Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Содержание


Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………

11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ (2).docx

— 3.87 Мб (Скачать документ)

- административных ограничений. 

На основе проведенного анализа  руководство предприятия может  сделать определенные выводы о факторах, лежащих в основе тенденций рыночной доли предприятия, и внести соответствующие  коррективы в управленческую политику (например, если параметрический анализ выявил отставание в области обеспеченности материально-техническими ресурсами, то целесообразно проводить инвестиции в модернизацию машин и оборудования; если предприятие теряет рынок вследствие завышенных цен – пересмотреть ценовую  политику и др.) [2].

Таким образом, анализ изменения  рыночной конъюнктуры и конкурентного  положения предприятия позволяет  оценить:

  • состояние рынка с точки зрения его емкости и эластичности и исследовать сравнительную ценовую конъюнктуру по видам реализуемой продукции;
  • состояние рынка с точки зрения его сегментации и монополизации.

Сравнительный параметрический  анализ предприятия и конкурентов  вскрывает факторы, лежащие в  основе динамики доли продаж предприятия  в

общем объеме сбыта на рынке.

Необходимо заметить, что  параметрический анализ с меньшей  точностью позволяет формулировать  управленческие рекомендации на основе формализованной обработки данных. Это связано как с объективными (неразвитость рынка в нашей стране и в силу этого громадная роль административных и личностных факторов в положении предприятия на рынке), так и субъективными (отсутствие информации о важнейших параметрах регионального и отраслевого рынка, таких как отраслевой объем выпуска, эластичность потребительского спроса и др.) причинами. Все эти факторы затрудняют качественное проведение анализа конкурентного положения предприятия на рынке.

Второй вариант – рейтинговая  оценка. Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении ряда предприятий  отрасли или/и региона (например, с целью ранжирования с точки зрения их кредитоспособности, прогнозной эффективности «вливания» средств инвестора, прогнозной котировки акций на фондовом рынке и др.).

Этот вариант применяется  в том случае, когда заказчиком выступает правительственная или  международная организация. В этом случае информационное обеспечение  включает в себя:

  • сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров предприятия-заказчика;
  • сводная финансовая отчетность предприятий – объектов сравнения;
  • фрагментарную управленческую информацию в виде формализованных учетных таблиц, которые достаточно просты для заполнения, как правило, эти таблицы в форме запроса рассылаются на предприятия – объекты сравнения.

При составлении рейтинга предприятий используется также  идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной  важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового  места предприятия в рейтинге.

Двумя основными условиями  отбора показателей рейтинговой  оценки являются:

  • теоретическое – оно должно отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности финансового состояния предприятия;
  • практическое – его можно рассчитать на основе реально имеющейся информации о хозяйственной деятельности предприятия.

С теоретической точки  зрения показатели можно разделить  на объективные и субъективные.

Объективными являются показатели, характеризующие эффективность  деятельности и финансовую стабильность предприятия (например, коэффициент  текущей ликвидности или рентабельность продукции). Субъективные показатели не характеризуют эффективность деятельности предприятия, однако они могут влиять на эффективность работы с клиентом по внедрению системы финансового управления. К таким показателям относятся, например, объем продаж, совокупные активы или число занятых, характеризующих, как правило, размер предприятия или уровень деловой активности. В силу экономии на масштабах производства, как правило, система финансового управления на больших предприятиях более эффективна, нежели на малых. Существенным фактором при составлении рейтинговой оценки является учет динамики отдельных показателей. Понятно, что перспективы финансового состояния двух предприятий с одинаковым уровнем ликвидности могут быть весьма различными, если для одного из них этот уровень – результат положительной динамики, а для другого – отрицательной. Поэтому фактор тренда отдельных показателей эффективности деятельности финансовой стабильности должен учитываться в итоговой балльной оценке предприятия через поправочный коэффициент.

Конкурентоспособность включает следующие показатели: прибыль к  собственным средствам, общая рентабельность продукции, рентабельность основной деятельности, эффективность использования отдельных  ресурсов (фондоотдача, оборачиваемость  производственных запасов, производительность труда).

Показатели оценки финансового  состояния включают следующие показатели: ликвидность (коэффициенты текущей, срочной  и абсолютной ликвидности), финансовая маневренность (чистый оборотный капитал, чистый оборотный капитал/объем  реализации, доля чистого оборотного капитала в оборотных средствах), общая платежеспособность (доля собственных  средств в пассивах), финансовые потоки, финансовая мобильность (оборотные средства/объем продаж).

Подведя итог вышесказанному, мы можем сформулировать понятие  конкурентоспособности.

