Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа
Целями данного исследования является:
выявление характеристик, определяющих принадлежность потребителей к определенному социальному классу;
отнесение по этим характеристикам потребителей к какому-либо социальному классу;
выявление различий в предпочтениях и поведении потребителей, относящихся к разным социальным классам.
Введение …………………………………………………………………
3
1. Анализ вторичной информации для исследования «Изучение социального статуса потребителя»……………………………………..
5
2. Методология исследования социального статуса потребителей……………………………………………………………..
8
3. Обработка и анализ ………………...
17
Заключение……………………………………………………………….
35
Список использованной литературы…………………………………...
37
Статистическая выборка при нормированном отклонении t=2 и допустимой ошибке 5 % при генеральной совокупности больше 100.000 равна 400 респондентам.1
Методом сбора первичной информации является опрос в форме структурного интервью. Опрос - устный, результаты опроса будут фиксироваться в анкете. Анкета (см. приложение 1) будет заполняться входе структурного интервью интервьюером. Количество вопросов в анкете – 21, поскольку меньшее количество не позволит детально исследовать поставленную проблему, а большее – может спровоцировать нежелание респондента тратить время на ответы.
В исследовании использованы объективные методы исследования. В объективных методах исследования используют количественные переменные социально-экономического статуса (СЭС). В качестве таких переменных чаще используются профессия, доход, образование, район проживания, размер и тип жилья, наличие собственности и бытовой техники. Все эти параметры отражены в вопросах анкеты.
Для составления вопросов анкеты были выбраны параметры, по которым в результате анкетирования респонденты будут разделены на социальные классы. За основу разработки методики проведения исследования социального статуса потребителей была взята методика проведения подобного исследования с расчетом индекса Коумена.
По методике Коумена берется 4 показателя
социального класса. Каждому значению
выбранных показателей
Взяв за основу эту модель, я разработала свои характеристики параметров с учетом российской специфики. Я проранжировала следующие параметры социального класса:
Таблица 2.3
Ранжирование показателя вид дома
№ |
Вид дома |
Баллы |
1 |
Частный дом |
1 |
2 |
«Хрущевка» |
3 |
3 |
Блочный или кирпичный 9-, 12-, 18- этажный дом |
5 |
4 |
Элитный многоэтажный дом |
7 |
5 |
Коттедж |
8 |
Таблица 2.4
Ранжирование показателя район проживания
№ |
Район проживания |
Баллы |
1 |
Красноглинский |
1 |
2 |
Куйбышевский |
2 |
3 |
Кировский |
3 |
4 |
Промышленный |
4 |
5 |
Советский |
5 |
6 |
Железнодорожный |
6 |
7 |
Октябрьский |
7 |
8 |
Ленинский |
8 |
9 |
Самарский |
9 |
Таблица 2.5
Ранжирование показателя количества комнат
№ |
Количество комнат |
Баллы |
1 |
1 комната |
1 |
2 |
2 комнаты |
2 |
3 |
3 комнаты |
3 |
4 |
4 комнаты |
4 |
5 |
более 4 комнат |
5 |
Таблица 2.6
Ранжирование показателя собственное недвижимое имущество
№ |
Варианты ответов респондентов |
Баллы |
1 |
ничего из перечисленного в собственности нет |
0 |
2 |
садово-огородный участок без дома |
1 |
3 |
гараж |
2 |
4 |
дача |
3 |
5 |
земля |
4 |
6 |
второе жилье |
5 |
По этому показателю возможно несколько вариантов ответа, поэтому набранные баллы суммируются.
Таблица 2.7
Ранжирование показателя собственность на движимое имущество и бытовую технику
№ |
Варианты ответов респондентов |
Баллы |
1 |
ничего из перечисленного в собственности нет |
0 |
2 |
холодильник; телевизор |
1 |
3 |
стиральная машинка; микроволновая печь |
2 |
4 |
сотовый телефон |
3 |
5 |
компьютер |
4 |
6 |
кондиционер |
5 |
7 |
машина отечественного производства |
6 |
8 |
машина иностранного производства |
7 |
По этому показателю возможно несколько вариантов ответа, поэтому набранные баллы суммируются.
