Комплекс маркетинга на примере ОАО «Лидсельмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование комплекса маркетинга на предприятии и разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы комплекса маркетинга 7
2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лидсельмаш» и его продукции 14
2.2 Анализ комплекса маркетинга на ОАО «Лидсельмаш» 19
2.2.1 Анализ продукции ОАО «Лидсельмаш» и рынков сбыта 19
2.2.2 Анализ ценовой политики ОАО «Лидсельмаш» 18
2.2.3 Анализ рынков сбыта ОАО «Лидсельмаш» 20
2.2.4 Анализ и разработка концепции продаж отдельных групп продукции ОАО «Лидсельмаш» 24
2.2.5 Анализ продвижения продукции ОАО «Лидсельмаш» как важного элемента комплекса маркетинга предприятия 32
3 Разработка предложений по совершенствованию комплекса маркетинга ОАО «Лидсельмаш» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение А 48
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 56
Приложение Д 57
Приложение Е 61
Приложение Ж 65

Работа состоит из  1 файл

конечный вариант Комплекс маркетинга 100723.docx

— 215.10 Кб (Скачать документ)

Примечание-Источник: собственная  разработка

 

Таким образом, в 2008-2010 гг. наблюдается рост количества потребителей продукции ОАО «Лидсельмаш». В 2010 г. их количество составило 81 предприятие, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 15 предприятий.

За анализируемый  период затраты на продвижение продукции  постоянно увеличивались и в 2010 г. составили 98,4 млн. руб.(+9,3 млн. руб. по сравнению с 2009 г.).

Прибыль полученная от мероприятий по продвижению  продукции составила в 2010 г. 31,2 млн. руб., уменьшившись по сравнению с 2009 г. на 0,9 млн. руб.

Отметим, что рентабельность продвижения  продукции составила в 2010 г. 31,7%. При этом в 2008 г. ее уровень составил 23,3%, в 2009 г. -36%.

При оценке эффективности маркетинговых коммуникаций целесообразно пользоваться методологией определения индекса рыночной эффективности  коммуникационных мероприятий за весь период их осуществления [7, с. 137]:

                                               (3.1)

 

где D –  суммарные доходы (выручка) от коммуникационной операции;

R – суммарные  расходы на коммуникационную  операцию;

P – ожидаемая  совокупность рыночных потерь  при проведении коммуникационной  операции (работа других участников  рынка под товарной маркой  рассматриваемой организации, черный PR в СМИ, низкое качество рекламного  материала, сбои в сети Интернет, хищение оригинальных рекламных  идей и т.п.);

t – 1,2,…T  – длительность расчетного периода  на осуществление конкретной  коммуникационной операции в  годах, месяцах на осуществление  конкретной коммуникационной операции  в годах, месяцах. 

По результатам  расчетов, индекс рыночной эффективности  коммуникационных мероприятий за 2009 г.составил 1,2; за 2010 г .- 1,4; за 2011 г. – 1,3. Данный индекс показывает сколько рублей дохода было получено с каждого вложенного рубля (с каждого рубля затрат).

Снижение  показателя в 2011 г. говорит о целесообразности дополнительных вложений средств в продвижение продукции и необходимости рационального их распределения.

Необходимо  отметить, что объективная оценка методов и средств стимулирования продаж позволит своевременно и оперативно принимать решения о целесообразности и значимости проводимых мероприятий  по стимулированию продаж.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комплекс  маркетинга включает в себя четыре элемента (так называемая система 4 Р). Это товар, цена, место и продвижение.

Рассмотрев  теоретические основы маркетинга, был  сделан вывод, что комплекс маркетинга на предприятии включает в себя следующие  основные компоненты: товар, цена, место  на рынке, продвижение товара на рынок  и люди. Все эти элементы присутствуют в комплексе маркетинга ОАО «Лидсельмаш», и по ним был проведен анализ. Этот анализ показал, что на сегодняшний день это предприятие является крупной, динамично развивающейся компанией, занимающей прочные позиции на рынке Республики Беларусь и рынках стран СНГ.

В современных рыночных условиях маркетинговая деятельность и технология ее реализации приобретают особую значимость и актуальность. Это связано с обострением конкуренции между компаниями, которые все чаще сталкиваются с проблемой сбыта своей продукции. Эффективная реализация технологии маркетинговой деятельности возможна при успешной реализации следующих задач в области маркетинга:

1) производственные  мощности оптимально загружены  благодаря заказу потребителей;

2) рационально  выбраны каналы продвижения товаров;

3) минимизированы  совокупные затраты в хозяйственном  цикле товара, включая расходы  на послепродажное обслуживание  и потребительский сервис.

