Лекции по "Стратегическому маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:10, курс лекций

Описание

Тема 1. Маркетинг как фактор конкурентоспособности фирмы
Тема 2. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга
Тема 3. Стратегический и операционный маркетинг
Тема 4. Разработка маркетинговой стратегии компании
Тема 5. Базовые маркетинговые стратегии
Тема 6. Стратегические матрицы

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 912.00 Кб (Скачать документ)

Как правило, только анализ внутренних нормативных документов не позволяет формировать полноценную миссию и взаимосвязанное с ней структурированное дерево целей. В этой связи, целесообразней использовать оба методологических подхода.  

 

Анализ внутренних нормативных  документов.

Построение  дерева целей на базе анализа внутренних документов, регламентирующих деятельность компании, предполагает рассмотрение уже существующих и утвержденных документов. На их основе, в зависимости от степени охвата и детализации вопроса, выделяются основные стратегические ориентиры и структурируются цели развития.

Результаты  анализа внутренних нормативных  документов целесообразно использовать при формировании плана интервью и перечня вопросов для топ-менеджеров компании.  

 

Проведение интервью с топ-менеджерами.

Проведение  интервью предполагает изучение взглядов топ-менеджеров на перспективы развития компании в средне- (3 — 5 лет) и долгосрочной (5 — 10 лет) перспективе. Обработка полученных в ходе интервью ответов предполагает получение качественных выводов о целеполагании менеджмента, видении руководителями будущего своей компании.

Ориентировочная продолжительность интервью должна составлять не менее 30 — 45 мин. Опрос  проводится в форме свободной  дискуссии в соответствии с разработанным  планом интервью. Оптимальным вариантом  является, когда интервьюер не предлагает варианты ответов.

Тема 4. Разработка маркетинговой стратегии  компании 

 

4.2. Стратегический  анализ и диагностика 

В соответствии с представленным алгоритмом, стратегический анализ и диагностика положения  компании является вторым этапом разработки стратегии развития.  

 

Методическая основа стратегического  анализа.

Методической  основой стратегического анализа  является комплекс методических инструментов, широко используемый в практике стратегического  планирования (Рисунок 4).  

 

Рисунок  4. Методические инструменты по стратегическому анализу и диагностике  

 

Таким образом, основой методологической базы стратегического анализа являются:

  • Модель М. Портера.
  • Benchmarking.
  • Матрица BCG.
  • SWOT-анализ.

 

 

Модель М. Портера 

Методический  инструмент конкурентного анализа  на основе особенностей конкурентной среды и движущих сил в отрасли.

Benchmarking

Методический  инструмент конкурентного анализа  на основе сопоставления (например, производственного  потенциала компании с потенциалом  главного конкурента).

Матрица BCG

Методический  инструмент анализа портфеля продукции, основанный на учете двух параметров: доля рынка и скорость ее роста ( Boston Consulting Group Matrix).

SWOT – анализ 

Методический  инструмент ситуационного анализа  для оценки стратегического положения  компании на основе учета взаимовлияния  внешних и внутренних факторов (Strengths — сильные стороны, Weaknesses – недостатки, слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы).


 

  

Методическая взаимосвязь  отдельных задач, решаемых с применением  Модели М. Портера, Benchmarking'а, матрицы BCG и SWOT-анализа, определяется общими целями анализа, назначением и особенностями использования конкретного методического инструмента.

Проведение стратегического  анализа предполагает решение комплекса  задач по анализу внешней и внутренней среды компании, анализ и диагностику ее конкурентной и стратегической позиций. Общая взаимосвязь проводимых при этом работ представлена ниже (Рисунок 5).  

 

Рисунок 5. Взаимосвязь  работ при стратегическом анализе  и диагностике  

 

В верхней части  рисунка (Рисунок 5) представлен комплекс работ по анализу внешней микросреды, в основе которых лежит использование  Модели М. Портера совместно с методами Benchmarking'а (в частности, для анализа внешних ключевых факторов успеха — см.вставку ниже), SWOT-анализа (в первую очередь, для выявления и оценки угроз и возможностей — см. вставку ниже), а также методов статистического и факторного анализа, прогнозирования и сценарного анализа.  

