Эффективность маркетинговой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».

Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:

-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия

-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия

-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия

-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»

-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия

-Рассмотреть SWOT анализ

-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6

1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6

1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9

1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24

2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29

2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 569.00 Кб (Скачать документ)

     Доверия со стороны потребителей, необходимым условием участия в конкурсах и сотрудничества с зарубежными и отечественными партнерами.

       ОАО "Гродно Азот" одним из  первых крупных химических предприятий  сертифицировало систему менеджмента  качества производства основной  продукции на соответствие международному  стандарту ISO 9001.

       В настоящее время на предприятии  действуют сертификаты:

      - Сертификат UA 226725 выдан нашему предприятию  "Burea Veritas Sertification" 03.11.2011 и действует  до 27 ноября 2014 года.

      - Сертификат соответствия № BY/112 05.01.007 01237 выдан Госстандартом Республики Беларусь в феврале 2008 года и действует до 19 февраля 2014 года.

     В феврале 2011г. ОАО "Гродно Азот" успешно  прошло процедуру инспекционного контроля аудиторами Гродненского центра стандартизации, метрологии и сертификации на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009.

       В сентябре 2011 года аудиторами "Burea Veritas Sertification" проведен ресертификационный  аудит системы менеджмента качества  предприятия, подтвердивший соответствие требованиям ISO 9001:2008.

     Для анализа макросреды предприятия  необходимо оценить факторы, оказывающие непосредственное влияние на макросреду. Оценка факторов представлена в табл. 2.1. 

                                                                                             Таблица 2.1

            Оценка факторов макросреды предприятия

Группы  факторов Факторы Проявления  влияния фактора Характер  влияния фактора на предприятие  Оценка  степени воздействия на предприятие (баллы)
Экономические Тенденции развития экономики в целом В период спада предприятие подвержено снижению уровня производства продукции и увеличения уровня издержек - 3
Развитие  производства Модернизация  производства с целью выпуска  новых видов продукции + 2
Уровень налоговых ставок Увеличение  себестоимости продукции - 1
Политические Направление развития политической системы Ориентация  правительства на внешние (экспорт/импорт) или внутренние рынки + 2
Характер  политической борьбы Политическая  борьба вносить нестабильность в  деятельность предприятия - 2
Правовые Действующие законодательные акты Осуществление деятельности с учетом нормативной и правовой базы Республики Беларусь + 2
Демографические Тенденции динамики численности и половозрастного  состава населения Возраст работников (физическое старение), изменение  численности мужского населения  работоспособного возраста - 2
     
                                                                                         Продолжение табл. 2.1
  Науч-тех. Нововведения  в области технологий Способствует  применению новых технологий и нового сырья  + 3
Природные Состояние природных ресурсов, обеспеченность ими предприятия Невоспроизводимый и ограниченный в природе ресурс; постоянная сырьевая база - 3
Социально-культурный Тенденции уровня образования Повышение уровня профессиональной подготовки + 2
Социальные  условия жизни Снижение  уровня жизни населения вызывает ускорение миграционных процессов, в том числе и квалифицированных  кадров - 2
 

     Источник: собственная разработка автора на основании приложения Б

     На  основе оценки факторов макросреды предприятия можно составить перечень возможностей и опасностей (табл.2.1), с которыми предприятие может столкнуться в будущем. Для этого необходимо ранжировать все исследованные факторы макросреды на группу факторов благоприятного воздействия (возможности) и неблагоприятного (угрозы). Основой для ранжирования факторов является оценка характера (направленности) влияния фактора на предприятии (т.е. 4 колонка табл.2.1). 

                                                                                          Таблица 2.2

     Перечень  возможностей и угроз макросреды предприятия

Факторы макросреды Оценка воздействия  фактора на предприятие (баллы) Возможные варианты ответных действий предприятия
Возможности
Нововведения  в области технологий 3 Возможность расширения производства и выхода на новые рынки
Развитие  производства 2 Модернизация  производства 

Продолжение табл. 2.2

Направление развития политической системы 2 Поиск новых  партнеров зарубежом
Действующие законодательные акты 2 Осуществление деятельности с учетом законодательной базы
Нововведения  в области товаров 2 Разработка  и выпуск новых видов продукции.
Тенденции уровня образования 2 Повышение уровня профессиональной подготовки
Угрозы
Тенденции развития экономики Республики Беларусь в целом 3 Снижению уровня производства продукции и увеличения уровня издержек
Устаревание кадров и оборудования 3 Снижение уровня производства
Характер  политической борьбы 2 Нестабильность  партнерских отношений
Тенденции динамики численности и половозрастного  состава населения 2 Изменение численности  мужского населения работоспособного возраста, работающего на предприятии
Социальные  условия жизни 2 Снижение уровня жизни населения вызывает ускорение  миграционных процессов, в том числе  и квалифицированных кадров
Уровень налоговых ставок 1 Увеличение  себестоимости продукции
 

     Источник: собственная разработка автора на основании приложения Б

     На  основе таблицы 2.2 можно проследить возможности и угрозы макросреды предприятия и увидеть возможные варианты действий предприятия в сложившейся ситуации и под воздействием определенных факторов.

     В своей производственной деятельности ОАО «Гродно-Азот» целесообразно использует договорную политику с поставщиком, который обеспечивает нужды предприятия в сырье в полной мере.

     Методика  расчета рейтинга поставщика определяет на основе, каких критериев будут приниматься решения о предпочтении. Но так как в нашем случае поставщик один, то рассчитаем его рейтинг для производителя.( См. табл. 2.3.) 

                                                                                                  Таблица 2.3

                     Критерии расчета рейтинга поставщика 

Критерий  выбора поставщика Вес критерия Оценка критерия Произведение  веса на его оценку
1.Надежность  поставки 0,2 7 1,4
Продолжение табл. 2.3
2.Цена 0,2 6 1,2
3.Качество  товара 0,3 8 2,4
4.Условия платежа 0,15 4 0,6
5.Возможность  внеплановых поставок 0,1 7 0,7
6.Финансовое  состояние поставщика 0,05 4 0,2
Итого 1,0 - -
 

     Источник: собственная разработка автора на основании [7, с. 300] 

         Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель». В системологии - науке о системах и системности мира, стратегия является первичной частью системно-организационной деятельности (СОД) и является составной и базовой частью алгоритма системогенеза в природе. Современное понятие стратегии связано с анализом, оценкой, планированием, моделированием и обеспечением деятельности. Стратегия выписывается в проектах в основоположной части бизнес-плана и стала основой инвестиционных проектов, так же как техническое задание для НИР и ОКР. Оценка действующей стратегии, представлена в таблице 2.4, которая демонстрирует степень достижения поставленных целей.( См. табл. 2.4.) 

                                                                                           

        Таблица 2.4

     Оценка  степени достижения целей 

Вид цели Содержание  цели Степень достижения цели (в баллах)
Полная (3) Неполная (2) Частичная (1) Цель не достигнута (0)
1.Общая Производство продукции для получения максимальной прибыли и минимальных затрат   +    
2.Организационная Создание организационно-управленческого  потенциала, ориентированного на решение  стратегических задач   +    
3.Маркетинговая Учет рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ   +    
4.Социальная Анализ и  усовершенствование стиля руководства, квалификации работников, их поведения  и реакции на нововведения   +    
5.Финансовая Поиск резервов повышения рентабельности производства, усиление коммерческого расчета и выполнение предприятием обязательств перед бюджетом     +  
Итого 9 баллов        
 

     Источник: собственная разработка автора на основании [8, с. 23]

  Для обоснования полученной оценки степени достижения целей необходимо определить уровень риска – коэффициент Альтмана (пятифакторная модель, рассчитанная по данным о банкротстве 33 американских компаний), который рассчитывается по формуле:

     Z=1,2X +1,4X +3,3X +0,6X +1X ,                                         (2.1) 

        Z-интегральный показатель уровня угрозы банкротства;

     X -отношение собственного оборотного капитала к сумме всех активов предприятия;

     X -отношение нераспределенной прибыли к сумме всех активов;

     X -уровень доходности активов;

     X -коэффициент финансового риска;

     X -коэффициент оборачиваемости активов. 

     Z=1,2 +1,4 +3,3 +0,6 +1

      =1,902

     Данное  значение коэффициента свидетельствует  о том, что для предприятия  существует высокая вероятность  банкротства. Но данный показатель имеет такое значение, так как на данный момент предприятие работает в условиях кризиса . Любое резкое изменение, создающее угрозу для развития кризисной ситуации на предприятии, требует внедрения в действие плана восстановления или переориентации. Цель системы экстренного планирования – обеспечить быструю реакцию на непредвиденные события, которые могут иметь серьезные последствия для деятельности предприятия. Чтобы противостоять кризису, предприятие нуждается в плане выхода из него, поскольку обычные формы реакции в данной ситуации оказываются неадекватными; возникает дефицит ресурсов в части экспертизы и коммуникации.[20, с.23]

     Анализ  использования потенциала предприятия

     Оценка  маркетинговой активности предприятия представлена в табл. 2.5. 

                                                                                               Таблица 2.5

     Оценка  маркетинговой активности предприятия 

Элементы  маркетинговой деятельности Оценка (в  баллах)
1 2 3
1.Осуществление  сегментации рынка   +  
2.Изучение  потребностей и предпочтений потребителей   +  
3.Изучение  конкурентов     +
4.Степень  изменения ассортимента товара  с учетом покупательских предпочтений  за последние 5 лет     +
5.Уровень  контроля над качеством товара     +
6.Использование  торговой марки +    
7.Учет  эластичности спроса при установлении цены   +  
8.Применение  системы скидок с цены   +  
9.Уровень  сервиса   +  
10.Оценкаэффективности  каналов товародвижения   +  
11. Оценка  эффективности рекламных мероприятий +    
12.Использование  мероприятий стимулирования спроса   +  
13.Использование  прогрессивных методов продажи +    

Информация о работе Эффективность маркетинговой среды