Основным  видом деятельности ОАО «Лидсельмаш» является производство машиностроительной продукции. Наибольший удельный вес в структуре выпускаемой продукции принадлежит выпуску сельскохозяйственных машин (94,8%). Предприятие ввиду меньшей цены успешно конкурируют с зарубежными аналогами. За время работы данная техника зарекомендовала себя с наилучшей стороны.

Крупнейшими импортерами продукции  ОАО «Лидсельмаш» в 2011 году стали: Россия и страны СНГ. Традиционными рынками сбыта ОАО «Лидсельмаш» являются страны бывшего Советского Союза.

Значительное  увеличение объемов продаж в Республике Беларусь связанно с участием предприятия  в республиканских программах поставки оборудования. Процедура закупки  техники  по республиканским программам неизменно связана с участием в конкурсах, проводимых Республиканской  комиссией по проведению конкурсов  при Министерстве сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь.

Анализируя  структуру продаж на протяжении последних  лет можно сделать вывод, что  основными потребителями продукции  ОАО «Лидсельмаш» являются субъекты хозяйствования Республики Беларусь и стран СНГ, на долю которых приходится более 90 % общего объема продаж.

ОАО «Лидсельмаш» ведет непрерывную  работу по расширению рынков сбыта  продукции на рынках Республики Беларусь так и за ее пределами.

Сегодня ОАО  «Лидсельмаш» имеет сеть дилеров  по реализации сельхозтехники на территории Российской Федерации, состоящую из 9-ти компаний.

Номенклатуру  производимой ОАО "Лидсельмаш" продукции  можно разделить на три наиболее значимые группы:

1. Сельскохозяйственные  прицепные и навесные машины  и оборудование, коммунальная техника,  машины и оборудование лесохозяйственного  назначения, а также запасные  части к ним.

2. Зерноочистительно-сушильное  оборудование и емкости для  хранения зерна, а также оборудование  для приготовления семян.

3. Стальные радиаторы  водяного отопления.

Для успешной реализации стратегии продаж ОАО  «Лидсельмаш»  постоянно проводит анализ рынков сбыта и определяет направления работы на каждом из них, исходя из номенклатуры выпускаемых  машин и оборудования.

Ценовая политика ОАО «Лидсельмаш» базируется на основании  следующих факторов, влияющих на формирования цен: издержки производства,  потребители, политика государства,  конкуренты,  участники каналов сбыта.

Исходя из результатов SWOT-анализа был сделан вывод, что наиболее целесообразной стратегией охвата рынка для данной организации является стратегия  концентрации, фокусирование на определенном сегменте, удовлетворение требованиям  основных потребителей его продукции, производить продукцию и расширять  ее гамму в рамках определенного  уровня качества и класса мощности. Нет смысла расширять ассортимент  и пытаться конкурировать на рынке  по всем возможным направлениям, чтобы  не утратить уже завоеванных позиций.

На ОАО  «Лидсельмаш» организована и действует  система сбыта, включающая различные  элементы продвижения продукции.

Эти и реклама  и участие в специализированных, международных и региональных выставках, где происходит детальное информирование целевых групп потенциальных  потребителей о достоинствах продукции  и позиционирование продукции относительно конкурентов, ознакомление потребителей с товарной маркой ОАО «Лидсельмаш» и ее преимуществами перед другими  производителями. ОАО «Лидсельмаш» подключен к международной системе  “Тендеры”  национального центра маркетинга и конъюнктуры цен,  г. Минск. Организация постоянно  подчеркивает свой фирменный стиль, а это:     присутствие  фирменного знака, фирменных цветов и шрифтов на бланочной продукции, конвертах, визитках, сувенирной продукции, автотранспорте и др.

Далее на основании  проведенного анализа были сформированы основные предложения по совершенствованию  комплекса маркетинга  на предприятии.

Отметим, что ОАО  «Лидсельмаш» постоянно занимается разработкой и производством  новых видов продукции с целью  диверсификации производства и получения  дополнительных объемов прибыли. Так  за последние 2 года предприятие освоило  выпуск зерносушильных комплексов высокой  производительности, радиаторов отопления, несколько модификаций плугов и  косилок  и др. продукции.

Основной  стратегией в работе с каналами товаропродвижения  является сохранение уже имеющейся  дилерской сети. Однако существующие рынки сбыта необходимо расширять  и параллельно искать новые. Важным и действенным инструментом в  данном направлении может стать  более активная реклама продукции.

Реклама продукции  ОАО «Лидсельмаш» в настоящее  время является важным инструментом маркетинговой деятельности, и прежде всего направлена на стимулирование сбыта и наращивание объёма прибыли  от реализации, что в свою очередь  помогает предприятию повышать свою платёжеспособность. В настоящее  время необходимо правильно позиционировать  свой продукт не только на отечественном  рынке, но и информировать зарубежный. Конкуренция со стороны приводит к постоянному обновлению рекламных  инструментов, что бы покупателю было максимально просто изучить главные  характеристики товара, параллельно  подчёркивая престижность предприятия.

