Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Содержание

Содержание


Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………

11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ (2).docx

— 3.87 Мб (Скачать документ)

Конкурентная среда –  рынок или его сегмент, где  продавцы свободно соперничают за право  продать товар покупателю.

Единственным арбитром между  честно конкурирующими предпринимателями  является потребитель. Он голосует своим  кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.

На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную  продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Каждая фирма стремится создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба – это спор старого с новым, своего рода война технологий.

Конкурентная борьба –  совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.

Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: стремление продать  товаров больше, чем конкурент, отобрав  у него часть потенциальных клиентов, и в конечном счете получить ту прибыль (или часть), на которую рассчитывал конкурент, то есть захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, занять более прочную конкурентную позицию на рынке. По некоторым расчетам, каждые 10% прироста доли фирмы на рынке позволяют увеличить рентабельность продукта тоже на 10% [14].

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

  • размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
  • темпы роста рынка – быстрый – облегчает проникновение на рынок;
  • мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
  • препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
  • цена;
  • уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
  • мобильные технологические услуги;
  • требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;
  • вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
  • экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
  • быстрое обновление ассортимента [12].

 

1.2 Понятие конкурентоспособность  предприятия

Для того чтобы более полно  осветить сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо дать как можно  полное представление о конкурентоспособности. «Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики [22].

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время  является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность  страны, тем выше жизненный уровень  в этой стране.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [23].

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны [25].

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  • нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;
  • близость предприятия к клиенту;
  • создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;
  • рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;
  • демонстрация важности общих для предприятия ценностей;
  • умение твёрдо стоять на своём;
  • простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала;
  • умение быть одновременно мягким и жёстким, держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия-производителя  продукции соотносятся между  собой как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы [28].

Таким образом, рассмотрев понятие  о конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, под конкурентоспособностью понимают:

- свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального  удовлетворения им конкретной  потребности по сравнению с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке; 

- способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном  рынке; 

- характеристику, которая  выражает отличия развития данной  фирмы от развития конкурентных  фирм по степени удовлетворения  своими товарами потребности  людей и по эффективности производственной  деятельности.

Во-вторых, к коммерческим условиям конкурентоспособности относят:

- ценовые показатели;

- показатели, характеризующие  условия поставок и платежей  за поставляемые товары;

- показатели, характеризующие  особенности действующей на рынке  производителей и потребителей  налоговой и таможенной системы; 

- показатели, отражающие  степень ответственности продавцов  за выполнение обязательств и  гарантий.

В-третьих, к организационным  условиям относят:

- обеспечение максимально  возможного приближения продавцов  товара к

показателям, влияющим на снижение издержек обращения;

- доставка товара до  места потребления не только  крупным оптом-транзитом, но и  мелкими партиями через складские  предприятия; 

- грамотное пользование  транспортными уставами, кодексами,  правилами перевозок, транспортными  тарифами и другими основополагающими  документами в этой области;

- расширение послепродажного  сервиса, оказываемого потребителям  с

гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

В-четвертых, стандарты играют большую роль в определении конкурентоспособности:

- соответствие стандартам  это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит  конкурентоспособность товара к  нулю;

- основные требования  потребителей к техническим показателям  находят 

отражение в национальном и международном стандартах [31].

Для того чтобы полнее оценить  проблему конкурентоспособности предприятия, необходимо дать оценку ее критериям  и факторам.

На повышение конкурентоспособности  предприятия влияет сегментация  рынка. С этого процесса надо начинать деятельность на данном рынке.

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.

С помощью сегментации  достигаются следующие цели:

  • наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей, подгонка товара под желания и предпочтения покупателя;
  • повышение конкурентоспособности как товара, так и его производителя, усиление конкурентных преимуществ;
  • уклонение от конкурентной борьбы путём перехода в неосвоенный сегмент рынка;
  • увязка научно-технической политики фирмы с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей;
  • ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень  и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение  современных средств автоматизации  производства [16].

Анализ эффективности  инвестиционных проектов конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию  и его продукции и как результат  – изменение доли предприятия  в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом, или мировом товарном рынке.

Конкурентные позиции  фирмы на рынке зависят также  от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны  национальных государственных органов  и других организаций путём предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставление экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре  рынков и другое [33].

В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия  или фирмы ключевыми моментами  успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового  положения на рынке; наличие передовой  технологии и высокого потенциала собственных  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

Выпуская конкурентоспособные  товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность  выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовыми [5].

 

1.3 Оценка конкурентоспособности  продукции и предприятия

Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению  конкурентной борьбы:

  • стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства

(стратегия руководящей  роли в области издержек производства);

Информация о работе Конкурентоспособность, конкуренция, рынок, предприятие, электросоединители, качество