Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 18:03, курсовая работа
Исходя из поставленной цели задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение концепции жизненного цикла товара, конкурентной и экономической среды на различных этапах жизненного цикла товара;
- изучение маркетинговых стратегий, используемых на различных стадиях жизненного цикла товара.
Введение....................................................................................................... 3
1. Концепция жизненного цикла товара….................................................... 4
1.1 Жизненный цикл товара. Характеристики рынка и товара на разных стадиях жизненного цикла..........................................................................
4
1.2 Решение, принимаемое на различных стадиях жизненного цикла........ 9
1.3 Жизненный цикл товара и матрица «Бостон консалтинг групп» …... 12
1.4 Маркетинговые стратегии для участников зрелых рынков.................... 13
1.5 Маркетинговые стратегии для участников сужающихся рынков ......... 15
2 Характеристика предприятия ОАО «Техноприбор»................................ 18
2.1
2.2
Структура управления предприятием. Основные виды продукции выпускаемой на предприятии....................................................................
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Техноприбор»...........................................................................................
18
22
2.3 Анализ изменений среды окружения предприятия.............................. 26
2.4 Анализ изменений внутренней среды предприятия............................. 29
2.5 Направления совершенствования деятельности предприятия. Возможные стратегии изменений для ОАО «Техноприбор» с точки зрения жизненного цикла товара........................................................
32
Заключение............................................................................................ 39
Список использованных источников..................................................
- большинство покупателей чувствительны к ценам;
- есть опасность выхода на рынок сильных конкурентов;
- сокращаются издержки компании на производство товара с увеличением масштабов производства и приобретением опыта;
Стратегия медленного проникновения на рынок. Фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его в средствах массовой информации. Низкие цены будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию используют в следующих случаях:
- рынок имеет значительные размеры;
- рынок чувствителен к ценам;
- существует угроза выхода на рынок конкурентов.
Этап роста. Данный этап характеризуется резким увеличением объёма продаж. Потребители, признавшие товар с момента его появления на рынке, будут продолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляются конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёме с целью получения высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобы выдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителей рекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли от увеличения объёма продаж растут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношения издержек на рекламу и объёма продаж.
Прибыли на этом этапе растут, поскольку:
- издержки на рекламу приходятся на больший объём продаж;
- издержки производства как следствие его расширения сокращаются быстрее, чем уменьшаются цены;
Стратегии маркетинга на этапе роста. Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:
- улучшить качество товаров, придать ему новые свойства и «укрепить» его положение на рынке;
- выпустить новые модели и модификации, а так же расширить номенклатуру размеров, ароматов, и т.д., чтобы защитить основной товар;
- выйти на новые сегменты рынка;
- расширить действующие каналы сбыта и найти новые;
- в рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения;
- снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара;
Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынка. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.
Этап зрелости. В определённый момент существования товара на рынке темпы роста объёмов продаж начинают замедляться, наступает стадия относительной зрелости. По времени этот этап обычно длиннее предыдущих и ставит сложные задачи в сфере управления маркетингом.
Большинство
товаров на рынке находятся в
стадии зрелости, следовательно, и управление
маркетингом следует
На данном этапе выделяют 3 фазы:
1. Фаза
«взросления» - темпы роста продаж
начинают замедляться,
2. Фаза
«стабильной зрелости» - объём
продаж держится на постоянном
уровне вследствие насыщения
рынка. Большинство
3. Фаза
«старения» - абсолютный уровень
объёмов продаж начинает
Замедление
темпов роста объёмов продаж приводит
к увеличению запасов готовой
продукции, что ведёт к обострению
конкуренции. Конкуренты стремятся
найти и занять свободные ниши
рынка. Они всё чаще прибегают
к продаже товара по сниженным
ценам, усиленно рекламируют продукт.
Растут ассигнования на исследования
и разработки в целях усовершенствования
товара, создания их новых модификаций
и расширения их ассортиментной группы.
Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты.
В итоге на рынке остаются только
прочно закрепившиеся конкуренты, основная
цель которых - получение конкурентных
преимуществ. Зачастую господствующее
положение на рынке занимают несколько
гигантов, на долю которых приходится
большая часть выпускаемых
Этап
спада. Неизбежен тот момент, когда
объём продаж большинства разновидностей
товаров или марок начинает снижаться.
Это объясняется достижениями в области
развития технологий, изменением вкусов
потребителей, что может привести к затовариванию,
снижению цен и сокращению прибыли. На
данном этапе некоторые фирмы покидают
рынок. Оставшиеся могут сократить число
предлагаемых товаров, уйти с незначительных
сегментов рынка и ещё более снизить цены.
1.2 Решение, принимаемое на различных стадиях жизненного цикла.
