Кредитная политика банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание

В условиях экономического кризиса, банкротства предприятий кредитные операции являются весьма рискованными. В современных условиях задержка возврата ссуд клиентами банка становится довольно частым явлением. К началу 1999г. просроченная задолженность по банковским кредитам составляла 11,1% по всем кредитам, предоставленным хозяйству, населению и другим кредитным институтам. Сроки кредитования существенно сократились.

Работа состоит из  1 файл

Kreditnaia_politika_banka.doc

— 764.50 Кб (Скачать документ)

 



Кредитная политика банка 

 Введение

Одним из важнейших направлений  деятельности коммерческих банков является кредитование.

В условиях экономического кризиса, банкротства предприятий  кредитные операции являются весьма рискованными. В современных условиях задержка возврата ссуд клиентами банка становится довольно частым явлением. К началу 1999г. просроченная задолженность по банковским  кредитам составляла 11,1% по всем кредитам, предоставленным хозяйству, населению и другим кредитным институтам. Сроки кредитования существенно сократились.

Россия переживает тяжелый  банковский кризис. Несмотря на то, что  многие ученые-экономисты отмечали заметный рост производства, в реальности число  банковских кредитов сократилось более  чем вдвое. Рост производства, вызванный высокой инфляцией и девальвацией национальной валюты, при отсутствии системы кредитования может привести к глубокому кризису не только в банковской сфере, но и в области экономики в целом. Действительно, в отличие от стран с развитой экономикой, где зависимость корпораций от банковского кредитования уменьшается, для российских предприятий банковский кредит является практически единственным источником для получения денежных ресурсов.

 Целью написания  дипломной работы является исследование  теоретических и практических аспектов кредитной политики банка.

Кредитная политика –  это совокупность активных и пассивных  банковских операций, рассматриваемых  на определенную перспективу, обеспечивающих банку достижение намеченных целей  и позволяющих решить задачу оптимального распределения кредитного ресурса в условиях реально имеющихся ограничений (обязательные нормативы Центрального банка России и фактический объем средств к размещению).

В качестве объекта исследования кредитной политики банка на практике был выбран банк «Алемар».

В связи с этим перед  нами стояли следующие задачи:

  • Изучение работы банка по предоставлению кредита
  • Анализ критериев оценки кредитоспособности предприятия
  • Определение политики банка по отношению к некредитоспособным предприятиям
  • Выявление общих положений кредитной политики банка «Алемар»
  • Исследование конкретных примеров реализации кредитной политики банка «Алемар»
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной политики банка «Алемар»

В процессе написания  дипломной работы были использованы труды Афанасьева Л.П. «Основы банковской деятельности», Лаврушина О.И. «Банковское дело», Антипова О.Н. «Банковский портфель», Коробовой Г.Г. «Банковской дело» и Ольшанского А.И. «Банковское кредитование (российский и зарубежный опыт)».

 

1. Теоретические аспекты кредитной политики банка

Организация работы банка по предоставлению кредита

Общая схема  организации работы банка по предоставлению кредита состоит из нескольких взаимодополняемых  элементов и выглядит следующим  образом.

Программирование

1. Выбор кредитной политики банка.

2. Разработка внутренних  нормативных документов банка.

Предоставление  банковской ссуды

1. Переговоры с заемщиком  и первичный анализ заявки  на кредит.

2. Анализ кредитоспособности  заемщика.

3. Принятие решения  о предоставлении кредита и заключение кредитного договора.

Текущий мониторинг кредитов

1. Оценка качества  кредита.

2. Оценка соблюдения  условий кредитного договора.

3. Оценка состояния  обеспечения кредита.

IV. Погашение кредита

1. Добровольное погашение  кредита.

2. Работа с проблемными ссудами.

Рассмотрим подробнее  каждый из элементов.

Программирование кредитной политики

Программирование — суть данной стадии заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, где работают потенциальные заемщики, а так же способности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, в принятии ряда внутрибанковских нормативных документов.

Исходя из результатов  проведенных исследований, руководство  банка (обычно правление или Совет  директоров банка) принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на определенный период времени, однако в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке.

Приведем основные положения, которые, как правило, содержатся в  меморандуме кредитной политики банка.

1. Цели, на основе которых  определяется кредитный портфель банка (виды, сроки погашения, размеры и качество кредитов).

2. Описание полномочий  в области кредитования, которыми  наделены вицепрезидент банка,  отвечающий за кредиты, председатель  кредитного комитета и кредитный  инспектор (максимальные суммы  и виды кредита, которые могут быть одобрены конкретным руководителем или сотрудником, и необходимые подписи).

3. Обязанности по передаче  прав и предоставлению информации  в рамках кредитной службы  банка.