Стимулирование  сбыта продукции посредством  рекламы должно осуществляться в  нескольких  направлениях.

1. Увеличение  количества рекламных роликов  на  телевидении. 

2. Необходимо  расширить список рекламных инструментов  путём применения рекламных щитов  выставленных вдоль дорог и  в городах Республики.

3. Использование  объемных щитов. 

4. Реклама  в сети Интернет.

5. Кроме того, предприятию необходимо расширять  участие в  специализированных, международных и региональных  выставках.

Далее отметим, что одним из методов совершенствования  комплекса маркетинга является четко налаженная система сервиса и гарантийного обслуживания. Покупатель приобретает не только продукцию, но и гарантии ее качества и работоспособности. Особенно это касается такой технически сложной и наукоемкой продукции как продукция ОАО «Лидсельмаш».

Основными функциями  сервиса как инструмента маркетинга являются: привлечение покупателей; поддержка и развитие продаж товара; информирование покупателя. Таким образом, исследуемому предприятию необходимо разработать и предложить покупателям  эффективную систему сервисного и гарантийного обслуживания.

Кроме того, по результатам проведенного на предприятии опроса и анализа, в целях стимулирования работников службы сбыта предприятия  необходимо более активно использовать следующие  поощрительные меры:

- предоставление частично или  полностью оплачиваемых путевок  для работников и членов семьи  в санаторные профилактории;

- оказание материальной помощи  работникам, попавшим в чрезвычайные  ситуации;

- предоставление при острой  необходимости беспроцентных кредитов  работникам предприятия (на лечение,  образование, строительство жилья  и др.);

- поощрение и поддержка работников, стремящихся повысить свою квалификацию, уровень знаний.

Таким образом, предложенные мероприятия позволят повысить заинтересованность работников ОАО «Лидсельмаш» в увеличении объемов производства продукции, повышения  ее качества и надежности, росту  объемов продаж продукции предприятия. И как следствие, улучшить благосостояние работников ОАО «Лидсельмаш».

По результатам  предложенных мероприятий был проведен прогнозный анализ экономической эффективности  мероприятий по совершенствованию  комплекса маркетинга. При оценке эффективности маркетинговых коммуникаций была использована методология определения индекса рыночной эффективности коммуникационных мероприятий за весь период их осуществления.

По результатам  расчетов, индекс рыночной эффективности  коммуникационных мероприятий за 2009 г.составил 1,2; за 2010 г .- 1,4; за 2011 г. – 1,3. Данный индекс показывает сколько рублей дохода было получено с каждого вложенного рубля (с каждого рубля затрат).

Снижение  показателя в 2011 г. говорит о целесообразности дополнительных вложений средств в продвижение продукции и необходимости рационального их распределения.

Необходимо  отметить, что объективная оценка методов и средств стимулирования продаж позволит своевременно и оперативно принимать решения о целесообразности и значимости проводимых мероприятий  по стимулированию продаж.

Таким образом, ОАО «Лидсельмаш», внедрив предложенные мероприятия сможет, значительно  повысить эффективность комплекса маркетинга.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акулич, И.Л. Международный маркетинг : учеб. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая  школа,  2006. – 544 с.
  2. Байков, Н.Д. Русинов, Ф.М. Организация и эффективность управления производством. - М.: Мысль, 2004 г. - 116 с.
  3. Бабенцова, Е.И. Сбытовая деятельность и диверсификация производства: экономика, управления. – 2003. - № 8 – С. 39-41.
  4. Баркан, Д.И. Эффективное управление сбытом. М.: Академия, 2005. – 347 с.
  5. Березовский, В.А. Анализ деятельности субъектов хозяйствования: учеб. -метод. Пособие / В.А. Березовский, Т.П. Анисимовец, Т.Г. Ускевич. – Минск : БГЭУ, 2004.  – 331 с.
  6. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. пер.с англ. - М.: Экономика, 2003. – 118 с.
  7. Брагин, Л.А. Организация коммерческой деятельности. М.: Академия, 2003. – 347 с.
  8. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 6(32). – С. 47-54.
  9. Годин, А.М. Маркетинг : Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 652 с..
  10. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности. М.: Прогресс, 2004. – 447 с.
  11. Куприянова Т., Растимешин В. Как систематизировать сбытовую деятельность фирмы. – «Консультант директора», 2001, №2 - С12-14.
  12. Ефимова, С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс, 2004. – 396 с.
  13. Шмален, Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Под. ред. проф. А.Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.

Информация о работе Комплекс маркетинга на примере ОАО «Лидсельмаш»