Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».
Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия
-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия
-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия
-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»
-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия
-Рассмотреть SWOT анализ
-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6
1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6
1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9
1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29
2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56
Источник: собственная разработка автора на основании [13, с. 507]
Проанализировав данные таблицы 2.5, можно сделать вывод, что маркетинговая активность предприятия находится на среднем уровне. Сумма баллов составляет 26. Только эффективность рекламных мероприятий на низком уровне, т.к. продукция, производимая предприятием, не нуждается в рекламе.
Организационная структура завода представляет собой иерархический комплекс взаимосвязанных органов (служб, структурных подразделений и самостоятельных исполнителей), наделенных соответствующими обязанностями, а также распределяющих материально-техническую базу для осуществления эффективного руководства всеми сторонами деятельности завода.
Руководство функциональными структурными подразделениями осуществляет директор производства.
Подготовкой и комплектованием кадров занимается отдел кадров и технический отдел. Отдел кадров - это структура в организации, которая занимается управлением персоналом в организации.
Управление персоналом представляет собой деятельность людей, выполняющих на предприятии или в организации функции, способствующие наиболее эффективному использованию человеческих ресурсов для достижения первичных целей предприятии (организации).
Управление персоналом предприятия (организации) осуществляет группа специалистов, выполняющих соответствующую функцию, в качестве работников кадровой службы, а также руководителей всех линейных подразделений, выполняющих функцию управляющих по отношению к своим подчиненным. Техническую функцию, которая состоит из конструкторской и технологической подготовки производства, исполняет технический отдел. Производственную функцию, включающую оперативное планирование, учет, контроль и регулирование процесса производства, усовершенствование организации труда, производства и управления производством, осуществляет начальник литейного цеха и начальник механического цеха, которые в свою очередь подчиняются директору производства[13, с. 312]
Экономическую функцию и контроль за выполнением снабженческо-сбытовых функций, контроль за хозяйственным обеспечением и бухгалтерского учета осуществляет коммерческий директор, которому в свою очередь подчиняется Отдел снабжения и сбыта, Отдел хозяйственного обеспечения и бухгалтерия.
Цель отдела кадров - это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения ее необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, опыта, мастерства, работоспособности, творческого потенциала
Определение сильных и слабых сторон предприятия в табл.2.6
Профиль деятельности предприятия
Показатели | Баллы |
1.Степень достижения цели | 2 |
2.Уровень риска | 3 |
3.Степень
целесообразности |
2 |
4.Уровень коммуникационных связей | 3 |
5.Стиль руководства | 2 |
6.Уровень прибыли | 1 |
7.Доля рынка | 2 |
8.Система контроля качества | 3 |
9.Широта ассортимента | 2 |
10.Гибкость ценовой политики | 2 |
11.Целесообразность ценовой политики | 2 |
12.Система организации сбыта | 1 |
13.Уровень сервиса | 3 |
14.Система стимулирования покупателей | 2 |
15.Степень маркетинговой активности | 1 |
16.НИОКР | 1 |
17.Состояние материально-технической базы | 2 |
18.Квалификационный состав кадров | 2 |
19.Степень мотивации кадров | 2 |
20.Финансовые возможности предприятия | 1 |
22.Организационная культура | 3 |
23.Имидж (рейтинговая оценка) | 2 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложения В
Показатели профиля деятельности предприятия в целом находятся на среднем уровне.
На
основе анализа всех элементов внутренней
среды предприятия можно
Перечень
сильных и слабых сторон предприятия
Аспекты внутренней среды | Сильные стороны | Степень воздействия (баллы) | Слабые стороны | Степень воздействия (баллы) |
1.Организация управления | + | 2 | ||
2.Маркетинг | + | 1 | ||
3.Исследования и разработки | + | 2 | ||
4.Технология | + | 2 | ||
5.Персонал | + | 1 | ||
6.Финансы | + | 2 | ||
7.Организационная культура и имидж | + | 2 |
Источник: собственная разработка автора на основании приложения В
Более значимые сильные стороны предприятия
должны стать основой стратегии, с другой
стороны, хорошая стратегия должна сводить
к минимуму негативное влияние слабых
сторон предприятия на его конкурентный
статус.
2.3 SWOT
анализ на предприятии
После анализа внешней и внутренней среды, слабых и сильных сторон, возможностей и угроз, следует установить линии связи, то есть парные комбинации между ними. Для определения цепочек связей между ними составляется матрица SWOT-анализа, представленной в таблице 2.8.
На основе матрицы SWOT-анализа для формулирования стратегических проблем и альтернатив развития предприятия , необходимо в каждом поле матрицы установить и проанализировать все парные комбинации сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде, ориентируясь при этом на оценку значимости данных факторов в баллах. При этом следует обозначить главные проблемы и сформулировать стратегии развития предприятия. Табл. 2.8
Внешняя среда | Оценка (баллы) | Возможности | Оценка (баллы) | Угрозы | Оценка (баллы) | |||
Внутренняя среда | Нововведения в области технологий | 3 | Тенденции развития экономики Украины в целом | 3 | ||||
Опыт работы на внешнем рынке | 3 | Устаревание кадров и оборудования | 3 | |||||
Условия расчетов и поставок | 2 | Высокие таможенные сборы и пошлины | 3 | |||||
Направление развития политической системы | 2 | Нестабильность предприятий угольной промышленности | 2 | |||||
Действующие законодательные акты | 2 | Социальные условия жизни | 2 | |||||
Тенденции уровня образования | 1 | Уровень налоговых ставок | 1 | |||||
Сильные стороны |
|
| ||||||
Географическое расположение | 3 | |||||||
Постоянные исследования и разработки | 3 | |||||||
Организация управления | ||||||||
Производство под конкретного потребителя | 2 | |||||||
Организационная культура | 2 | |||||||
Конкурентная сила поставщика | 1 |
Источник: собственная разработка автора основании приложения Б
Перечень стратегических проблем
Поле матрицы SWOT | Стратегические проблемы | Оценка |
СиВ | 1)Использование
нововведений в области 2)Выход
на зарубежные рынки за счет
высокого рейтинга среди 3)Долгосрочные отношения с потребителями. |
2 |
СлВ | 1)Улучшение
технического уровня 2)Возможность
использования появившихся 3)Разработка
стратегии предприятия, |
3 |
СиУ | 1)Возможная потеря
поставщиков за счет неблагоприятной
тенденции развития экономики страны;
2)Отсутствие
системы переквалификации 3)Недостаток
средств для перевооружения |
2 |
СлУ | 1)Моральное
старение действующей 2) Рост налоговых ставок; 3) За
счет нестабильности |
3 |