Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Содержание


Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………

11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ (2).docx

— 3.87 Мб (Скачать документ)

 

ИЭУП гр.781у

Павлинская Ю.И.

Научный руководитель: Мутрискова Марина Анатольевна

 

Аннотация

В дипломной работе изучены основы конкурентоспособности, сущность и виды конкуренции. На примере предприятия ОАО «Завод Элекон» рассмотрены вопросы о конкурентоспособности предприятия, каков на сегодняшний день рынок электросоединителей и пути повышения конкурентоспособности. Предложено развитие конкурентных позиций путем технической модернизации, внедрение новых технологий, улучшение кадровой политики предприятия. А также сделан вывод о том, что качество продукции безусловно является ключевым фактором конкуренто-способности.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение.............................................................................................................

4

1. Теоретические основы  конкурентоспособности предприятия.................

6

1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................

6

1.2 Понятие конкурентоспособность  предприятия…………………………

 

11

1.3 Оценка конкурентоспособности  продукции и предприятия..................

16

2 Анализ производственной  деятельности ОАО «Завод Элекон».............

41

2.1 Общая характеристика  предприятия.........................................................

41

2.2 Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия............................

47

2.3 Организационная структура  управление..................................................

54

2.4 Конкурентная среда  и конкурентоспособность предприятия  ................

57

3. Пути повышения конкурентоспособности  продукции..............................

62

3.1 Перевооружен — значит  конкурентоспособен.........................................

62

3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............

67

3.3 Качество — главный  фактор конкурентоспособности продукции.........

70

4. Заключение.....................................................................................................

77

5.Список использованной  литературы..............................................................

79

6. Приложения....................................................................................................

83


 

Введение

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятию в современных условиях необходимо, прежде всего, уметь реально  оценивать финансовое состояние, как  своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия, определяемая конкуренто-способностью выпускаемой продукции – важнейшая характеристика предприятия, обеспечивающая эффективность экономической его деятельности. В эпоху глобализации и интернационализации производства конкурентоспособность предприятия пожалуй является единственным критерием его эффективности и востребованости выпускаемой продукции.

Согласно современным  концепциям, основными показателями конкурентоспособности предприятия, определяющими стратегию его  развития, являются уровень внутриотраслевой конкуренции, перспективность рынка, положение на нем, характеристика продукции, затраты, финансовая устойчивость, платежеспособность предприятия и эффективность  по направлениям деятельности.

Современные компании живут  по законам новой экономики, отличающейся применением хороших знаний, качественной информации и качественных процессов  ради обеспечения конкурентоспособности  выпускаемой продукции. России необходимо решить проблемы не только переходной экономики, но и новой.

Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной  продукции, в том числе и оказание услуг по сравнению с аналогами  – главная задача любой организации, любого предприятия или фирмы в любой стране. И каждая организация стремится сделать все, чтобы ее продукция или оказываемая услуга была конкурентоспособной [4].

Конкурентоспособность продукции  выпускаемой предприятием, а также услуги предоставляемые потребителям в рыночных условиях играют значительную роль и имеет большую практическую значимость.

Выпуск конкурентоспособной  продукции и ее реализация завершают  кругооборот хозяйственных средств  предприятия, что позволяет ему  выполнять обязательства перед  государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности  своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Готовая продукция или  услуга – конечный продукт производственного  процесса предприятия. Промышленные предприятия  не только производят продукцию в  нужном количестве, ассортименте и  качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений эти  задачи усложняются.

Хотя понятие конкурентоспособности  тех или иных товаров на свободных  рынках уже объективно существует, в то же время отсутствуют единые подходы в определении и, соответственно, в расчетах уровня конкурентоспособности  того или иного товара, услуги, товаропроизводителя  и конкурентных отношений, складывающихся на том или ином рынке [1].

Целью данной работы является выявление и изучение основных факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия и пути повышения конкурентоспособности продукции.

 

 

 

1. Теоретические  основы конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность и  виды конкуренции

Выступая на рынке, фирма  обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих  аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно  больше товаров, захватить максимально  возможную долю рынка. Именно на этой идее базируется маркетинговая стратегия  как производственно-сбытовой, так  и торговой фирмы. Интенсивность  конкуренции и формы соперничества  зависят от типа рынка, степени его  насыщенности, числа и мощности конкурирующих  фирм, технологических, финансовых и  торгово-организационных возможностей, как самой фирмы, так и ее конкурентов.

