Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:00, курс лекций
Маркетинговое исследование — это научное исследование, направленное на систематический сбор, отражение и анализ фактографической информации относительно потребностей, мнений, мотиваций, отношений, поведения отдельных лиц и организаций, связанных с маркетингом, т. е. всеми аспектами продвижения на рынке определенных товаров и услуг, а также подготовку этой информации к принятию маркетинговых решений.
- внешняя информация — информация, собираемая за пределами фирмы и в основном касающаяся среды маркетинга, конкурентов на основе маркетинговой разведки и маркетинговых исследований.
По источникам получения маркетинговая информация классифицируется на следующие разновидности:
- первичная информация — сведения, получаемые в результате специальных усилий фирмы, в первую очередь посредством проведения маркетинговых исследований, предназначенные для специальных потребностей фирмы;
- вторичная информация — это уже существующая, собранная ранее данной или другими организациями информация, в т. ч. — путем проведения маркетинговых исследований, которая используется, при возможности доступа к ней, «вторично», т. е. повторно;
- синдикативная информация — собираемая специальными организациями информация о рынках, рейтингах и т. п. на основе долевой стоимости, оплаты и распространяющаяся затем (как правило, по подписке) между заинтересованными организациями, компаниями.
Вторичной информации присущ ряд следующих достоинств и недостатков. К достоинствам вторичной информации можно отнести ее сравнительную дешевизну (не требуется проводить собственных исследований); возможность оперативного получения; некоторая информация (к примеру, правительственная) может содержаться только во вторичной информации; наконец, вторичная информация незаменима на стадии предварительного анализа маркетинговых проблем, о которых практически не имеется данных. К основным недостаткам вторичной информации относятся: во-первых, ее несоответствие (или неполное соответствие) задачам проводимого исследования, ведь собиралась она с иными целями; во-вторых, недостаточная достоверность вторичной информации, по крайней мере, проверить ее на таковую очень сложно; в-третьих, не всегда ясны методология и методы, на основе которых собиралась вторичная информация. Наконец, встречаются случаи, когда конкуренты намеренно вводят в заблуждение своих контрагентов, публикуя заведомо ложную информацию.
Тем не менее вторичной информацией ни в коей мере нельзя пренебрегать. Любое исследование нужно начинать с анализа вторичной информации. Затем уже при ее недостаточности переходить к проведению собственных исследований, т. е. сбору первичной информации.
Кроме недостатков,
которые присущи вторичной
Проблемы, связанные
с недостаточностью и не всегда высоким
качеством вторичной
Обычно подобная информация содержит сведения о положении в какой-либо отрасли, рейтингах организаций, других достаточно простых, но имеющих значительную маркетинговую ценность показателях. К достоинствам синдикативной информации следует отнести, во-первых, ее долевую стоимость: поскольку стоимость проводимых исследований распределяется между подписчиками, то она относительно невелика. Во-вторых, высокое качество, поскольку синдикативная информация собирается регулярно, методики ее получения и обработки обычно отработаны. В-третьих, периодичность и оперативность информации. В-четвертых, возможность на ее основе отслеживать рыночные процессы в динамике (обычно в процессе таких исследований постоянно используются аналогичные показатели).
К недостаткам информации синдикативных исследований, с точки зрения ее потребителя, во-первых, нужно отнести то обстоятельство, что, подписавшись на определенное синдикативное издание, фирма может использовать лишь информацию, содержащую стандартизованные в рамках подобного исследования показатели. Повлиять на такую информацию, получить дополнительные данные по интересующей фирму конкретной проблеме практически невозможно: для этого нужно участвовать в омнибусном исследовании или проводить собственное. Во-вторых, существеннейшей проблемой, связанной с использованием синдикативной информации, является то, что аналогичные сведения в той же форме и в те же сроки получают и конкуренты фирмы. Следовательно, о каких-либо информационных преимуществах в плане конкурентной борьбы здесь говорить не приходится.
Вместе с
тем использование
2.2. Источники маркетинговой информации
Когда речь идет об источниках информации, то в первую очередь имеются в виду источники внешней информации. Действительно, внутренняя информация постоянно накапливается внутри фирмы (если так не делается, то это уже проблема эффективности работы маркетинговых служб предприятия, компании). В нее входят планово-экономические показатели, отчеты об объемах сбыта и прибылей, планы развития производства и нововведений, информация об эффективности рекламных кампаний, используемых методах продвижения товаров и т. п. Здесь могут быть использованы маркетинговые исследования фирмы, ее имиджа, персонала, конкурентоспособности.
Что касается внешней информации, то необходимо выделить, с одной стороны, внешнюю первичную информацию, с другой — внешнюю вторичную информацию.
1. Источники внешней первичной информации:
а) информация, получаемая с помощью разнообразных маркетинговых, социологических и иных исследований, проводимых фирмой на рынках при изучении товара и потребителей;
б) информация, получаемая с помощью маркетинговой разведки в тех случаях, когда собирается действительно первичная, не обработанная информация (например, данные наблюдений за продажами фирмы-конкурента под видом клиента);
в) информация торговых корреспондентов: продавцов, которые за дополнительную плату ведут наблюдение за поведением потребителей и коммивояжеров.
