Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Содержание
Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………
11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79
Рассмотрим данные стратегии более подробно.
Низкие издержки производства как вид конкурентных преимуществ. Издержки никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании стратегии ценообразования. Ценовые решения неизбежно привязаны к решениям об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками. Фирмы, эффективно устанавливающие цену, решают, что производить и кому это продавать, путем сравнения цен, которые они могут назначить, с издержками, которые они могут взять на себя. Таким образом, получается, что издержки влияют на назначение цен. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает большее количество покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими издержками для привлечения большого количества покупателей не могут позволить предлагать товары по более низкой цене, чем фирмы с низкими издержками. Поэтому они должны привлечь тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену.
Таким образом, изменения в издержках вынуждают фирму изменять цены не потому, что это изменяет количество оплаченного товара, а потому, что это изменяет количество товаров, которые фирма может с выгодой предложить, и покупателей, которых она может с выгодой обслужить [27].
Существуют три разных способа, используя которые компания может сократить свои затраты на единицу продукции благодаря эффективной организации своих внутренних операций: экономия за счет ассортимента, за счет масштаба и за счет накопленного опыта.
Экономия за счет ассортимента.
Ассортимент – это величина "портфеля"
товаров, выпускаемых фирмой. Многие
фирмы продают различные
менее эффективные "портфели".
Экономия за счет масштаба. Масштаб – это размер фирмы, измеряемый
как ее долговременный устойчивый уровень выпуска. Практически в любом виде работ, начиная от закупок и заканчивая производством, продвижением и сбытом, существует тенденция к снижению величины затрат по мере роста объемов производства.
Экономия за счет накопленного опыта. Экономия за счет опыта – это сокращение издержек, которое возникает с ростом кумулятивных объемов производства, что отличает ее от экономии за счет масштаба, зависящей от текущего объема производства. Старая и молодая компании в том или ином году могут иметь одинаковые объемы производства, добиваясь одинаковой экономии за счет масштаба. Однако более старая компания с более высоким кумулятивным объемом выпуска за предшествующие годы может иметь более низкие издержки благодаря большей экономии за счет накопленного опыта. Экономия на издержках за счет накопленного опыта строится на обучении в процессе деятельности: чем больше компания производит, тем больше она узнает о том, как сделать производство эффективным. Согласно исследованиям Бостонской консультационной группы (БКГ), экономия на затратах за счет накопленного опыта затрагивает не только стоимость рабочей силы, но и стоимость капитала, управления, исследований и маркетинга. Консультанты БКГ утверждают, что эффект накопления опыта проявляется не только в высокотехнологичном производстве, но и в сфере услуг, и производстве простых потребительских товаров (например, маргарина и пива).
В дополнение к эффективности внутренних издержек компания также может снизить издержки за счет правильного выбора и управления своими внешними контактами с клиентами и поставщиками [32].
Дифференциация продукции
как способ получения конкурентного
преимущества. Дифференциация - это
способность обеспечить компанию уникальной
и большей стоимостью в виде нового
качества товара, особых потребительских
свойств или послепродажного
обслуживания. Стратегии дифференциации
уместны в тех случаях, когда
потребности и вкусы
Успешно проведенная дифференциация позволяет фирме:
- устанавливать премиальную наценку на свою продукцию;
- продавать больший объем
продукции (поскольку
- сделать торговую марку
фирмы более популярной среди
покупателей (поскольку
Возможности применения стратегии
ниш для получения
Согласно такой стратегии
товар обязан в максимальной степени
отвечать потребностям соответствующей
группы потребителей. Фирма детально
изучает рынок с целью
Концентрирование начинается с выбора рыночной ниши, характеризующейся определенными требованиями и предпочтениями покупателей. Она может быть выделена в силу географического положения, особых требований к использованию продукции или в силу специфических свойств продукции, удовлетворяющих потребителей ниши. Основой для успешной конкурентной борьбы при применении стратегии концентрирования в обслуживании ниши являются либо меньшие, чем у конкурентов издержки, либо способность предложить потребителям нечто отличное от продукции конкурентов. Успех стратегии концентрирования, основанной на сниженных издержках, зависит от наличия целевого сегмента рынка, потребности которого можно удовлетворить с меньшими затратами по сравнению с остальной частью рынка. Успех стратегии концентрирования, основанной на дифференцировании, зависит от наличия целевого сегмента рынка, требующего, чтобы продукция обладала какими-то особыми качествами.
Применение особых методов
концентрирования при обслуживании
целевой рыночной ниши является основой
защиты от пяти конкурирующих сил. Конкуренты
не обладают равными возможностями
обслуживания целевой клиентуры
фирмы, применяющей стратегию
Условием разработки стратегии
маркетинга является оценка и анализ
собственных возможностей фирмы. Ее
конкурентоспособности и
Конкурентоспособность фирмы определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы [10].
Без этого не может быть
понятным, в состоянии ли фирма
выполнить те задачи, которые вытекают
из стратегических целей. Объективность
и сопоставление с
Потенциал фирмы – комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей.
Потенциал фирмы складывается из следующих элементов:
уровня сервиса;
Элементы, составляющие потенциал фирмы, представлены в виде схемы на рисунке 1.3.1.
Производственный или торгово-сбытовой потенциал |
Финансово-кредитный потенциал |
Имидж фирмы |
Товарные ресурсы и качество товаров |
Научно-технический потенциал |
Инвестиционный потенциал |
Трудовые ресурсы |
Управленческий и |
Бенч-маркинг |
Рис. 1.3.1 - Схема элементов потенциала предприятия
Первый элемент блока
характеризуется
Второй элемент потенциала – это капитал предприятия, его состав (доля собственного и заемного капитала), кредитные возможности, ликвидность и скорость оборота капитала, и в первую очередь оборотных средств.
Оборачиваемость оборотного капитала характеризуется числом полных оборотов за определенный период или временем, которое оборотные средства находятся на предприятии торговли. Исчисляется она как отношение товарооборота предприятия за данный период к среднему остатку оборотных средств или как отношение среднего размера оборотных средств к однодневному товарообороту.
Некоторая часть капитала
кредитуется банками или
К ликв = Атек / КО ; (1)
где: Кликв – коэффициент ликвидности;
Атек - текущие активы;
КО – краткосрочные обязательства.
В том случае, когда Кликв>0, фирма относится к категории ликвидных. Если же Кликв<1, то предприятие некредитоспособно и считается рискованным объектом кредитования.
Превышение кредиторской задолженности более чем в два раза над дебиторской говорит о том, что предприятие находится в критическом финансовом положении. Отношение общей суммы финансовых обязательств к общей стоимости имущества предприятия служит своеобразным барометром банкротства:
Кбанкроства = ФО / ИП (2)
где: Кбанкроства – коэффициент банкротства;
ФО – сума финансовых обязательств;
ИП – общая сумма имущества предприятия.
Если коэффициент превышает 0,5, то это свидетельство того, что предприятие находится на грани банкротства.
Третий элемент – это
моральный капитал, накопленный
предприятием, его имидж. Отношение
и торговых посредников к марке
и товарам предприятия, убеждение,
сложившееся за годы, что качество
товаров фирмы и ее обслуживание
всегда на высоте, уверенность в
том, что она при любых условиях
выполнит свои обязательства в срок
и полностью, формируют имидж, который
сказывается на цене марки и доброго
имени фирмы. Это, во-первых, является
частью рекламы, а во-вторых, определяет
стоимость контракта при