Конкуренция (от лат. Сoncurrere – сталкиваться) представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль [11].

Конкуренция – процесс  управления субъектом своими конкурентным преимуществами для победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и  субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях.

Как было доказано многими  экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения. Поэтому  конкуренция – очень сложное  понятие. Особенно важно изучить  ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать  этот механизм.

На современном этапе  мирового развития конкуренция как  движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые  пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В  связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров [7].

По степени интенсивности  конкуренция может быть:

- привлекательной, когда  в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои  потребности или получает прибыль  больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренной, когда действия  субъекта конкуренции поддерживают  конкурентную среду в данном  сегменте рынка;

- ожесточенной для объекта  конкуренции, когда субъект поглощает,  уничтожает либо вытесняет объект  из данного сегмента;

- ожесточенной для субъекта  конкуренции, когда объект (конкурент)  поглощает, уничтожает либо вытесняет  объект из данного сегмента [13].

Формы конкуренции:

- предметная конкуренция  между товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами,  удовлетворяющими одну и ту  же потребность;

- функциональная – конкуренция  между товарами–заменителями.

Методы конкуренции:

- на основе критерия  повышения качества товара (неценовая);

- на основе критерия повышения качества сервиса товара;

- на основе снижения  цены (ценовая);

- на основе снижения  эксплуатационных затрат у потребителя  товара;

- на основе использования  всех (статичных и динамичных) конкурентных  преимуществ объекта и субъекта (интегральная) [19].

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

- местном (в группе, отделе, организации и т.п.);

- региональном (в районе, городе области и т.п.);

- национальном (в стране);

- межнациональном (в нескольких странах);

- глобальном (в мировом  масштабе, без конкретно определенных  стран).

Варианты изменения конкуренции  между фирмами следующие:

- конкуренция усиливается  с увеличением количества соперничающих  фирм;

- конкуренция усиливается,  когда крупные фирмы присоединяют  другую фирму и принимают решительные  меры по выводу ее в лидеры;

- конкуренция сильна, когда  спрос на товар растет медленно;

- конкуренция усиливается,  когда условия хозяйствования  в отрасли толкают фирму на  снижение цены или на применение  других средств увеличения объема  продаж;

- конкуренция усиливается,  когда затраты покупателей при  переходе с потребления одной  марки на другие невелики;

- конкуренция усиливается,  когда одна или несколько фирм  не удовлетворены своей долей  рынка;

- конкуренция усиливается  пропорционально росту прибыли  от успешных стратегических решений;

- конкуренция усиливается,  когда затраты на выходе из  рынка велики, высоки барьеры;

- ход конкуренции предсказуем,  когда стратегии, ресурсы, организационные  особенности, миссии фирм различаются  в значительной мере и открыты  большинству [20].

Упорядоченная, введенная  в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга. Конкурентная борьба - составная  часть маркетинговой деятельности.

Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше  удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом. Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция – двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом.

Монополизм ведет к  стагнации, застою, способствует развитию диктаторских тенденций в экономике, подчинению потребителей эгоистичным  интересам бизнеса. Существование  независимых конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением  относиться к запросам потребителей из опасения, что они станут клиентами  конкурентов. Конкуренция – свойство, присущее развитой рыночной экономике. Она выступает в роли своеобразного  раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять  свои товары, повышать их качество, снижать  цены, улучшать систему торгово-сбытового  обслуживания. Естественно, речь идет о добросовестной конкуренции, уважающей  право потребителя на выбор и  соблюдающей установленные обществом  принципы и правила.

Фирма осуществляет свои функции, пребывая, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется  наличием некоторого числа независимых  покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать  на рынке и покидать его. Естественно  они соперничают между собой  в праве продать свой товар  потребителю. Покупатели тоже могут  вести между собой спор за право  купить определенный товар у определенной фирмы. Чем больше участников рынка  при данной емкости рынка, тем  острее соперничество между ними.

Информация о работе Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество