Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:15, курс лекций
Работа содержит теоритическую часть лекций по дисциплине "Маркетинг".
Стратегии сбыта.
Выпуская товар (услугу) на рынок, фирма всегда решает вопрос, сколько потребуется посредников, чтобы обеспечить требуемый уровень охвата рынка и построить эффективную сбытовую сеть.
Оптимизация количества торговых посредников сопряжена с выбором стратегии сбыта.
Существуют три вида стратегий:
1 Интенсивный сбыт
2 Исключительный сбыт (эксклюзивный)
3
Селективный (выборочный)
Интенсивный сбыт
Производитель
стремится обеспечить наличие своих товаров
в максимально большом количестве любых
торговых точек, чтобы обеспечить максимальный
охват рынка. Такая стратегия чаще всего
применяется при распространении товаров
повседневного спроса (продуктов питания,
моющих средств и т. п.)
Исключительный сбыт
Производитель
выбирает ограниченное число посредников,
которые непосредственно работают только
с его товарами. Эта стратегия используется
только тогда, когда производителю необходимо
установить контроль над деятельностью
продавцов и уровнем сервиса. Посредник
обязуется не продавать конкурирующие
марки той же товарной категории.
Селективный сбыт
Представляет
собой нечто среднее между интенсивным
и исключительным сбытом. Здесь так же
используется ограниченное число посредников,
но больше, чем в исключительном. Селективное
распределение позволяет производителю
добиваться необходимого охвата рынка
при более жёстком контроле и с меньшими
издержками, чем при организации интенсивного
распределения. Данная стратегия целесообразна
когда требуется специальное обслуживание
(сложно-технические товары, мебель и т.п.
Изготовителям товаров не всегда удаётся управлять каналами сбыта так, как намечено их программами. На это есть не мало причин, как зависящих от обеих сторон, так и внешних (например - государственная политика, законы и т.п.) В этом случае используются традиционные каналы сбыта и называются: - вертикальные маркетинговые систем ( ВМС )
В отличии от сбытовых каналов, представляющих собой сотрудничество, по существу, самостоятельных и не зависимых друг от друга организаций, ВМС действует как единая система.. В этой системе есть главное звено, которому подчиняются остальные. Причём этим звеном может быть, как изготовитель, так и оптовая или розничная организация. Руководящая роль может принадлежать тому участнику канала, который является владельцем остальных.
Вертикально
интегрированные сбытовые системы бывают
трёх видов: - договорные, корпоративные,
управляемые. (СМ. рис14)
Вертикальные маркетинговые системы (ВМС) |
Корпоративные |
|
|
Р
У К О В
О Д С Т
В О
С Б Ы Т
О М
Производство 1. Один из участников Наиболее
и сбыт в одних
канала по догово-
руках
Рис. 14 Вертикальные
интегрированные сбытовые системы.
Тема 11 Организация маркетинговой деятельности.
Организация маркетинговой деятельности,
или маркетинга, включает в свой состав:
построение (совершенствование) организационной
структуры управления маркетингом; подбор
специалистов по маркетингу (маркетологов)
надлежащей квалификации; распределение
задач, прав и ответственности в системе
управления маркетингом; создание условий
для эффективной работы сотрудников маркетинговых
служб (организация их рабочих мест, предоставление
необходимой информации, средств оргтехники
и др.); организацию эффективного взаимодействия
маркетинговых служб с другими службами
организации.
Маркетинговые службы фирмы могут представлять два уровня управления: - центральные маркетинговые управления (отделы); оперативные отделы (секторы).
В практике работы фирм структура маркетинговых служб разнообразна. Чаще выделяются следующие типы линейно-функциональных структур:
- по видам (функциям) маркетинговой деятельности; (см. рис 15)
- по продукту;
- по региону;
- по потребителям.
В зависимости от особенностей деятельности фирмы, видов выпускаемой продукции, специфики сегмента рынка наблюдается комбинирование различных типов организационных структур построения маркетинговых служб. (см. рис. 16)
В функциональных маркетинговых подразделениях каждый отдел или сектор разрабатывает и осуществляет одну или ряд определённых функций маркетинговой деятельности. Эта структура присуща небольшим фирмам, работающим с узким ассортиментом.
