая марка, то покупательница, скорее всего, выбирает модели именно данной фирмы (таких 5-7 %), т.к. доверяет ей по какой-то причине.
По какой причине женщины выбирают именно эту фирму и для изучения отношения покупательниц магазина «Обувь» к обуви «M.Shoes», в анкете предложены вопросы 4, 9, 10.
Оценки потребителей основаны как на их знаниях, так и на эмоциональных аспектах восприятия. Изучение отношений во всех аспектах данного понятия основано на получении информации от потребителей. Отношение может быть определено прямым вопросом респондента: «Нравится вам обувь марки «M.Shoes» или нет?». Вариантов ответа может быть только два: «Да» или «Нет». Использование данного метода даёт самую поверхностную информацию, хотя является самым простым.
Помимо простейшего, прямого способа определения, используются шкалы измерений. Например, отношение потребителей к марке «M.Shoes» можно измерить с помощью следующей шкалы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Данная марка является наилучшей из всех имеющихся | Мне нравится данная марка, но имеются другие столь же хорошие | Мне нравится данная марка, но есть более хорошие | Данная марка является приемлемой, но есть марки лучше | Я отношусь к данной марке нейтрально, она не имеет каких-то отличительных свойств | Мне не нравится данная марка, хотя есть и хуже | Мне совсем не нравится данная марка, она наихудшая из числа имеющихся |
Градации (1) и (2) определяют первоочередной выбор, (3) и (4) определяют вторичный выбор, (5) – (7) характеризуют товар, который не покупают.
В нашей анкете мы использовали данную шкалу (вопрос 4) . 80% женщин выбрали (2) и (3) градации, остальные 20% разделились между (4) и (5) градациями. Эти цифры показывают, что приверженки одной торговой марки «M.Shoes» среди опрошенных женщин не оказалось. Но хорошим показателем можно считать, что никто не выбрал (6) и (7) градации – антипатии у покупательниц данная обувь не вызывает.
Анализируя ответы на вопрос № 9 – чем нравится весенняя коллекция фирмы «M.Shoes» можно утверждать, что все кто носил данную обувь (кто ответил на вопрос 2 утвердительно), считают её красивой, долговечной, удобной в носке. Те женщины, которые не покупали обувь «M.Shoes», отмечают качество и модный дизайн, разнообразие модельного ряда. Среди тех, кто не носил обувь «M.Shoes», просматривается тенденция – при ответе на вопрос 10 в графе «Высокая цена - Низкая цена» выбиралась точка ближе к высокой цене.
Положительное отношение к продукту не всегда предопределяет намерение осуществить его покупку. Потребитель, выразивший положительное отношение к определённому продукту, не всегда желает или способен его купить. Например, из практического опыта знаю, что у всех покупателей отношение к обуви марки «Salamander» подпадает под 1 градацию, но материальная возможность купить эту обувь есть далеко не у всех, т.к. данная торговая марка стоит в ценовом сегменте «Люкс» (см. приложение Л).
Следующий шаг изучения торговой марки заключается в изучении мнений потребителей об их продуктах. Самый простой подход основан на использовании шкалы:
Продукт
данной
марки не нравится |
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 |
Продукт данной
марки нравится |
При использовании данной шкалы следует помнить, что нейтральные оценки могут являться следствием плохой информированности респондента [13].
Для оценки обуви «M.Shoes» покупателями можно воспользоваться более сложной шкалой - семантическим дифференциалом (вопрос 9). Он даёт возможность узнать мнение потребителей о товаре сразу по нескольким пунктам. Мы предложили покупательницам проранжировать обувь «M.Shoes» по качеству, соответствию моде и уровню цен.
Только по второму признаку женщины высказали одинаково высокое мнение – 98,3 % опрошенных считают весеннюю коллекцию фирменной обуви «M.Shoes» соответствующей последним модным тенденциям. По уровню цены и качества мнения разошлись. Выяснилось, что те кто считает данную обувь дорогой уверены в её качестве. Те же немногие, кто поставил точку ближе к низкой цене, считают, что обувь марки «M.Shoes» не высокого качества.
О предпочтениях женщин в обуви можно сказать, что большинство предпочитают носить в весенний период сапоги и полусапоги (31 и 38 %). Батфорты всегда носят не многие, а в эту весну они ещё и не модны (1,7 %). На высоком каблуке обувь носят 14 %, на среднем и без каблука по 24 %, на низком 38 %. У большинства опрошенных женщин в постоянной носке в весенний период одна пара обуви и обновляют они её когда старая обувь совсем износится (около 40 %).
Проведём обобщение собранной информации. Для этого построим сводную таблицу и подсчитаем процент ответивших на тот или иной вопрос.
Для подсчёта процента воспользуемся формулой:
Кол-во выбравших данный ответ
n
= ------------------------------
Объём выборки
Объём выборки составляет 58 человек.
Таблица 1 Результаты анкетного опроса покупателей
Вопрос |
Ответ
респондента |
Выбравшие
данный ответ, чел |
Выбравшие
данный
ответ, % |
|
торговая марка | 3 | 5 |
качество обуви | 35 | 60 | |
цена | 2 | 3 | |
комфорт | 5 | 8 | |
соответствие модели модным тенденциям | 13 | 24 | |
2.