Конкурентоспособность, как  обобщающая экономическая категория, характеризует складывающуюся экономическую  ситуацию на товарном рынке в условиях свободной конкуренции, включая  отношения между двумя субъектам  – товаропроизводителем и потребителем по поводу объекта – товара.

Конкурентоспособность присуща  только двум элементам экономической  системы – объекту и хозяйствующему субъекту в условиях свободного рынка. Она выявляется и проявляется  всегда, независимо от времени, а исследуется  степень конкурентоспособности  объекта или хозяйствующего субъекта только в ситуациях, результатом  которых может стать перераспределение  того или иного сегмента рынка  товаров.

Обычно исследуется степень  конкурентоспособности товара того или иного товаропроизводителя  тогда, когда нужно либо выйти  с этой продукцией на новый рынок, либо изменить свою долю на данном рынке  товаров.

Конечная цель любой фирмы  – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как  закономерный итог постоянных и грамотных  усилий фирмы. Достигается она или  нет – зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами – продукцией и  услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики  и почему она при всех стараниях  любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его  привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в  правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения  начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями  и ограничениями потребителя.  Наконец, третья отражает все  то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель – главный  оценщик товара. А это приводит  к очень важной в рыночных  условиях истине: все элементы  конкурентоспособности товара должны  быть настолько очевидны потенциальному  покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них. Когда мы формируем  «комплекс конкурентоспособности», в рекламе очень важно учитывать  особенности психологического воспитания  и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного  характера. Интересный факт: почти  все зарубежные пособия по  рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной  или интеллектуально неразвитой  аудитории.

3. Как известно, каждый  рынок характеризуется "своим"  покупателем. Поэтому изначально  неправомерна идея о некой  абсолютной, не связанной с конкретным  рынком, конкурентоспособности.

Рыночное хозяйство, а  вслед за ним и его ученые давно  и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара – это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и  все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность  стала просто удобным, концентрирующим  внимание и мысль термином, за которым  выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов  менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность  – не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и  для конкурента, а потом победить. Прежде всего – это философия  работы в условиях рынка, ориентированная  на:

- понимание нужд потребителя  и тенденции их развития;

- знание поведения и  возможностей конкурентов; 

- знание состояния и  тенденций развития рынка; 

- знание окружающей среды  и ее тенденций; 

- умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель  предпочел его товару конкурента.

Конкурентоспособность товара – это степень реального или  потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию  по сравнениями с аналогичными товарами на данном рынке [37].

Конкурентоспособность может  быть стратегической или фактической, на внешнем или внутреннем рынке.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что конкурентоспособность  может проявляться только при  следующих условиях:

- конкурентоспособность  может проявляться только на  свободном рынке;

- понятие «конкурентоспособность»  может распространяться как на  объект рыночных отношений (товар,  услуги), так и на хозяйствующие  субъекты;

- конкурентоспособность  учитывает качество товар, как  со стороны товаропроизводителя,  так и со стороны покупателя;

- конкурентоспособность  определяется как экономическими, технологическими и другими параметрами,  так и его долей на свободном  рынке;

- управляет конкурентоспособностью  товара только конкуренция, складывающаяся  на том или ином свободном  товарном рынке.

Конкурентоспособность товара является главным исходным фактором увеличения доли рынка и роста  прибыли от его продажи, улучшения  экономического положения организации  и других показателей, то есть конкурентоспособность  товара во многом определяет конкурентоспособность  самого предприятия.

Основным фактором, от которого на 30-40 процентов зависит конкурентоспособность товаров, является его качество. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товаров, составляя ее стержень.

Наличие единого понимания  качества может быть полезным, но необходимо осознавать, что выбор каждого  из пяти подходов порождает свои проблемы. Ориентация на восприятие подразумевает  существование некоторого совершенства, почти всегда исходит из множества  неосязаемых факторов и опирается  на суждения отдельных людей, что  приводит к высокой субъективности. Подход с точки зрения продукта может  привести к чрезвычайному увлечению  разработкой превосходных характеристик  товара – характеристик, которые  потребитель может и не оценить. И наоборот, принятие точки зрения пользователя часто порождает желание  предоставить потребителям все, что  они хотят, независимо от затрат и  возможностей организации. Процессный подход может вызвать чрезмерное увлечение достижения соответствия определенным требованиям, приводя  при этом к утрате обратной связи с потребителем. В ценностном подходе существует риск пожертвовать качеством в пользу экономии, так как слишком много внимания уделяется снижению затрат [3].

Информация о работе Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество