Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:15, курс лекций
Работа содержит теоритическую часть лекций по дисциплине "Маркетинг".
В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности организаций конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить особенностей конкурентов (отрасль, специализация) и эффективности маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы (учётной карточки, досье), но с соответствующими показателями.
Слежение
за конкурентами следует осуществлять
не от случая к случаю, а на постоянной
основе.
Тема 3 Рынок как объект маркетинговой деятельности.
Понятие
рынка в системе маркетинга.
Рынок - представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок - место, где происходит купля-продажа
товаров по свободно складывающимся ценам.
Классификация
рынков.
1. По объектам приложения: - рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2. В пространственном отношении: - локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3. По механизму функционирования: - свободный, монополизированный, государственно-регулируемый, планово-регулируемый.
4. По уровню
насыщенности: - равновесный (по объёму
и структуре), дефицитный и избыточный.
Функции
рынка.
Сущность рынка находит своё выражение в его экономических и социальных функциях:
1. Информационная.
2. Посредническая.
3. Регулирующая.
4. Ценообразующая.
5. Стимулирующая.
6. Экономичности потребления.
7. Эквивалентная.
8. Созидательно-разрушительная.
9. Санирующая, оздоровительная.
10. Дифференцирующая
Факторы
возникновения и развития рынка.
1
|
2
Ограничен-ность всех ресурсов произ-водства |
3
Общественное разделение труда |
4
Экономическая обособлен- ность товаро производи-телей |
5
Самостоятель-ность товаропроиз- |
Рост и развитие производства благ и услуг |
Поиск повышения эффективно сти производс тва |
Повышение эффективно сти производства и создание ма-териальной основы для товарного обмена |
Учёт итересов в получении равного количества других товаров |
Свобода как предпринима теля |
Рынок существует только тогда, когда люди встречаются прямо или через посредников, с тем чтобы продать или купить товары или услуги.
Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов:
Из этого следует, что необходимо знать нужды потребителей, что рынок может как расширятся, так и сокращаться в зависимости от покупательской способности.
Одним из основных элементов исследования в маркетинге является ёмкость рынка, которая определяется объёмом ( в физических единицах или в стоимостном выражении) реализуемых на нём товаров обычно в течении года.
Ёмкость рынка определяется объёмом национального производства плюс объём импорта.
Знание ёмкости рынка связано с определением доли рынка. Увеличение доли рынка является ключевым фактором в достижении лидирующего положения на рынке, расширяет деловую активность фирмы, увеличивает её прибыль.
Тема 4 Маркетинговая информация и маркетинговые исследования.
Маркетинговая
информационная система.
В успешно функционирующих организациях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления организацией.
Маркетинговая информационная система - это совокупность (единый комплекс) персонала оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
МИС предназначена для:
- раннего обнаружения возможных трудностей и проблем;
- выявления благоприятных возможностей;
- нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности;
- оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.
Под маркетинговой информацией понимается информация, предназначенная для использования при планировании, координации и контроле выполнения маркетинговых мероприятий ( таких как реклама нового товара, изменение цен, расширение сбытовой сети и др.)
Схема
МИС (см. рис. 1)
Рис. 1 Маркетинговая информационная система.
Классификация
информации.
Маркетинговая информация неоднородна и классифицируется по нескольким признакам:
Понятие
и основные принципы маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования - это систематическая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, т.е. система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности на любом её уровне. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающего его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, являются его целевая направленность на решение определённой проблемы или комплекса проблем маркетинга.
Маркетинговые исследования подчиняются единым научным требованиям, базирующимся на общих теоретико-методологических принципах и преследуют общие цели: - дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позиции и возможности фирм на рынке.
К основным принципам проведения маркетинговых
исследований относятся:-
объективность, точность, тщательность.
Процесс проведения маркетинговых исследований.
Процесс маркетингового исследования состоит из четырёх этапов:
Важнейшие
направления маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направления, являются размер и специализация фирмы. В зависимости от поставленных задач различают следующие направления маркетинговых исследований:
Методы
маркетинговых исследований.
Для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, орудий исследования, плана составления выборки, способа связи с аудиторией.