Организация маркетинговых служб по продукту имеет большое распространение и присуща фирмам, выпускающим многоассортиментную продукцию.
Организация маркетинговых служб по регионам характерна для фирм региональной ориентации сбытовой деятельности.
Структура маркетинговых служб должна обеспечивать:
- гибкость, мобильность и адаптивность системы;
- относительную простоту структуры (чем меньше уровней управления, тем она эффективнее);
- соответствие состава маркетинговой службы степени её эффективности и объёму продаж фирмы;
- соответствие структуры маркетинговой службы специфике ассортимента выпускаемой продукции;
- соответствие организационной структуры числу и объёму рынков сбыта;
- централизацию
стратегического управления в специализированных
подразделениях высшего эшелона управления.
Рис. 15 Функциональная
структура управления маркетингом.
Рис. 16 Функционально-продуктовая (комбинированная) структура управления маркетингом.
Службы маркетинга в своей повседневной деятельности обязаны выполнять следующие основные задачи:
- обеспечение руководства фирмы всей необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии, тактики развития и рыночного поведения фирмы;
- проведение всего комплекса исследований, связанных с рынком, товаром, потребителями и др.;
- постоянное участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы;
- организация и эффективное использование системы сбыта с целью обеспечения задач реализации продукции и предоставление услуг;
- организация рекламной деятельности;
- организация работы по связям с общественностью (Public - relations);
- организация работы по стимулированию сбыта;
- обеспечение эффективного сервиса с учётом требований потребителей;
- постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и соответственное развитие службы;
- оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы;
- методическое
руководство ( и частичное осуществление
собственными силами) обучением всего
персонала фирмы основам маркетинга.
Комплексные маркетинговые исследования создают обоснованную
базу для принятия решений о стратегии и программе развития предпринимательской и сбытовой деятельности фирмы.
В отличии от других концепций управления, именно стратегическое планирование, предвидение последующих действий фирмы соответственно изменяющимся требованиям рынка, работа в определённой степени на уже известный рынок, разработка комплекса взаимоувязанных мер в области товарной, ассортиментной, инновационной, ценовой, сбытовой и стимулирующей политики с учётом возможной реакции конкурентов, создаёт значительные преимущества маркетингового подхода к управлению производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы.
Комплексное исследование рынка и изучение собственных производственно-сбытовых возможностей позволяет фирме отобрать наиболее оптимальные для её работы целевые рынки сбыта, по которым и разрабатываются соответствующие маркетинговые программы. Программа маркетинговой деятельности - своего рода венец работы маркетинговых служб фирмы, основной итог их деятельности. Если высшее руководство фирмы согласится с содержанием маркетинговой программы и примет её, то она войдёт составляющей частью в общий план работы фирмы, которая уже имеет силу директивного, обязательного к исполнению документа.
Маркетинговая программа - это разработанный на основе маркетинговых исследований стратегический план-рекомендация производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы на определённый период времени, призванный дать оптимальный вариант её будущего развития согласно выдвинутым целям и стратегиям.
Если оперативное планирование (до двух лет) существовало долгие годы и было свойственно управлению фирмами и до маркетинга, то внедрение маркетинговой концепции во внутрифирменное управление связывается, прежде всего, со стратегическим долгосрочным планированием (свыше пяти лет).
Планирование в маркетинге - это непрерывный, циклический процесс. Только при непрерывном планировании может быть достигнута его эффективность, действенность и оптимальность. В маркетинге используется принцип скользящего планирования предусматривающий текущую, последовательную корректировку программных показателей.
При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используют принцип многовариантности.
Разработка маркетинговых программ и стратегических планов, определяющих пути развития предприятия, осуществляется в следующей последовательности:
В большинстве маркетинговых программ указываются содержание и план маркетинговых исследований.