Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Целью данного маркетингового исследования является исследование товарного рынка посредством формирования маркетинговых решений по результатам исследования в области ценовой политики предприятия.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обосновать цели и задачи маркетингового исследования;
Определиться с методом сбора и технологией обработки информации;
Представить результаты маркетингового исследования путем обработки полученной информации и ее презентацией;
Сформировать маркетинговые решения по полученным результатам.
Введение 3
1. Постановка и технологи маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
2. Представление результатов маркетингового исследования 12
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 12
2.2. Презентации результатов маркетингового исследования 14
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области ценовой политики предприятия 18
Заключение 19
Список литературы 20
Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка).[15]
Так как опрос является одним из самых распространенных методов изучения потребителей, рассмотрение его методологии происходит более подробно. Он может происходить как в устной, так и в письменной форме.
Опросы разделяются:
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
-
да - нет вопросы (иногда
-
альтернативные вопросы, при
-
ранжирование объектов
- шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.[4]
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да — нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено.
Анкета должна отвечать
- облегчить ответ опрашиваемого лица;
-
сформулировать вопрос с
-
позволить легко провести
Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать.[21]
Последовательность
процедур планирования и организации
сбора первичной маркетинговой информации
представлена на рис. 1.1:
Составление плана выработки | ||||||||||||||
Выбор метода сбора данных и орудия исследования | ||||||||||||||
Подготовка опроса | Подготовка эксперимента | Подготовка наблюдения | Разработка модели функционирования (поведения) объекта | |||||||||||
Выбор способа связи с аудиторией | ||||||||||||||
Подготовка анкеты | ||||||||||||||
Проведение тестирования и доработка анкеты | ||||||||||||||
Организация сбора первичной маркетинговой информации |
Рис. 1.1
Последовательность процедур планирования
и организации сбора первичной
маркетинговой информации
Под
вторичными данными, применяемыми при
проведении так называемых кабинетных
маркетинговых исследований, понимаются
данные, собранные ранее из внутренних
и внешних источников для целей,
отличных от целей маркетинговых
исследований. Кабинетные исследования
являются наиболее доступным и дешевым
методом проведения маркетинговых
исследований. Для малых, а порой
и средних организаций – это
практически доминирующий метод
получения маркетинговой
Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового персонала, отчеты о командировках и др.
Вторичная
информация, с которой должна работать
система постоянного слежения за
внешней маркетинговой средой, обширна
и, как правило, рассеяна по множеству
источников, которые полностью практически
невозможно перечислить. Многие международные
и российские центры и организации
регулярно публикуют
Сбор данных при проведении маркетинговых исследований может осуществляться кабинетными или полевыми методами или их комбинацией [6].
Кабинетные исследования – сбор, обработка, анализ вторичной информации, содержащейся в различных источниках, подготовленных для других целей.
Полевое исследование – метод сбора и оценки информации непосредственно на объекте исследования. Оно может осуществляться путем опроса, эксперимента, наблюдения.
Последовательность
процедур отбора источников, сбора
и анализа вторичной маркетинговой
информации представлена на рис. 1.2
Отбор источников внутренней вторичной информации | Отбор источников внешней вторичной информации | ||||||
Сбор внутренней вторичной информации | Сбор внешней вторичной информации | ||||||
Систематизация и анализ полноты, достоверности и непротиворечивости вторичной информации | |||||||
Интерпретация информации, формулирование выводов и разработка рекомендаций | Определение потребностей в первичной информации | ||||||
Представление полученных результатов | Планирование и организация сбора первичной информации |
Рис. 1.2
Последовательность процедур отбора источников,
сбора и анализа вторичной маркетинговой
информации
Наблюдение
в маркетинговых исследованиях
представляет собой метод сбора
первичной маркетинговой
Наблюдение
в маркетинговом исследовании может
быть направлено на достижение различных
целей. Оно может быть использовано
как источник информации для построения
гипотез, служить для проверки данных,
полученных другими методами, с его
помощью можно извлечь
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением. При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров, которые могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо стремиться свести его к минимуму.
Этим требованиям удовлетворяет, скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. При проведении структурализованного наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.
Этот
метод дает возможность осуществлять
наблюдения по заранее намеченной
схеме, фиксировать результат
Когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований.[10]
Обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так, если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структурализовано, проводиться в тех условиях, в которых собиралась контролируемая информация.