Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Содержание


Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………

11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ (2).docx

— 3.87 Мб (Скачать документ)

По результатам проведенных  работ выдается сертификат компетентности.

 

3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции

По признанию многих ученых, специалистов, руководителей предприятий  и государственных деятелей, наступивший XXI век станет веком качества во всех его проявлениях – качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и в целом – качество жизни.

Качество - это то, в чем  мы все заинтересованы, но достижение качества - это нечто большее, чем  просто слова, оно требует планирования, системного подхода, подготовленного  персонала и тяжелой работы.

Одним из способов укрепления позиций предприятия на мировом  рынке в условиях растущей конкуренции  является быстрое распространение  систем менеджмента качества и их сертификация [39].

Система управления качеством  предприятия сертифицирована в  соответствии с Международным стандартом ISO 9001, также качество товара гарантируется  сертификатом №СВС.06.431.0274.10 от 24 ноября 2010 года, выданным «ВОЕНЭЛЕКТРОСЕРТ»  ФГУП «22 ЦНИИИ Минобороны России».

На предприятии есть четко  отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что в  принципе, не ново в отечественной  и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию  данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует  стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация  данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи  инструментов контроля качества» не используется.

Выявлением требований рынка  занимается служба маркетинга на ОАО  «Завод Элекон». Ее роль состоит в  определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория  качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень  редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию в различных конкурсах  и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем  фирмы. Для участия в международно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле, содействия потребителя в  компетентном выборе продукции товар  сертифицируется. Это делается для  защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для  подтверждения своих показателей  качества.

В службе бухгалтерского учета  калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней также должны быть учтены затраты на переделку, повторную  обработку, брак, повторные испытания  и др.

Система качества создается  и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и  достижение поставленной цели.

Политика ОАО «Завод Элекон»  в области качества формируется  высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается  руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют  заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

1. Маркетинг, поиск и  изучение рынка.

2. Проектирование и /или  разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое  снабжение.

4. Подготовка и разработка  технических процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний  и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь  в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области  качества.

При формировании политики могут быть следующие направления:

- улучшение экономического  положения предприятия за счет  улучшения качества;

- расширение или завоевание  новых рынков сбыта;

- достижение технического  уровня продукции, превышающего  уровень ведущих предприятий  и фирм;

- снижение дефектности  и др.

Политика в области  качества должна быть изложена в специальном  документе, оформлена в виде программы [36].

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции  или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

- планирование и проектирование;

- проектирование технологических процессов и подготовка производства;

- изготовление;

- проверка качества;

- предотвращение ухудшения  качества;

- реклама;

- сбыт;

- послепродажное обслуживание;

- получение информации  от потребителя;

- проверка системы гарантии  качества.

ОАО «Завод Элекон» провел работу по внедрению системы управления качеством продукции в связи  с возрастающей конкуренцией на рынке  сбыта. Работа проходила по следующей  схеме.

В конце мая Генеральным  директором подписано "Руководство  по качеству ОАО «Завод Элекон»". В документе содержатся основные положения по управлению, обеспечению  и улучшению качества продукции  завода, касающиеся всех производственных подразделений, служб маркетинга, проектирования и сбыта.

Создана служба качества, координирующая все подразделения предприятия  в области качества. Служба качества разрабатывает методические рекомендации по качеству. Функционально и административно  эта служба подчиняется только Генеральному директору.

Служба качества построена  в соответствии со стандартами ISO 9001.

Таким образом в функциональном подчинении службы качества находятся: служба маркетинга, дирекция по развитию, дирекция по производству, дирекция по экономике и финансам, дирекция по персоналу, отдел сбыта.

Руководство предприятия  не только контролирует соответствие качества международным стандартам, но стремится к постоянному совершенствованию  качества.

Специализированные службы изучают потребности потребителей и их требования к качеству продукции.

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Для этого контроль качества осуществляется по всей технологической  цепочке:

- входной контроль материалов  и комплектующих изделий обеспечивается  соответствующими лабораториями;

- в производствах завода  совмещаются методы активного  контроля, встроенные в технологическое  оборудование, а также выборочный  или полный контроль по операциям  и окончательный контроль готовых  изделий;

- лаборатории оснащены  специальными стендами для периодических  испытаний изделий.

При этом руководители предприятия  отдают приоритет предупреждению отклонений качества от стандартов, а не выявлению  и устранению.

Весь персонал вовлекается  в работу по качеству. Для этого  разработаны меры по повышению мотивации  работников, включающие гибкую систему  поощрений и взысканий, повышение  квалификации.

Подготовка кадров дифференцирована по категориям работников: руководящий  персонал, технический персонал работники  службы качества, производственные рабочие.

Установлены жесткие требования к руководящему персоналу, предполагающие дисциплинарные и материальные меры за упущения в работе по качеству, за нежелание или неумение выполнять  свои обязанности.

Руководство по качеству четко  описывает функции каждого из подразделений завода и обязанности  руководителей подразделений, предусматривает  конкретную ответственность за невыполнение инструкций.

Отработана система проверки качества при продаже продукции  и покупке материалов и комплектующих  изделий. Для этого составляется договор.

При продаже изделий предприятия  службой качества, юридическим бюро, финансово-экономическим отделом  тщательно анализируются потребности  предприятия и пожелания клиента.

Управление качеством  во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой  нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных  документов, имеющих юридическую  силу.

Подводя черту в критическом  анализе действующей на предприятии  системы управления качеством, необходимо отметить ее достоинства и недостатки. Достоинства: отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке. Недостатки: отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, отсутствие некоторой задокументированности, отсутствие административной поддержки системы управления качеством [35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. По мере развития  рыночных отношений обостряется  конкурентная борьба всех видов  предприятий за покупателя. Развитая  рыночная экономика предполагает, что потребители выступают не  только как индивидуальные покупатели, но и представляют собой некую  массу, социум, у которого есть  как индивидуальные, так и общие,  совокупные требования. И те и  другие особенности потребителей  должны учитываться товаропроизводителями.  Потребители имеют право покупать  только качественный товар. Они  обладают суверенитетом, т.е. правом  приобретения нужной вещи в  пределах располагаемой суммы  денег. Чтобы обеспечить предприятию  стабильную работу, обеспечить прибыльность, ему необходимо использовать  в своей деятельности науку,  которую справедливо называют  «грамотой рынка» - маркетинг. Маркетинг  необходим тем, кто функционирует  в постоянно меняющихся условиях  рынка. 

2. Конкурентоспособность  товара – самый важный показатель  товара в условиях конкурентного  противостояния компаний, целых  отраслей и отдельных товаров  и услуг. Конкурентоспособный  товар должен соответствовать  не только условиям рынка, конкретным  запросам и ожиданиям потребителя  по своим техническим, качественным, эстетическим, экономическим характеристикам  и показателям, но и по условиям  его распространения и реализации. Качество и цена товара являются, безусловно, ключевыми факторами  конкурентоспособности. Но они  далеко не единственные. К факторам, определяющим конкурентоспособность  товаров, также относятся уровень  квалификации персонала и менеджмента,  уровень развития технологии  на предприятии, доступность коммерческих  источников финансирования, насыщенность  рынка, спрос и предложение. 

3. Анализ производственной  деятельности предприятия ОАО  «Завод Элекон» показал, что  предприятие имеет удовлетворительные  показатели результатов хозяйственной  деятельности. Для повышения конкурентоспособности  предприятие внедряет новое прогрессивное  оборудование и совершенствует технологию изготовления. Расширяет сеть продаж за счет заключения более гибких договоров, за счет системы скидок и организации управления на основе внимания к потребителю.

4. Использование маркетинга  позволит повысить прибыльность  предприятия: несмотря на величину  затрат по реализации маркетинговой  политики, эффективность от проведения  маркетинговых исследований больше, чем затраты на их проведение. Следовательно, расходы на маркетинг  целесообразны, поэтому предприятию  необходимо использовать маркетинг  в своей деятельности.

5. Нами установлено, что  существует связь между конкурентоспособностью продукции и применением в хозяйственной практике принципов и методов маркетинга. Стремясь выжить в условиях рынка, организации должны всегда быть чуть-чуть впереди конкурента. Проблема качества и конкурентоспособности товаров имеет центральное, стратегическое значение для хозяйственной деятельности любого предприятия, поскольку наука, техника, а также запросы потребителей не стоят на одном месте, быстро меняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

I.Специализированная литература

1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челноков. – М.: Новости, 2000. – 356с.

Информация о работе Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество