Исследование социального статуса потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Целями данного исследования является:
выявление характеристик, определяющих принадлежность потребителей к определенному социальному классу;
отнесение по этим характеристикам потребителей к какому-либо социальному классу;
выявление различий в предпочтениях и поведении потребителей, относящихся к разным социальным классам.

Содержание

Введение …………………………………………………………………
3
1. Анализ вторичной информации для исследования «Изучение социального статуса потребителя»……………………………………..

5
2. Методология исследования социального статуса потребителей……………………………………………………………..

8
3. Обработка и анализ ………………...
17
Заключение……………………………………………………………….
35
Список использованной литературы…………………………………...
37

Работа состоит из  1 файл

курсовая по маркет исследованиям.doc

— 566.50 Кб (Скачать документ)

 

  1. В исследовании нас интересуют респонденты в возрасте от 35 лет и старше. Получим генеральную совокупность, равную 1320,8 тыс. человек.

Статистическая выборка  при нормированном отклонении t=2 и допустимой ошибке 5 % при генеральной совокупности больше 100.000  равна 400 респондентам.1

Методом сбора первичной информации является опрос в форме структурного интервью. Опрос - устный, результаты опроса будут фиксироваться в анкете. Анкета (см. приложение 1) будет заполняться входе структурного интервью интервьюером. Количество вопросов в анкете – 21, поскольку меньшее количество не позволит детально исследовать поставленную проблему, а большее – может спровоцировать нежелание респондента тратить время на ответы.

В исследовании использованы объективные  методы исследования. В объективных  методах исследования используют количественные переменные социально-экономического статуса (СЭС). В качестве таких переменных чаще используются профессия, доход, образование, район проживания, размер и тип жилья, наличие собственности и бытовой техники. Все эти параметры отражены в вопросах анкеты.

Для составления вопросов анкеты были выбраны параметры, по которым в результате анкетирования респонденты будут разделены на социальные классы. За основу разработки методики проведения исследования социального статуса потребителей была взята методика проведения подобного исследования с расчетом индекса Коумена.

По методике Коумена берется 4 показателя социального класса. Каждому значению выбранных показателей социального  класса присваивается определенное количество баллов. По сумме баллов, набранных респондентом, его относят  к определенному социальному классу: низшему, среднему или высшему.

Взяв за основу эту модель, я  разработала свои характеристики параметров с учетом российской специфики. Я  проранжировала следующие параметры  социального класса:

    1. Вид дома ранжируется по шкале от 1 до 8.

Таблица 2.3

Ранжирование  показателя вид дома

 

Вид дома

Баллы

1

Частный дом

1

2

«Хрущевка»

3

3

Блочный или кирпичный 9-, 12-, 18- этажный дом

5

4

Элитный многоэтажный дом

7

5

Коттедж

8


    1. Район проживания ранжируется по шкале от 1 до 9.

Таблица 2.4

Ранжирование показателя район проживания

 

Район проживания

Баллы

1

Красноглинский

1

2

Куйбышевский

2

3

Кировский

3

4

Промышленный

4

5

Советский

5

6

Железнодорожный

6

7

Октябрьский

7

8

Ленинский

8

9

Самарский

9


  1. Количество комнат ранжируется по шкале от 1 до 5.

Таблица 2.5

Ранжирование показателя количества комнат

Количество  комнат

Баллы

1

1 комната

1

2

2 комнаты

2

3

3 комнаты

3

4

4 комнаты

4

5

более 4 комнат 

5


 

 

 

 

 

 

  1. Собственное недвижимое имущество ранжируется по шкале от 0 до 5.

Таблица 2.6

Ранжирование показателя собственное недвижимое имущество

Варианты ответов  респондентов

Баллы

1

ничего из перечисленного в собственности нет

0

2

садово-огородный участок  без дома

1

3

гараж

2

4

дача

3

5

земля

4

6

второе жилье

5


По этому показателю возможно несколько вариантов ответа, поэтому набранные баллы суммируются.

  1. Собственность на движимое имущество и бытовую технику ранжируется по шкале от 0 до 7.

Таблица 2.7

Ранжирование показателя собственность на движимое имущество  и бытовую технику

Варианты ответов респондентов

Баллы

1

ничего из перечисленного в собственности нет

0

2

холодильник; телевизор

1

3

стиральная машинка; микроволновая  печь

2

4

сотовый телефон

3

5

компьютер

4

6

кондиционер

5

7

машина отечественного производства

6

8

машина иностранного производства

7


По этому показателю возможно несколько  вариантов ответа, поэтому набранные  баллы суммируются.

 

 

 

 

 

 

  1. Образование оценивается по 8-балльной шкале от 1 до 8.

Таблица 2.8

Ранжирование  показателя образование 

 

Образование

Баллы

1

начальное, неполное среднее

1

2

среднее общее

3

3

среднее специальное, неполное высшее

5

4

высшее

8


 

 

    1. Престиж профессии респондента оценивается по шкале от 0 до 9.

Таблица 2.9

Ранжирование  показателя уровень престижа профессии

 

Уровень

престижа

профессии

Профессии

0

«Хронически безработный», подельщик  не имеет специальных навыков

1

Имеет постоянную работу, требующую  незначительных навыков: уборщики, подсобные  рабочие, обслуживающий персонал

2

Рабочие заводов, имеющие средние  навыки, водители автобусов и грузовиков, плотники, каменщики, мелкие подрядчики, торговый персонал, работники пищ. промышленности

4

Милиционеры и пожарные, учителя, медицинские  работники, работники социальной сферы

5

Опытные мастера, мастера на заводах  и фабриках, технологи

7

Владельцы маленьких фирм, служащие офисов, технические специалисты, служащие офисов, врачи, преподаватели ВУЗов

8

Руководители среднего звена, владельцы  средних фирм, высококвалифицированные  инженеры

9

Высшие руководители крупных компаний


 

 

  1. Доход ранжируется от 1 до 8.  Так как показатель дохода является определяющим при определении границ социальных классов в Российском обществе, то баллы по нему будут удваиваться.

 

 

 

Таблица 2.10

Ранжирование  показателя среднего дохода в месяц на каждого члена семьи

 

Доход, руб.

Баллы

1

менее 2100

1

2

от 2100 до 4200

2

3

от 4201 до 12000

4

4

от 12001 до 27000

6

5

более 27000

8


 

Статус респондента по сумме  баллов  следующий: высший класс  – 78 -  102, высший средний – 48- 77, низший средний -  36 – 47 и низший класс – 5 – 35. Это деление укрупненное,  в низший класс входят бедные, низкообеспеченные.

Все перечисленные выше критерии определения  социального статуса имеют отражения  в вопросах анкеты. Респондентов просят предоставить информацию о себе и  о своей семье по этим критериям и затем на основе полученных данных по каждому респонденту, осуществляется процесс присвоения ответам баллов и их суммирование.  На основе этой оценки респондента относят либо к высшему, либо к среднему, либо к низшему классу.

Разработанная для этих целей анкета имеет следующую структуру:

Вопрос № 1 является фильтрующим  вопросом, он открытый. Респондента  просят указать свой возраст, т.к. в  данном исследовании целевой аудиторией являются жители г. Самары в возрасте от 35 лет и старше.

Собственность является символом классовой принадлежности, при чем важен не только ее стоимостной объем, но и сама природа вещей. Потребление таких продуктов и услуг, как автомобили, дома, судебные процессы, одежда демонстрирует достижения, благосостояние и накопления собственности человека, поэтому в свою анкету я включила вопросы о собственности.

Блок вопросов о жилищных условиях респондента. Вопросы № 2 и 3 о виде дома и количестве комнат являются закрытыми. Вопрос №4 является открытым, в нем просят указать район проживания, вопросы № 5,6 содержат некоторые варианты ответов, и респонденту предлагается либо  выбрать ответ из предложенных, либо дать свой вариант ответа о праве собственности на жилье и пути его приобретения.

Далее следует блок вопросов о собственности на движимое, недвижимое имущество и бытовую технику, так как ответы на эти вопросы являются показателями благосостояния респондентов, а показатель благосостояния является одним из критериев социального статуса. Вопросы № 7 и 8, предполагают наличие нескольких вариантов ответов.

Следующий блок вопросов касается доходов  и расходов респондентов. Вопросы  № 9 и 10 включены в анкету с целью  выяснения структуры  доходов  и расходов представителей разных социальных классов. Вопрос № 9 является закрытым, а в вопросе № 10 респондентов просят разделить между перечисленными статьями расходов 100%.

Следующие три вопроса № 11, 12, 13 включены в анкету с целью выяснения  существуют ли различия в поведении  потребителей,  принадлежащим к  разным социальным классам. Эти  вопросы помогут выяснить какие характеристики являются определяющими при выборе товаров для представителей разных социальных классов, и каким характеристикам должен отвечать магазина, позиционирующий себя как магазин для представителей определенного социального класса. В вопросах № 11, 12 для оценки степени важности для потребителей характеристик товара используется шкала важности, предполагающая следующие варианты ответов:

  • 1 – совсем неважно;
  • 2 – неважно;
  • 3 – довольно важно;
  • 4 – очень важно;
  • 5 – исключительно важно.

В вопросе № 13 содержится семантический  дифференциал с 5 – бальной шкалой между двумя биполярными полями, в которой опрашиваемый должен выбрать  точку, соответствующую его предпочтениям  при выборе магазина для покупок.

Вопрос № 14 предполагает выяснения мнения респондентов о том, повыситься ли их покупательная способность в следующем году, в этом вопросе используется шкала Лайкерта, по которой респондента просят указать степень согласия или несогласия с сутью вопроса.

Принадлежность к социальному  классу может по-разному сказываться на способах проведения досуга, поэтому в свою анкету я включила вопросы № 15, 16 о проведении свободного времени. Вопрос № 15 является дихотомическим, т. е. предполагает выбор из двух ответов: «да» или «нет».

В завершающем блоке анкеты содержаться вопросы о демографических характеристиках респондента. Очень важное значение для исследования имеют вопросы № 17 (об образовании), № 19 (о профессии респондента) и № 21 (о доходе). Вопрос № 18 является уточняющим для определения уровня престижа профессии. Вопрос № 20 дает информацию о поле респондента. Такова структура анкеты, разработанной для исследования социального статуса потребителей. Макет анкеты, представлен в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обработка и анализ полевого исследования

 Книга кодов и  таблица сырых данных находится  в приложении 2 и 3. Анализ данных  полученных в ходе опроса анализируется  с помощью табуляции. Табуляция  бывает простая и перекрестная. В ходе анализа были использованы  обе ее разновидности.

Информация о работе Исследование социального статуса потребителей