Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:10, курс лекций
Тема 1. Маркетинг как фактор конкурентоспособности фирмы
Тема 2. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга
Тема 3. Стратегический и операционный маркетинг
Тема 4. Разработка маркетинговой стратегии компании
Тема 5. Базовые маркетинговые стратегии
Тема 6. Стратегические матрицы
В настоящее время стратегическое маркетинговое планирование в предпринимательской деятельности является одной из основных функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей компании и разработку стратегии развития для их достижения.
В общем смысле стратегия развития компании — это план управления, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться.
В мировой практике существуют множество различных подходов к разработке маркетинговой стратегии компании, которые предлагают/используют ведущие разработчики методологии. В данной работе предпринята попытка систематизировать и унифицировать существующие подходы для более легкой адаптации под компании с различной спецификой деятельности.
Так, процесс стратегического маркетингового планирования можно условно разделить на ряд этапов, некоторые из которых могут являться последовательно-параллельными (Рисунок 1).
Рисунок 1. Алгоритм процесса стратегического планирования
Миссия фирмы — это публичная цель деятельности компании (понимание компанией своей роли в системе бизнеса).
Миссия (предназначение) — это ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься.
Формулировка миссии подчеркивает основное содержание и направления деятельности компании, позволяет отделить одну компанию от других и наделить ее собственными отличительными чертами, направлением деятельности и путем развития.
При формировании миссии компании, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов (рис. 2):
Рисунок 2. Ключевые вопросы для формирования миссии
Последовательно отвечая на поставленные вопросы, разработчики стратегии должны принять решение о предназначении компании для окружения, общества и своих сотрудников.
Завершающим вопросом при формирования миссии является постулирование основополагающих ценностей (Рисунок 2), которых будет придерживаться компания. К основным ценностям относятся:
Определение миссии — это одна из самых сложных задач любого бизнеса. В ходе ее решения необходимо учитывать влияние следующих пяти элементов: история компании, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы компании, определенные деловые способности и возможности. Миссия компании должна быть максимально адаптированной к рынку и основываться на том, что компания умеет делать наилучшим образом; должна быть реалистичной и учитывать мнения и желания лиц, определяющих судьбу компании.
Миссия, как правило, отличается тремя основными чертами:
Во всем процессе стратегического планирования миссия наиболее статична. В идеале она разрабатывается лишь однажды, в момент выхода фирмы на рынок, и определяет направление ее развития.
На каждом уровне управления миссию компании нужно преобразовать в конкретные стратегические цели.
Существуют различные варианты миссий компаний. Среди основных их отличий, вне зависимости от специфики компаний, — различная степень детализации ответов на отмеченные выше вопросы. Для наглядной иллюстрации ниже приведены примеры миссий различных компаний.
Миссии компаний Ford, АВВ, OTIS
Сложный пример формулировки миссии — миссии компаний Procter & Gamble и Saturn Division
Определение целей фирмы.
После формулирования миссии формируются цели компании.
Цели фирмы — это кратко- и долгосрочные результаты деятельности, которые фирма надеется достигнуть. Определение четких целей помогает выработать эффективную стратегию и позволяет трансформировать миссию компании в конкретные действия.
Цели выражают собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках. Они формируются посредством декомпозиции миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели.
Выявление и анализ целей компании осуществляется с помощью построения иерархического графа "дерева целей". Для более четкого представления о целях рассмотрим основные отличия миссии компании от ее целей.
Основные отличия миссии от целей.
Основные отличия миссии компании от ее целей могут быть определены в следующих четырех измерениях:
В основе формирования целей используется декомпозиция миссии на составляющие и обеспечивающие ее цели; результатом формирования является дерево целей.
Основные требования к построению дерева целей.
При построении дерева целей к целям предъявляется ряд требований:
При построении дерева целей их структуризация может быть произведена как минимум по четырем критериям:
На практике, зачастую, применяется комбинированный подход. Например, сначала формируются общекорпоративные цели, из которых вытекают финансовые, маркетинговые и т.д., а они, в свою очередь, структурируются по горизонтам планирования (Рисунок 3).
Рисунок 3. Пример структуризации дерева целей по критериям
Варианты целей компании
Таблица 3.4. | |
Цели |
Содержание |
Объем продаж |
Касаются объемов продаж, доли рынка товаров/услуг, продаваемых компанией |
Прибыль |
Означают, что фирма стремится получить, как минимум, запланированную прибыль за период, которая может быть выражена как в абсолютных, так и относительных цифрах |
Удовлетворение общественного мнения |
Ставятся, когда фирма стремится добиться хорошего отношения со стороны акционеров, покупателей, поставщиков, работников и правительства |
Формирование имиджа |
Присущи практически всем фирмам, стремящимся создать и поддерживать имидж, в наибольшей мере соответствующий специфике деятельности фирмы. Эти цели напрямую связаны с позиционированием компании на рынке, ее ориентацией на массовые или концентрированные продажи. |
Имидж — это восприятие фирмы клиентами, поставщиками и другими субъектами рынка компании.
Компания может выбрать одну из этих целей или попытаться достичь сразу всех.
Методологические подходы при формировании миссии и целей.
При формировании миссии и целей компании наиболее часто используются следующие методологические подходы: