Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».
Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия
-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия
-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия
-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»
-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия
-Рассмотреть SWOT анализ
-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6
1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6
1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9
1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29
2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56
ВВЕДЕНИЕ......................
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………....
1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6
1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9
1.3 Значение исследования
маркетинговой среды для обеспечения
эффективной работы предприятия……………………………………………..
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно
Азот»………………………………………………..……………
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29
2.3 SWOT анализ на
предприятии……………………………………………..
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………...............
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Показатели финансово–
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные показатели
социально экономического развития
ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………
Тема эффективности маркетинговой среды является актуальной на сегодняшний день. Предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”. Все факторы внутренней и внешней среды могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность.
Бдительные фирмы и предприятия периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки, они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам.
Успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей.
Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования и анализ внутренней и внешней среды организации.
Поэтому важнейшим инструментом совершенствования маркетинговой среды предприятия необходимо считать организацию эффективной системы обратной связи, включающей маркетинговые исследования, рекламные акции и мероприятия по стимулированию сбыта, информационную открытость компании.
Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».
Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия
-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия
-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия
-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»
-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия
-Рассмотреть SWOT анализ
-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».
Объектом курсовой работы является ОАО «ГродноАзот».
Предметом курсовой работы будет являться маркетинговая среда предприятия.
В курсовой работе использованы материалы учебных пособий по маркетингу, материалы периодической печати, документы предприятия. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие и сущность маркетинговой среды предприятия, а также характеристика микро- и макро среды предприятия; рассмотрено значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия.
Во второй главе рассматривается организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот», проведён анализ внутренней и внешней среды предприятия с использованием SWOT анализа и его применение.
В третьей
главе определены направления совершенствования
маркетинговой среды ОАО «Гродно Азот»
Динамичные изменения, постоянно происходящие во всех сферах общественной жизни, делают управление предприятием, в условиях многообразия его отношений и контактов с многочисленными субъектами, весьма сложным занятием. Это относится и к управлению маркетингом, как одной из основных функций управления. Происходящие за пределами предприятия процессы в той или иной сказываются на изменениях и процессах, происходящих внутри фирмы. Совокупность этих субъектов и отношений составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы и является объектом внимательного изучения. [6, с. 401]
Если взять общее понятие то, маркетинговая среда — это все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.
Можно встретить множество определений маркетинговой среды. Например, маркетинговая среда - это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее, и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами.
Панкрухин А.П. считает, что маркетинговая среда – это совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка (глоссарий) и эффективность деятельности субъектов маркетинга» (определение Панкрухина А.П.) [18, с. 32].
Поставщики и клиенты; маркетинговые посредники и клиенты; финансовые круги и средства массовой информации; государственные учреждения и общественные организации; динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности; технический прогресс и состояние природной среды; культурная среда и внутренняя культура организации - вот далеко не полный перечень субъектов и факторов, действующих на предприятие и влияющих на эффективность его функционирования.
Маркетинговая среда, с точки зрения ее изучения, может рассматриваться на трех уровнях: внутренняя среда, микросреда, макросреда. Микро - и макросреда представляют собой внешнюю среду фирмы.
Внутренняя среда маркетинга предприятия включает его организационную структуру, отдельные подразделения, взаимосвязи между ними, систему управления, систему информации, систему планирования и т.д.
Внешняя среда маркетинга предприятия складывается из факторов:
- макросреды
(правовых, экономических,
- микросреды (покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий).[6, с.28]
Если более конкретно рассматривать внутреннюю среду, то это часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется руководством. Она включает структурные подразделения предприятия и складывающиеся между ними связи отношения. От состояния внутренней среды в значительной степени зависит стабильность функционирования, а значит и выживания в конкурентной борьбе.
Выбор товарной специализации, схем товародвижения, ценообразования и стимулирования сбыта, ориентации на тот или иной целевой рынок, организации маркетинговой деятельности, текущего и периодического контроля, формирования имиджа компании в значительной степени подконтрольны руководству фирмы и могут регулироваться им. Внутренняя среда может быть как залогом эффективного функционирования, так и источником многочисленных проблем, способных привести к ликвидации предприятия.
Анализ внутренней среды является трудной задачей, решению которой уделяется, порой, слишком мало внимания. Целью исследования внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат опорой в конкурентной борьбе, их необходимо расширять и укреплять. Изучение слабых сторон должно стать объектом самого пристального внимания со стороны всех структурных звеньев фирмы, с целью уменьшения их влияния на хозяйственную деятельность[1, с. 189]
Если все службы не объединены единой стратегией, не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга, то предприятие в целом не может рассчитывать на успех. Сотрудники службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, работая над созданием новых товаров, вправе рассчитывать, что отдел материально-технического снабжения обеспечит производственные службы не только более дешевым, но и качественным сырьем и комплектующими. И те, и другие ожидают от производителей выпуска качественной продукции. Финансовым службам не следует относиться к затратам на продвижение фирменных товаров как к пустой трате средств. Руководство предприятия не может быть озабочено только текущими проблемами и не задумываться о стратегических задачах.
Внутренняя атмосфера взаимоотношений и социального климата на предприятии, складывающаяся под влиянием норм, правил и ценностей составляет внутреннюю культуру предприятия.[6, с. 367]
Главным
ресурсом и цементирующим звеном предприятия
является персонал, люди. Их мнение о деятельности
своего предприятия, об успехах и проблемах
важный объект изучения внутренней среды.
В процессе своей текущей деятельности предприятие находится в непосредственном взаимодействии разной степени интенсивности с целым рядом субъектов, представляющих элементы внешнего окружения и образующих микросреду предприятия.
Микросреда - это непосредственное окружение предприятия: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории и клиенты, имеющие отношение и оказывающие влияние на выполнение ею своих функций. Сплошными линиями со стрелками отмечено взаимодействие предприятия с субъектами микросреды, пунктирными линиями - взаимодействие этих субъектов между собой[9, с. 298]
В свою
очередь предприятие может оказывать
существенное влияние на характер и содержание
этого взаимодействия, усиливая положительные
и ослабляя отрицательные тенденции. Задача
маркетинговых исследований в области
изучения микросреды заключается в получении
информации о ситуации в ближайшем окружении
предприятия предвидении возможных направлений
развертывания событий в отношении предприятия
см. рис.1.1.
Рис. 1.1 Субъекты маркетинговой микросреды[5, с. 92]
Поставщики - это юридические и физические лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов необходимыми ресурсами, для производства конкретных товаров или услуг.
Любые изменения среди поставщиков оказывают влияние на производителя конечной продукции. Удорожание сырья и комплектующих, срывы поставок в краткосрочной перспективе угрожают фирме неприятностями в сфере сбыта, а в долгосрочной - падением имиджа и ухудшением отношений с клиентами.
Маркетинговые посредники - предприятия и организации, содействующие компании в продвижении, сбыте и распространении товаров. К ним относятся торговые посредники, специализированные фирмы по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения. Структура представлена на рис. 1.2