Вы когда-нибудь
носили обувь торговой марки «M.Shoes»? |
ДА |
46 | 80 |
|
12 | 20 | |
3.
Пожалуйста, расставьте характеристики
обуви в соответствии со степенью важности
для Вас с 1 по 5 места:
(ответы, поставленные на 1 место) |
мода | 13 | 22 |
стоимость | 3 | 5 | |
удобная колодка | 5 | 9 | |
известность торговой марки | 4 | 7 | |
качество | 33 | 57 | |
4. Как вы относитесь к обуви фирмы «M.Shoes» | наилучшая из всех представленных. | __________ | _________ |
нравится, но есть другие, столь же хорошие | 25 | 46 | |
нравится, но есть более хорошая | 21 | 36 | |
приемлемая, но есть лучше | 9 | 15 | |
нейтрально | 3 | 5 | |
не нравится, но есть хуже | __________ | _________ | |
наихудшая | __________ | _________ | |
5. Какую обувь Вы предпочитаете носить весной? | Ботфорты | 1 | 1,7 |
сапоги | 18 | 31 | |
полусапожки | 22 | 38 | |
ботильоны | 14 | 24 | |
разную | 3 | 5,3 |
Продолжение таблицы 1.
6.
Какую обувь
«на каждый день» вы носите? |
на высоком каблуке 7-10 см | 8 | 14 |
на среднем каблуке 4-7 см | 14 | 24 | |
на низком устойчивом каблуке до 4 см | 22 | 38 | |
предпочитаю обувь без каблука | 14 | 24 | |
7.
Сколько пар обуви у Вас
в постоянной носке во время
весеннего
сезона? |
одна | 40 | 69 |
две | 13 | 22 | |
более двух | 5 | 9 | |
8.
С какой целью вы
обновляете свою обувь? |
обувь совсем износилась | 38 | 65 |
обувь вышла из моды | 16 | 28 | |
хочется себя порадовать |
4 | 7 | |
9.
Чем Вам нравится весенняя коллекция
2009 женской обуви «M.Shoes»
(основные ответы) |
дизайн |
35 | 60 |
качество |
17 | 30 | |
разнообразие представленных моделей | 6 | 10 | |
10.
Пожалуйста,
проранжируйте обувь «M.Shoes» по следующим характеристикам |
некачественная обувь | 4 | 7 |
качественная обувь | 54 | 93 | |
немодная обувь | 1 | 1,7 | |
модная обувь | 57 | 98,3 | |
дорогая обувь | 55 | 95 | |
недорогая обувь | 3 | 5 | |
11. Пожалуйста, укажите Ваш возраст | 18-35 лет | 23 | 40 |
35-55 лет | 27 | 46 | |
старше 55 лет | 8 | 14 | |
12.
Ваш социальный
статус |
рабочая | 9 | 16 |
служащая | 39 | 67 | |
студентка | 7 | 12 | |
домохозяйка | 3 | 5 |
Таблица наглядно показывает, как ответили покупательницы на поставленные вопросы. Видно, что настоящих поклонниц обуви «M.Shoes» очень мало. В приоритет торговую марку ставят 5-7 % женщин. Также видно, что на контрольный вопрос № 3, заданный к первому вопросу, выясняющий какое значение при выборе обуви для покупателей имеет торговая марка, некоторые ответили по другому. Больше человек (на 2%) выделили стоимость и известность торговой марки, меньше (на 3%) качество.
Отсюда можно сделать вывод, что некоторые были где-то неискренни, либо ошиблись, заполняя 3 вопрос.
В целом обувь торговой марки «M.Shoes» вызывает положительные эмоции у опрашиваемых дам, с удовольствием покупается ими. Это доказывает и анализ товарооборота данного товара. В конце января к оставшемуся остатку с прошлого сезона (145 200 руб) пришла новая коллекция женской обуви «M.Shoes» (368 600 руб) и на февраль остатки по обуви «M.Shoes» в денежном выражении составили 513 800 рублей. Коллекция прошлого года продавалась со скидкой 30 % и на апрель остаток по весенней женской обуви «M.Shoes» составил 111 800 рублей. Остатки по товарной группе к концу нового сезона уменьшились по сравнению с прошлым годом на 77 %. Это очень хороший показатель, который должен в идеале стремиться к 100 %.
3.3
Анализ спроса по результатам
наблюдения за поведением
Наблюдение – это внешнее изучение объектов и процессов, на основе которого выполняется их анализ. При наблюдении осуществляется регистрация происходящих событий. С помощью наблюдений удобно собирать первичную информацию: о посетителях магазинов, выставок, о конкурентах, о партнёрах и поставщиках.
Наблюдение – один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведёт непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой [6]. Наблюдения позволяют оценить половозрастной состав посетителей магазинов, частоту и ассортимент покупок, установить маршруты движения посетителей выставок, количество посетителей на стендах, частоту тех или иных вопросов посетителей, изучить опыт организации работы конкурентов, работу персонала у партнёров и поставщиков: быстроту обслуживания, рекламные материалы и т.д.
Систематические наблюдения за состоянием различных объектов и процессов называется мониторингом.
Наблюдения могут быть: