Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Содержание
Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………
11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79
- административных ограничений.
На основе проведенного анализа
руководство предприятия может
сделать определенные выводы о факторах,
лежащих в основе тенденций рыночной
доли предприятия, и внести соответствующие
коррективы в управленческую политику
(например, если параметрический анализ
выявил отставание в области обеспеченности
материально-техническими ресурсами,
то целесообразно проводить
Таким образом, анализ изменения
рыночной конъюнктуры и конкурентного
положения предприятия
Сравнительный параметрический анализ предприятия и конкурентов вскрывает факторы, лежащие в основе динамики доли продаж предприятия в
общем объеме сбыта на рынке.
Необходимо заметить, что
параметрический анализ с меньшей
точностью позволяет
Второй вариант – рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении ряда предприятий отрасли или/и региона (например, с целью ранжирования с точки зрения их кредитоспособности, прогнозной эффективности «вливания» средств инвестора, прогнозной котировки акций на фондовом рынке и др.).
Этот вариант применяется
в том случае, когда заказчиком
выступает правительственная
При составлении рейтинга
предприятий используется также
идеология параметрического анализа,
однако нормативные выводы делаются
уже на базе количественного сравнения,
то есть на основе выбранных показателей
(коэффициентов), «взвешенных» по их относительной
важности, рассчитывается совокупная
балльная оценка предприятий, являющаяся
базой для определения
Двумя основными условиями отбора показателей рейтинговой оценки являются:
С теоретической точки зрения показатели можно разделить на объективные и субъективные.
Объективными являются показатели,
характеризующие эффективность
деятельности и финансовую стабильность
предприятия (например, коэффициент
текущей ликвидности или
Конкурентоспособность включает
следующие показатели: прибыль к
собственным средствам, общая рентабельность
продукции, рентабельность основной деятельности,
эффективность использования
Показатели оценки финансового состояния включают следующие показатели: ликвидность (коэффициенты текущей, срочной и абсолютной ликвидности), финансовая маневренность (чистый оборотный капитал, чистый оборотный капитал/объем реализации, доля чистого оборотного капитала в оборотных средствах), общая платежеспособность (доля собственных средств в пассивах), финансовые потоки, финансовая мобильность (оборотные средства/объем продаж).
Подведя итог вышесказанному, мы можем сформулировать понятие конкурентоспособности.
Конкурентоспособность, как
обобщающая экономическая категория,
характеризует складывающуюся экономическую
ситуацию на товарном рынке в условиях
свободной конкуренции, включая
отношения между двумя
Конкурентоспособность присуща
только двум элементам экономической
системы – объекту и
Обычно исследуется степень конкурентоспособности товара того или иного товаропроизводителя тогда, когда нужно либо выйти с этой продукцией на новый рынок, либо изменить свою долю на данном рынке товаров.
Конечная цель любой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Обычно под
Большинство новичков сосредотачивается
на параметрах товара и затем для
оценки конкурентоспособности
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность
включает три основные
2. Покупатель – главный
оценщик товара. А это приводит
к очень важной в рыночных
условиях истине: все элементы
конкурентоспособности товара
3. Как известно, каждый
рынок характеризуется "своим"
покупателем. Поэтому
Рыночное хозяйство, а
вслед за ним и его ученые давно
и хорошо поняли, что пытаться схематически
выразить конкурентоспособность товара
– это все равно, что пытаться
схемой показать всю сложность и
все тонкости рыночного процесса.
Для них конкурентоспособность
стала просто удобным, концентрирующим
внимание и мысль термином, за которым
выстраивается все разнообразие
стратегических и тактических приемов
менеджмента в целом и
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой
товар и так довести его
до потребителя, чтобы
Конкурентоспособность товара
– это степень реального или
потенциального удовлетворения им конкретной
потребности по сравнению с аналогичными
товарами, представленными на данном
рынке. Конкурентоспособность
Конкурентоспособность может быть стратегической или фактической, на внешнем или внутреннем рынке.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что конкурентоспособность может проявляться только при следующих условиях:
- конкурентоспособность может проявляться только на свободном рынке;
- понятие «
- конкурентоспособность
учитывает качество товар, как
со стороны
- конкурентоспособность
определяется как
- управляет
Конкурентоспособность товара является главным исходным фактором увеличения доли рынка и роста прибыли от его продажи, улучшения экономического положения организации и других показателей, то есть конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия.
Основным фактором, от которого на 30-40 процентов зависит конкурентоспособность товаров, является его качество. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товаров, составляя ее стержень.
Наличие единого понимания качества может быть полезным, но необходимо осознавать, что выбор каждого из пяти подходов порождает свои проблемы. Ориентация на восприятие подразумевает существование некоторого совершенства, почти всегда исходит из множества неосязаемых факторов и опирается на суждения отдельных людей, что приводит к высокой субъективности. Подход с точки зрения продукта может привести к чрезвычайному увлечению разработкой превосходных характеристик товара – характеристик, которые потребитель может и не оценить. И наоборот, принятие точки зрения пользователя часто порождает желание предоставить потребителям все, что они хотят, независимо от затрат и возможностей организации. Процессный подход может вызвать чрезмерное увлечение достижения соответствия определенным требованиям, приводя при этом к утрате обратной связи с потребителем. В ценностном подходе существует риск пожертвовать качеством в пользу экономии, так как слишком много внимания уделяется снижению затрат [3].