Фирме
необходимо обосновать выбор типа маркетинга
для каждого этапа жизненного
цикла товара. Жизненный цикл разрабатываемого
товара должен быть спрогнозирован на
предыдущих этапах проекта. Затем необходимо
рассмотреть их более детально, с
точки зрения маркетинговой стратегии
(таблица 2). [3, с. 84].
Таблица 2. Выбор типа маркетинга
Этап ЖЦТ | Вид маркетинга | Динамика сбыта | Уровень прибыльности | Причина выбранного типа маркетинга | |
Этап
выведения
на рынок |
Стимулирующий | Слабый сбыт | Ничтожный | Для осведомленности о товаре | |
Этап
роста |
Развивающийся | Быстрорастущая | Максимальный | Создание предпочтения о марке | |
Этап зрелости | Поддерживающий | Медленно растущая | Падающий | Создание приверженности марке | |
Этап
упадка |
Ремаркетинг | Падающая | Низкий или нулевой сбыт | Восстановление снижающегося спроса, поиск путей оживления | |
На первом этапе необходимо проинформировать потребителя о выходе нового товара на рынок. Стимулирующий маркетинг применяется при отсутствии спроса на неизвестный товар. Необходимо убедить покупателя, что ему предлагается недорогой и качественный товар. И побудить его к потреблению именно этого товара.
На втором этапе (этап роста), если товар организации понравился покупателям, начинает расти уровень сбыта. На данном этапе необходимо завоевать новые рынки, что требует дополнительных расходов на рекламу по информированию новых потребителей.
На третьем этапе рост объемов сбыта начинает замедляться. Компании необходимо применять поддерживающий маркетинг. Смысл его будет заключаться в том, чтобы замедлить падение объемов продаж и уверить тех потребителей, которые приобрели данный товар, в правильности выбора.
На
четвертом этапе товар компании
вытесняется с рынка
Разработка стратегии маркетинга начинается с изучения покупателя (реального или потенциального) и его специфических нужд. Важными характеристиками продукта для покупателя будут:
- качество;
- надежность поставки (четко организованная система сбыта);
- цена и условия оплаты.
Кроме
этого, возможности компании по созданию
необходимого рынку продукта включают
сочетание двух составляющих - ресурсов
и структуры управления компанией.
Способность структуры
Осуществление
стратегии предполагает развитие долгосрочных
взаимоотношений с
Таким
образом, стратегия маркетинга предполагает
сосредоточение на отношениях с покупателями,
а значит разработку и реализацию
отдельных маркетинговых
- товарная (ассортиментная) политика;
- сбытовая и сервисная политика;
- ценовая политика;
- стратегия коммуникаций. [4, с. 16].
Выбранная стратегия должна, прежде всего, соответствовать самой сущности маркетинговой деятельности, так как маркетинг - двусторонний процесс, направляющий в распоряжение фирмы информацию о желаниях покупателя с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. При этом фирма должна, конечно, выполнять и остальные свои функции - по установлению цен, упаковке, обслуживанию, рекламе и доставке товаров.
Узость
стратегического пространства делает
невозможной равноценную
Швейцарский доктор политологии Р. Фаснахт убежден: при выборе рынка и продвижения товаров на рынок необходимо опираться на «болевые» точки стратегического маркетинга. Это «непреодолимые для предприятия барьеры, ставящие данный рынок вне стратегического поля; правовые и общественно-политические ограничения, сужающие стратегическое поле при выборе рынка; привлекательность рынка, обусловленная возможностями высокой прибыли и роста; эффект общих потерь, который может возникнуть в результате снижения продаж на освоенном рынке после вступления на новый; необходимость вступления на нескольких субрынках. Чтобы удовлетворить разнородные потребности клиента, фирма, предприятие должны поставлять ему широкую гамму продукции; способность успешно реализовать свои рыночные позиции; плановые установки более высокого порядка (общефирменные цели, принципы фирменной политики, стратегические направления); этические ограничения, связанные с выпуском и сбытом вредной и опасной для человека и окружающей среды продукции». [5, с. 88].
В маркетинговой стратегии время во всех случаях представляет собой важный конкретный фактор, который проявляется в основных областях:
- сокращение деятельности всех процессов (экономия времени); соблюдение сроков (пунктуальность);
- реорганизации существующих процессов (временная гибкость);
- разработка новой продукции и технологии (новизна).
Таким образом, выбор той или иной стратегии маркетинга определяется следующими главными факторами: стадией жизненного цикла товара, целями кампании в области его продвижения, характеристиками продукта, его ценой, характеристиками целевого рынка, денежными ресурсами, возможностью применения тех или иных методов продвижения, нахождением потребителя на определенной стадии готовности купить продукт.
Информация о работе Концепция жизненного цикла товара и ее реализация на предприятии