Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Содержание
Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………
11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79
По результатам проведенных работ выдается сертификат компетентности.
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции
По признанию многих ученых, специалистов, руководителей предприятий и государственных деятелей, наступивший XXI век станет веком качества во всех его проявлениях – качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и в целом – качество жизни.
Качество - это то, в чем мы все заинтересованы, но достижение качества - это нечто большее, чем просто слова, оно требует планирования, системного подхода, подготовленного персонала и тяжелой работы.
Одним из способов укрепления позиций предприятия на мировом рынке в условиях растущей конкуренции является быстрое распространение систем менеджмента качества и их сертификация [39].
Система управления качеством предприятия сертифицирована в соответствии с Международным стандартом ISO 9001, также качество товара гарантируется сертификатом №СВС.06.431.0274.10 от 24 ноября 2010 года, выданным «ВОЕНЭЛЕКТРОСЕРТ» ФГУП «22 ЦНИИИ Минобороны России».
На предприятии есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.
Для этого ведется статистический
учет и контроль качества, что в
принципе, не ново в отечественной
и зарубежной практике. Он включает
регистрацию данных выходного контроля
исходного сырья, регистрацию данных
контроля готовых изделий и регистрацию
данных промежуточного контроля, т.е. стадию
инспекционного контроля. За ней следует
стадия статистического учета
Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Завод Элекон». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.
Активно ведется работа по
участию в различных конкурсах
и, как результат, получены многочисленные
премии, т.е. есть работа над престижем
фирмы. Для участия в международно-
В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней также должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.
Политика ОАО «Завод Элекон» в области качества формируется высшим руководством предприятия.
Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.
В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и /или
разработка технических
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка технических процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после
Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.
При формировании политики могут быть следующие направления:
- улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического
уровня продукции,
- снижение дефектности и др.
Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы [36].
Общая система управления
качеством может иметь
Деятельность по гарантии качества включает:
- планирование и проектирование;
- проектирование технологических процессов и подготовка производства;
- изготовление;
- проверка качества;
- предотвращение ухудшения качества;
- реклама;
- сбыт;
- послепродажное обслуживание;
- получение информации от потребителя;
- проверка системы гарантии качества.
ОАО «Завод Элекон» провел работу по внедрению системы управления качеством продукции в связи с возрастающей конкуренцией на рынке сбыта. Работа проходила по следующей схеме.
В конце мая Генеральным директором подписано "Руководство по качеству ОАО «Завод Элекон»". В документе содержатся основные положения по управлению, обеспечению и улучшению качества продукции завода, касающиеся всех производственных подразделений, служб маркетинга, проектирования и сбыта.
Создана служба качества, координирующая
все подразделения предприятия
в области качества. Служба качества
разрабатывает методические рекомендации
по качеству. Функционально и
Служба качества построена в соответствии со стандартами ISO 9001.
Таким образом в функциональном подчинении службы качества находятся: служба маркетинга, дирекция по развитию, дирекция по производству, дирекция по экономике и финансам, дирекция по персоналу, отдел сбыта.
Руководство предприятия
не только контролирует соответствие
качества международным стандартам,
но стремится к постоянному
Специализированные службы
изучают потребности
Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической цепочке:
- входной контроль материалов
и комплектующих изделий
- в производствах завода
совмещаются методы активного
контроля, встроенные в технологическое
оборудование, а также выборочный
или полный контроль по
- лаборатории оснащены
специальными стендами для
При этом руководители предприятия отдают приоритет предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению и устранению.
Весь персонал вовлекается в работу по качеству. Для этого разработаны меры по повышению мотивации работников, включающие гибкую систему поощрений и взысканий, повышение квалификации.
Подготовка кадров дифференцирована по категориям работников: руководящий персонал, технический персонал работники службы качества, производственные рабочие.
Установлены жесткие требования к руководящему персоналу, предполагающие дисциплинарные и материальные меры за упущения в работе по качеству, за нежелание или неумение выполнять свои обязанности.
Руководство по качеству четко описывает функции каждого из подразделений завода и обязанности руководителей подразделений, предусматривает конкретную ответственность за невыполнение инструкций.
Отработана система проверки качества при продаже продукции и покупке материалов и комплектующих изделий. Для этого составляется договор.
При продаже изделий предприятия
службой качества, юридическим бюро,
финансово-экономическим
Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Подводя черту в критическом анализе действующей на предприятии системы управления качеством, необходимо отметить ее достоинства и недостатки. Достоинства: отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке. Недостатки: отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, отсутствие некоторой задокументированности, отсутствие административной поддержки системы управления качеством [35].
Заключение
1. По мере развития
рыночных отношений
2. Конкурентоспособность
товара – самый важный
3. Анализ производственной
деятельности предприятия ОАО
«Завод Элекон» показал, что
предприятие имеет
4. Использование маркетинга
позволит повысить
5. Нами установлено, что
существует связь между
Список использованной литературы
I.Специализированная литература
1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челноков. – М.: Новости, 2000. – 356с.