Таблица 2.8
Ранжирование показателя образование
№ |
Образование |
Баллы |
1 |
начальное, неполное среднее |
1 |
2 |
среднее общее |
3 |
3 |
среднее специальное, неполное высшее |
5 |
4 |
высшее |
8 |
Таблица 2.9
Ранжирование показателя уровень престижа профессии
Уровень престижа профессии |
Профессии |
0 |
«Хронически безработный», подельщик не имеет специальных навыков |
1 |
Имеет постоянную работу, требующую незначительных навыков: уборщики, подсобные рабочие, обслуживающий персонал |
2 |
Рабочие заводов, имеющие средние навыки, водители автобусов и грузовиков, плотники, каменщики, мелкие подрядчики, торговый персонал, работники пищ. промышленности |
4 |
Милиционеры и пожарные, учителя, медицинские работники, работники социальной сферы |
5 |
Опытные мастера, мастера на заводах и фабриках, технологи |
7 |
Владельцы маленьких фирм, служащие офисов, технические специалисты, служащие офисов, врачи, преподаватели ВУЗов |
8 |
Руководители среднего звена, владельцы средних фирм, высококвалифицированные инженеры |
9 |
Высшие руководители крупных компаний |
Таблица 2.10
Ранжирование показателя среднего дохода в месяц на каждого члена семьи
№ |
Доход, руб. |
Баллы |
1 |
менее 2100 |
1 |
2 |
от 2100 до 4200 |
2 |
3 |
от 4201 до 12000 |
4 |
4 |
от 12001 до 27000 |
6 |
5 |
более 27000 |
8 |
Статус респондента по сумме баллов следующий: высший класс – 78 - 102, высший средний – 48- 77, низший средний - 36 – 47 и низший класс – 5 – 35. Это деление укрупненное, в низший класс входят бедные, низкообеспеченные.
Все перечисленные выше критерии определения
социального статуса имеют
Разработанная для этих целей анкета имеет следующую структуру:
Вопрос № 1 является фильтрующим вопросом, он открытый. Респондента просят указать свой возраст, т.к. в данном исследовании целевой аудиторией являются жители г. Самары в возрасте от 35 лет и старше.
Собственность является символом классовой принадлежности, при чем важен не только ее стоимостной объем, но и сама природа вещей. Потребление таких продуктов и услуг, как автомобили, дома, судебные процессы, одежда демонстрирует достижения, благосостояние и накопления собственности человека, поэтому в свою анкету я включила вопросы о собственности.
Блок вопросов о жилищных условиях респондента. Вопросы № 2 и 3 о виде дома и количестве комнат являются закрытыми. Вопрос №4 является открытым, в нем просят указать район проживания, вопросы № 5,6 содержат некоторые варианты ответов, и респонденту предлагается либо выбрать ответ из предложенных, либо дать свой вариант ответа о праве собственности на жилье и пути его приобретения.
Далее следует блок вопросов о собственности на движимое, недвижимое имущество и бытовую технику, так как ответы на эти вопросы являются показателями благосостояния респондентов, а показатель благосостояния является одним из критериев социального статуса. Вопросы № 7 и 8, предполагают наличие нескольких вариантов ответов.
Следующий блок вопросов касается доходов и расходов респондентов. Вопросы № 9 и 10 включены в анкету с целью выяснения структуры доходов и расходов представителей разных социальных классов. Вопрос № 9 является закрытым, а в вопросе № 10 респондентов просят разделить между перечисленными статьями расходов 100%.
Следующие три вопроса № 11, 12, 13 включены в анкету с целью выяснения существуют ли различия в поведении потребителей, принадлежащим к разным социальным классам. Эти вопросы помогут выяснить какие характеристики являются определяющими при выборе товаров для представителей разных социальных классов, и каким характеристикам должен отвечать магазина, позиционирующий себя как магазин для представителей определенного социального класса. В вопросах № 11, 12 для оценки степени важности для потребителей характеристик товара используется шкала важности, предполагающая следующие варианты ответов:
В вопросе № 13 содержится семантический
дифференциал с 5 – бальной шкалой
между двумя биполярными
Вопрос № 14 предполагает выяснения мнения респондентов о том, повыситься ли их покупательная способность в следующем году, в этом вопросе используется шкала Лайкерта, по которой респондента просят указать степень согласия или несогласия с сутью вопроса.
Принадлежность к социальному классу может по-разному сказываться на способах проведения досуга, поэтому в свою анкету я включила вопросы № 15, 16 о проведении свободного времени. Вопрос № 15 является дихотомическим, т. е. предполагает выбор из двух ответов: «да» или «нет».
В завершающем блоке анкеты содержаться вопросы о демографических характеристиках респондента. Очень важное значение для исследования имеют вопросы № 17 (об образовании), № 19 (о профессии респондента) и № 21 (о доходе). Вопрос № 18 является уточняющим для определения уровня престижа профессии. Вопрос № 20 дает информацию о поле респондента. Такова структура анкеты, разработанной для исследования социального статуса потребителей. Макет анкеты, представлен в приложении 1.
3. Обработка и анализ полевого исследования
Книга кодов и
таблица сырых данных
Информация о работе Исследование социального статуса потребителей