Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Содержание
Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………
11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79
ИЭУП гр.781у
Павлинская Ю.И.
Научный руководитель: Мутрискова Марина Анатольевна
Аннотация
В дипломной работе изучены основы конкурентоспособности, сущность и виды конкуренции. На примере предприятия ОАО «Завод Элекон» рассмотрены вопросы о конкурентоспособности предприятия, каков на сегодняшний день рынок электросоединителей и пути повышения конкурентоспособности. Предложено развитие конкурентных позиций путем технической модернизации, внедрение новых технологий, улучшение кадровой политики предприятия. А также сделан вывод о том, что качество продукции безусловно является ключевым фактором конкуренто-способности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество.
Содержание |
|
Введение...................... |
4 |
1. Теоретические основы
конкурентоспособности |
6 |
1.1 Сущность и виды конкуренции... |
6 |
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия………………………… |
11 |
1.3 Оценка конкурентоспособности
продукции и предприятия....... |
16 |
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон»............. |
41 |
2.1 Общая характеристика
предприятия................... |
41 |
2.2 Финансово-хозяйственная
деятельность предприятия...... |
47 |
2.3 Организационная структура
управление.................... |
54 |
2.4 Конкурентная среда
и конкурентоспособность |
57 |
3. Пути повышения |
62 |
3.1 Перевооружен — значит
конкурентоспособен............ |
62 |
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия.............. |
67 |
3.3 Качество — главный
фактор конкурентоспособности |
70 |
4. Заключение.................... |
77 |
5.Список использованной
литературы.................... |
79 |
6. Приложения.................... |
83 |
Введение
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость
предприятию в современных
Конкурентоспособность предприятия, определяемая конкуренто-способностью выпускаемой продукции – важнейшая характеристика предприятия, обеспечивающая эффективность экономической его деятельности. В эпоху глобализации и интернационализации производства конкурентоспособность предприятия пожалуй является единственным критерием его эффективности и востребованости выпускаемой продукции.
Согласно современным
концепциям, основными показателями
конкурентоспособности
Современные компании живут
по законам новой экономики, отличающейся
применением хороших знаний, качественной
информации и качественных процессов
ради обеспечения
Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции, в том числе и оказание услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации, любого предприятия или фирмы в любой стране. И каждая организация стремится сделать все, чтобы ее продукция или оказываемая услуга была конкурентоспособной [4].
Конкурентоспособность продукции выпускаемой предприятием, а также услуги предоставляемые потребителям в рыночных условиях играют значительную роль и имеет большую практическую значимость.
Выпуск конкурентоспособной
продукции и ее реализация завершают
кругооборот хозяйственных
Готовая продукция или услуга – конечный продукт производственного процесса предприятия. Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений эти задачи усложняются.
Хотя понятие
Целью данной работы является выявление и изучение основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия и пути повышения конкурентоспособности продукции.
1. Теоретические
основы конкурентоспособности
1.1 Сущность и виды конкуренции
Выступая на рынке, фирма
обычно сталкивается с соперничеством
других фирм, выпускающих и продающих
аналогичные товары. Каждая из них,
как правило, стремится занять лидирующее
положение, продать как можно
больше товаров, захватить максимально
возможную долю рынка. Именно на этой
идее базируется маркетинговая стратегия
как производственно-сбытовой, так
и торговой фирмы. Интенсивность
конкуренции и формы
Конкуренция (от лат. Сoncurrere – сталкиваться) представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль [11].
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентным преимуществами для победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция – очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать этот механизм.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров [7].
По степени интенсивности конкуренция может быть:
- привлекательной, когда
в данном сегменте субъект
качественнее удовлетворяет
- умеренной, когда действия
субъекта конкуренции
- ожесточенной для объекта
конкуренции, когда субъект
- ожесточенной для субъекта
конкуренции, когда объект (конкурент)
поглощает, уничтожает либо
Формы конкуренции:
- предметная конкуренция
между товарами одной
- функциональная – конкуренция между товарами–заменителями.
Методы конкуренции:
- на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
- на основе критерия повышения качества сервиса товара;
- на основе снижения цены (ценовая);
- на основе снижения
эксплуатационных затрат у
- на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная) [19].
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
- местном (в группе, отделе, организации и т.п.);
- региональном (в районе, городе области и т.п.);
- национальном (в стране);
- межнациональном (в нескольких странах);
- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Варианты изменения
- конкуренция усиливается
с увеличением количества
- конкуренция усиливается,
когда крупные фирмы
- конкуренция сильна, когда
спрос на товар растет
- конкуренция усиливается,
когда условия хозяйствования
в отрасли толкают фирму на
снижение цены или на
- конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;
- конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;
- конкуренция усиливается
пропорционально росту прибыли
от успешных стратегических
- конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
- ход конкуренции предсказуем,
когда стратегии, ресурсы,
Упорядоченная, введенная
в определенные законом рамки, справедливая
конкуренция встроена в механизм
маркетинга. Конкурентная борьба - составная
часть маркетинговой
Присутствие конкурента на
рынке создает элемент
Монополизм ведет к
стагнации, застою, способствует развитию
диктаторских тенденций в экономике,
подчинению потребителей эгоистичным
интересам бизнеса. Существование
независимых конкурентов
Фирма осуществляет свои функции, пребывая, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется наличием некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Естественно они соперничают между собой в праве продать свой товар потребителю. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право купить определенный товар у определенной фирмы. Чем больше участников рынка при данной емкости рынка, тем острее соперничество между ними.