Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:22, дипломная работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Содержание
Введение.............................................................................................................
4
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия.................
6
1.1 Сущность и виды конкуренции.................................................................
6
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия…………………………
11
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия..................
16
2 Анализ производственной деятельности ОАО «Завод Элекон».............
41
2.1 Общая характеристика предприятия.........................................................
41
2.2 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия............................
47
2.3 Организационная структура управление..................................................
54
2.4 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия ................
57
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции..............................
62
3.1 Перевооружен — значит конкурентоспособен.........................................
62
3.2 Предложения по улучшению кадровой политики предприятия..............
67
3.3 Качество — главный фактор конкурентоспособности продукции.........
70
4. Заключение.....................................................................................................
77
5.Список использованной литературы..............................................................
79
Конкурентная среда – рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю.
Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.
На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Каждая фирма стремится создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба – это спор старого с новым, своего рода война технологий.
Конкурентная борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и в конечном счете получить ту прибыль (или часть), на которую рассчитывал конкурент, то есть захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, занять более прочную конкурентную позицию на рынке. По некоторым расчетам, каждые 10% прироста доли фирмы на рынке позволяют увеличить рентабельность продукта тоже на 10% [14].
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1.2 Понятие конкурентоспособность предприятия
Для того чтобы более полно
осветить сущность конкурентоспособности
предприятия, необходимо дать как можно
полное представление о
Конкурентоспособность объекта
определяется по отношению к конкретному
рынку, либо к конкретной группе потребителей,
формируемой по соответствующим
признакам стратегической сегментации
рынка. Если не указан рынок, на котором
конкурентоспособен объект, это означает,
что данный объект в конкретное время
является лучшим мировым образцом.
В условиях рыночных отношений
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [23].
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
Как показывает мировая практика
рыночных отношений, взаимосвязанное
решение этих проблем и использование
данных принципов гарантирует
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность
Таким образом, рассмотрев понятие
о конкурентоспособности
Во-первых, под конкурентоспособностью понимают:
- свойство объекта,
- способность выдерживать
конкуренцию в сравнении с
аналогичными объектами на
- характеристику, которая
выражает отличия развития
Во-вторых, к коммерческим условиям конкурентоспособности относят:
- ценовые показатели;
- показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
- показатели, характеризующие
особенности действующей на
- показатели, отражающие
степень ответственности
В-третьих, к организационным условиям относят:
- обеспечение максимально
возможного приближения
показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
- доставка товара до
места потребления не только
крупным оптом-транзитом, но и
мелкими партиями через
- грамотное пользование
транспортными уставами, кодексами,
правилами перевозок,
- расширение послепродажного
сервиса, оказываемого
гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
В-четвертых, стандарты играют
большую роль в определении
- соответствие стандартам
это регламентируемый
- основные требования
потребителей к техническим
отражение в национальном и международном стандартах [31].
Для того чтобы полнее оценить
проблему конкурентоспособности
На повышение
Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки.
С помощью сегментации достигаются следующие цели:
Также на уровень конкурентоспособности
предприятия важнейшее
Анализ эффективности
инвестиционных проектов конкурентных
позиций предприятия на рынке
предполагает выяснение факторов, воздействующих
на отношение покупателей к
Конкурентные позиции
фирмы на рынке зависят также
от той поддержки и содействия,
которые фирма получает со стороны
национальных государственных органов
и других организаций путём
В рамках коммерческой деятельности
для любого самостоятельного предприятия
или фирмы ключевыми моментами
успеха в конкурентной борьбе являются:
завоевание устойчивого финансового
положения на рынке; наличие передовой
технологии и высокого потенциала собственных
научно-исследовательских и
Выпуская конкурентоспособные
товары, производитель обеспечивает
для себя прочное место на рынке.
В борьбе за конкурентоспособность
выпускаемых товаров
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия
Можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
(стратегия руководящей
роли в области издержек