Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:10, курс лекций
Тема 1. Маркетинг как фактор конкурентоспособности фирмы
Тема 2. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга
Тема 3. Стратегический и операционный маркетинг
Тема 4. Разработка маркетинговой стратегии компании
Тема 5. Базовые маркетинговые стратегии
Тема 6. Стратегические матрицы
Ситуация олигополии чаще всего встречается на рынке зрелых товаров, когда первичный спрос нерасширяем. При этом производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной.
Для олигополии
на рынке стандартизованного продукта
характерен выбор товара преимущественно
по цене, что обостряет ценовую
конкуренцию продавцов и
Число конкурентов на рынке монополистической конкуренции велико и их силы приблизительно равны, однако их товары дифференцированы (т. е. с точки зрения покупателя имеют существенные отличительные качества). Таким образом, монополистическая конкуренция является следствием конкурентной борьбы компаний с использованием их внешнего конкурентного преимущества. В ситуации монополистической конкуренции продавец получает сверхприбыль за счет наличия отличительных качеств своего товара. При этом должны выполняться следующие условия:
Дифференциация, приводящая к формированию предпочтений потребителей, снижает их способность торговаться, укрепляет позицию компании относительно поставщиков и товаров-заменителей, защищает ее от атак конкурентов. Создание таких ситуаций является целью стратегического маркетинга.
Одним из наиболее ярких следствий чистой конкуренции является зависимость цены на товар только от соотношения спроса и предложения на него. Различия в уровне прибыли продавцов связаны с уровнем издержек производства и распределения товаров. Единственно возможной линией поведения для компании является варьирование объемов выпуска или продажи товара в зависимости от сложившегося уровня рыночных цен (увеличение выпуска при благоприятных ценах и снижение выпуска при низких ценах). В перспективе фирма вынуждена отслеживать объемы производства существующих конкурентов и появление новых конкурентов, так как все это сказывается на изменении баланса спроса и предложения и, соответственно, уровня рыночных цен.
В основном чистая конкуренция характерна, как правило, для промышленных рынках унифицированных товаров и недифференцированных сырьевых товаров.
В экономической
науке существуют сомнения относительно
самой возможности
Критерии существования работающей конкуренции
Таблица 1.9 | |
Структурные критерии |
|
Поведенческие критерии |
|
Функциональные критерии |
|
Большинство критериев требуют сложных количественных оценок. Неясно также, можно ли считать конкуренцию работоспособной в случае соответствия нескольким, но не всем критериям. В случае, когда фирма пытается оценить для себя привлекательность той или иной отрасли (в ходе анализа своего бизнес-портфеля при принятии решения о диверсификации) вполне достаточно качественного (экспертного) анализа данных критериев.
Экономическая теория и современная практика показывают, что в глобальном масштабе чистая монополия и чистая конкуренция как два крайних (идеальных) вида конкурентной ситуации не могут существовать в долгосрочной перспективе:
Тема
2. Конкурентоспособность как
2.1 Конкурентоспособность и конкурентное преимущество
Конкурентная борьба — деятельность компании, направленная на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание прочных позиций на рынке, на вытеснение с рынка конкурентов.
Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства марки или товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над прямыми конкурентами. Эти характеристики могут относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
Конкурентоспособность — это наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе. Различают конкурентоспособность товара и фирмы.
Конкурентоспособность товара — способность товара быть проданным на рынке в присутствии аналогичных товаров. Определяется, в основном характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса).
Конкурентоспособность фирмы — уровень потенциала фирмы, обеспечивающего возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупная конкурентоспособность товаров компании и ее управленческого, кадрового, технического и т.д. потенциалов.
Основные усилия компании всегда направлены на создание и удержание конкурентных преимуществ (т. е. повышение ее конкурентоспособности). В конечном итоге прибыльность компании — это следствие ее конкурентоспособности на рынке.
В случае монополистической конкуренции компания имеет внешнее преимущество, дающее ей рыночную силу.
Рыночная сила — способность фирмы заставить рынок принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов.
Одним из показателей рыночной силы может служить эластичность спроса по цене на товар фирмы (чем ниже эластичность, тем менее чувствителен рынок к изменению цен на дифференцируемый товар).
Рыночная сила фирмы, в свою очередь, позволяет ей получать прибыль выше рыночной (среднеотраслевой).
Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства
Таблица 2.1. | |
Конкурентные преимущества |
Характеристика |
Внешние конкурентные преимущества |
Преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя |
Внутренние конкурентные преимущества |
Преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления, создающим ценность для производителя |
Внешние конкурентные преимущества увеличивают рыночную силу фирмы таким образом, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у конкурентов, не обеспечивающих соответствующих отличительных качеств товара. Внутренние преимущества являются следствием более высокой производительности (внутренней эффективности функционирования фирмы), что обеспечивает компании большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкуренцией.
Кроме того, конкурентные преимущества могут быть разделены на долгосрочные и краткосрочные.
Виды конкурентных преимуществ по периоду действия
Таблица 2.2. | |
Конкурентное преимущество |
Характеристика |
Долгосрочное (стратегическое) |
Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании?конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество — это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка |
Краткосрочное (тактическое) |
Конкурентное
преимущество, которое в ближайшей
перспективе может быть преодолено
конкурирующими фирмами. Тактическое
преимущество компания получает вследствие
благоприятной конъюнктуры |
Виды конкурентной борьбы
Таблица 2.3. | |
Виды |
Определение |
Предметная |
Между разными марками одного и того же товара, выпускаемого различными фирмами |
Видовая |
Между отдельными разновидностями товара (субститутами), удовлетворяющими одну и ту же потребность |
Функциональная |
Между товарами-аналогами различных фирм и отраслей |
Тема
2. Конкурентоспособность как
2.2 Конкурентные стратегии
Стратегии
конкурентного поведения в
Таблица 2.4. | |
Стратегии |
Характеристика |
Независимое поведение |
Действия фирмы
совершаются без учета действий
и/или противодействий |
Кооперативное поведение |
Соответствует благожелательной позиции конкурентов, стремящихся скорее к мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Характерна для средних фирм (в виде молчаливого согласия), для крупных компаний на нерегулируемых государством рынках (в виде явных соглашений). |
Адаптивное поведение |
Основано на явном учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок в итоге приходит к ситуации стабилизации. |
Опережающее поведение |
Заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие фирмы при условии, что они сохранят свою линию поведения. Является наиболее сложным типом конкурентного поведения, требующим от компании постоянного наблюдения за своими конкурентами и определения реакции конкурентов на различные действия фирмы. По мере развития маркетинга становится наиболее применяемым на олигопольном рынке. |
Агрессивное поведение |
Предвидение неблагоприятной
позиции и реакции конкурентов.
Чаще всего такое поведение |