2. Источники внешней вторичной информации:
а) информация, получаемая из органов законодательной и исполнительной власти, связанная с регулированием рыночных отношений, всевозможными ограничениями и льготами, государственными программами и т. п.;
б) средства массовой информации: газеты, радио, телевидение, включающие самые разнообразные каналы получения необходимых для маркетинга сведений:
•издания общей экономической ориентации (газета «Бизнес» и т. п.);
•периодические печатные издания торгового характера;
•ежедневные газеты;
•газеты бесплатных объявлений;
•электронные СМИ (телевидение, радио);
•публикации торгово-промышленной палаты;
•информационно-аналитические бюллетени;
•специальные книги и журналы (например, «Маркетинг и реклама»);
•словари и энциклопедии;
•наружная реклама;
•публикации специализированных общественных, маркетинговых, пиаровских и иных организаций;
в) базы данных государственных и общественных органов (например, исполкомов, статуправлений), а также коммерческих организаций, издающих специализированные справочники, другую подобную информацию.
г) компьютерные базы данных, которые на Западе уже стали одним из важнейших источников вторичной информации; подобные базы данных лишь начали развиваться в Украине;
д) маркетинговая разведка в той части, когда с ее помощью удается получить уже обработанную, действительно вторичную, информацию по интересующей проблеме;
е) обмен информацией между участниками интегрированных каналов товародвижения;
ж) результаты разнообразных панелей (кроме тех, которые проводятся и оплачиваются как синдикативная информация).
2.3.
Маркетинговая информационная
Маркетинговая информация функционирует комплексно в рамках специальных форм, которые получили название маркетинговых информационных систем.
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПЕРСОНАЛА, ИНФОРМАЦИИ И МЕТОДОВ (ПРОЦЕДУР), ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЕЕ РЕГУЛЯРНОГО СБОРА, ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И ПОДГОТОВКИ К ПРИНЯТИЮ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ.
Как видно из предложенной схемы МИС, она состоит из трех основных элементов (рис. 1):
- персонал, специалисты по сбору, обработке, анализу информации;
- непосредственно информация, функционирующая в рамках МИС;
- методы и процедуры сбора информации, ее обработки, анализа, подготовки к принятию решений.
Первый элемент МИС — это совокупность персонала, специалистов, работающих по сбору, анализу информации и ее подготовке к принятию решений. Деятельность персонала сводится к следующим операциям:
– сбор разнообразной (на этом этапе неупорядоченной, и, нередко спонтанной) информации, необходимой для нужд маркетинга фирмы;
– оценка и анализ полученной информации, ее систематизация с точки зрения последующего использования;
– подготовка информации к принятию маркетинговых решений, т. е. ее группировка по определенным признакам и критериям, в определенных случаях — разработка рекомендаций и предложений по принимаемым решениям.
Второй элемент МИС — методы и процедуры сбора, обработки, анализа информации — включает в себя:
– всевозможные технические устройства, оборудование, необходимое для работы с информацией (компьютеры, принтеры и т. п.);
– методы и процедуры сбора информации, включая методы проведения маркетинговых исследований (опросы, наблюдение, эксперименты и т. п.);
– методы статистической и математической обработки информации, позволяющие осуществлять всевозможные виды анализа (корреляционный, факторный, таксономический и др.), составлять таблицы, матрицы, графики и диаграммы.
Наконец еще один важнейший элемент системы — информация, функционирующая в МИС. Чаще всего выделяют четыре источника подобной информации: внутренние источники; система анализа маркетинговых решений; маркетинговые исследования и маркетинговая разведка. Таким образом, можно выделить три вида информации, функционирующей в рамках МИС:
– внутренняя информация, имеющаяся в компании относительно ее возможностей, положения на рынке; выпускаемых товаров и т. п., включая существующую систему анализа эффективности маркетинговых решений и систему анализа маркетинговой информации;
– информация, получаемая с помощью маркетинговой разведки, т. е. собираемая из внешних источников с помощью достаточно простых, как правило, ненаучных методов. Подобная информация собирается на постоянной основе, однако носит поверхностный характер и очень редко бывает достаточной для полного и объективного анализа маркетинговой среды и конкурентов;
– информация, получаемая с помощью маркетинговых исследований, носит научный характер, собирается с использованием научных методов и чаще всего для решения конкретных маркетинговых ситуаций, с которыми предприятие, фирма столкнулись на рынке, например, при введении нового товара, освоении новых сегментов рынка и т. д.
Предназначение МИС — сбор внутри фирмы и в окружающей ее среде всего комплекса информации, касающейся маркетинга, ее эффективный анализ и переработка с целью максимальной адаптации к последующему принятию решений.
2.4. Маркетинговая разведка: цели, источники и методы получения информации
Маркетинговая разведка (marketing intelligence) — это постоянно осуществляемая на основе специальных процедур деятельность по сбору текущей информации об изменениях маркетинговой среды, необходимая для разработки и корректировки маркетинговых планов и решений. Суть различий маркетинговых исследований и маркетинговой разведки представлена ниже.
Маркетинговые исследования |
Маркетинговая разведка |
ЦЕЛИ: сбор глубинной внешней информации, а также внутренней информации о фирме. |
ЦЕЛИ: сбор внешней информации о маркетинговой среде и конкурентах |
ЗАДАЧИ: сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, а также постоянный научный мониторинг внешней среды маркетинга. |
ЗАДАЧИ: постоянное слежение за внешней средой маркетинга, конкурентами на основе имеющейся внешней информации, без проведения специальных исследований |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: результаты собственных научных маркетинговых исследований, а также вторичная информация, полученная на основе исследований. |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: состояние и различные характеристики маркетинговой среды, деятельность конкурентов в реальном измерении. |
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: проведение маркетинговых исследований с использованием специальных научных методов: опросов, наблюдений, тестирования, анализа документов, экспериментов, специальных маркетинговых исследовательских методик. |
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: сбор несистематизированной разведывательной информации о среде маркетинга и конкурентах на основе использования скрытых методов наблюдения, сбора и анализа документов. |