4. Практика обращения  с просьбой о выдаче кредита;  проверка, оценка и принятие решения по кредитным заявкам клиентов.

5. Перечень необходимых  документов, прилагаемых к кредитной  заявке и документации для  обязательного хранения в кредитном  деле (финансовая отчетность заемщика, кредитный договор, договоры залога, гарантии и т.д.).

6. Конкретные и подробные  указания о том, кто отвечает  за хранение и проверку кредитных  дел, кто имеет право доступа  к этим делам и в каком  случае.

7. Основные правила  приема, оценки и реализации кредитного  обеспечения.

8. Описание политики  и практики установления процентных ставок, комиссий по кредитам и условий их погашения.

9. Описание стандартов, с помощью которых определяется  качество всех кредитов.

10. Указания относительно  максимального лимита кредитов (т.е.  максимально допустимого уровня соотношения суммы кредитов и совокупных активов банков).

11. Описание обслуживаемого  банком региона, отрасли, сферы  или сектора экономики, в которые  должна осуществляться основная  часть кредитных вложений.

12. Диагностика и методы  анализа проблемных кредитов, характерные пути выхода из возникающих трудностей.

Следующим шагом на стадии программирования организации работы банка по предоставлению ссуд является разработка внутренних нормативных  документов. Это могут быть инструкция о порядке выдачи кредитов, положение о кредитном комитете банка (филиала), положение о внутреннем контроле и т.д.

Инструкция о порядке  выдачи кредитов регламентирует организацию  кредитного процесса, перечень требуемых  документов от заемщика и стандарты  подготовки проектов кредитных договоров, правила проведения оценки обеспечения.

В положении о кредитном  комитете определяются регламент работы комитета, состав, лимит кредитных  рисков данного кредитного комитета, процедура принятия решения.

Предоставление банковского кредита

Процесс предоставления банковского кредита можно разделить на несколько этапов:

1) заявка на кредит  и предварительные переговоры;

2) истребование необходимых  документов;

3) оценка кредитоспособности  заемщика;

4) принятие решения  о предоставлении (непредоставлении) кредита;

5) заключение кредитного  договора.

Рассмотрим  подробно наиболее важные из них. В  соответствии с разработанными и  принятыми у каждого банка  направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения (кредитные инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.

В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о  требуемом кредитном продукте, а  именно:

— цель кредитного продукта;

— размер кредитного продукта;

— вид и срок;

— предполагаемое обеспечение;

— планируемые источники  погашения задолженности;

— краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.

Заявка оформляется  на фирменном бланке организации  и подписывается надлежащим должностным  лицом (руководителем) организации, уполномоченным на совершение названных кредитных сделок.

Как правило, при первичном  обращении клиента за получением кредита невозможно заранее определить вид и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный  работник в ходе предварительных  переговоров с заемщиком должен обеспечить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно будущего кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандарты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавливает наличие необходимых предпосылок и условий для данной кредитной сделки.

В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые базовые вопросы, представляющие наибольший интерес для банка  как кредитора. При этом следует  распределить вопросы по следующим группам.

1. Сведения о заемщике:

— полное юридическое  наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;

— как давно учреждена (функционирует) фирма;

— кто основные акционеры (участники) фирмы;

— какую основную продукцию  выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает,

— каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений  на счета в банке, какова средняя  зарплата на предприятии);

— кто основные поставщики и покупатели;

— на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).

2. Вопросы по поводу  заявки о кредите:

— каково назначение кредита;

— на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия  в проекте, проценты (комиссия);

— кредит какого вида намеревается получить клиент.

3. Вопросы, связанные  с погашением кредита:

— источники погашения  кредита;

— имеется ли у клиента  положительный опыт работы с кредитными ресурсами.

4. Вопросы по поводу  обеспечения кредита:

— какое обеспечение предлагается клиентом;

— насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента  и может ли быть продано;

— является ли клиент собственником  закладываемого имущества либо оно  является собственностью третьего лица;

  • требуется ли разрешение какого либо органа на стадии юридического оформления обеспечения;
  • каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
  • подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о взаимоотношениях  клиента с другими банками:

  • клиентом каких банков является будущий заемщик;
  • обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;
  • почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;
  • имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.

Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор истребует от заемщика следующие документы.

1.Заполненную  и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения  о клиенте и его руководящих  лицах.

2. Юридические документы:

а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости от вида юридического лица— устав либо учредительный договор и устав. Свидетельство (решение) о государственной регистрации;

б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступать  от имени организации при ведении  переговоров и подписывать кредитные  договоры.

3. Финансовая отчетность:

а) баланс (форма  № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее чем за 3 последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные налоговым органом по месту регистрации;

Информация о работе Кредитная политика банка