 

Ключевые факторы успеха

Накопленные умения компании, важные для данного рынка  и позволяющие ей опережать своих  конкурентов.

Сценарный анализ

Метод, позволяющий  получать оценку различных вариантов  развития ситуаций — сценариев, предоставляет информацию о возможных отклонениях. Часто используется с применение программных средств, типа Excel, что позволяет значительно повысить эффективность анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных.

Факторный анализ

Метод исследования экономики и производства, в основе которого лежит анализ воздействия  разнообразных факторов на результаты экономической деятельности, ее эффективность.


 

  

Примеры ключевых факторов успеха компаний.

Ключевые  факторы успеха, зависящие от технологии:

  • качество проводимых научных исследований;
  • возможность инноваций в производственном процессе;
  • возможность разработки новых товаров.

Ключевые  факторы успеха, относящиеся к  производству:

  • низкая себестоимость (достижение экономии на масштабах);
  • качество продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте);
  • выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке.

Ключевые факторы успеха, относящиеся к реализации продукции:

  • широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;
  • широкий доступ/присутствие в точках розничной торговли;
  • низкие расходы по реализации.

Ключевые  факторы успеха, относящиеся к  маркетингу:

  • доступная для клиентов система технической помощи при использовании продукции;
  • разнообразие моделей/ видов продукции;
  • привлекательный дизайн/упаковка.

Ключевые  факторы успеха, относящиеся к  профессиональным навыкам:

  • степень овладения определенной технологией;
  • способность создавать эффективную рекламу;
  • способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство.

Ключевые  факторы успеха, связанные с организационными возможностями:

  • уровень информационных систем;
  • способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений и т.п.);
  • большой опыт и ноу-хау в области менеджмента.

Прочие  ключевые факторы успеха:

  • благоприятный имидж/репутация компании у покупателей;
  • доступ на финансовые рынки;
  • наличие патентов.

 

 

Примеры возможностей, угроз, сильных  и слабых сторон компаний.

Возможности:

  • расширение ассортимента продукции и выход на новых клиентов;
  • использование навыков и технологических ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции;
  • снижение торговых барьеров на новых рынках;
  • ослабление позиций фирм-конкурентов.

Угрозы:

  • выход на рынок новых конкурентов с более низкими издержками;
  • рост продаж продуктов-субститутов;
  • снижение объемов рынка;
  • неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики иностранных правительств;
  • повышение требований покупателей и поставщиков.

Сильные стороны:

  • полная компетентность в ключевых вопросах;
  • адекватные финансовые ресурсы;
  • признанный лидер рынка;
  • экономия на масштабах производства.

Слабые  стороны:

  • нет четкого стратегического развития;
  • внутренние производственные проблемы;
  • отставание в области исследований и разработок;
  • слишком узкий ассортимент продукции;
  • плохая сбытовая сеть.

 

 

В нижней части  рисунка (Рисунок 5) представлены работы, в основе которых лежит использование SWOT-анализа совместно с методами Benchmarking'а (в частности, для анализа внутренних ключевых факторов успеха — см.см.вставку выше, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз — см. см.см.вставку выше), а также PEST-анализа, GAP-анализа, сценарного анализа, методов и моделей имитационного моделирования, статистического и факторного анализа, прогнозирования и других инструментов и методов (содержание и методические рекомендации по применению указанных инструментов и методов в стратегическом анализе являются предметом разработки отдельных самостоятельных работ).  

 

PEST-анализ 

Методический  инструмент четырехэлементного анализа  внешней среды (Policy — политика, Economy — экономика, Society — общество, Technology — технология).

GAP-анализ 

Методический  инструмент анализа отклонений фактического развития ситуации от запланированного, оценка "разрыва/брешей" (gар) между  параметрами компании и желаемыми  результатами.

Имитационное моделирование 

Метод, позволяющий  строить модели, учитывающие время  выполнения функций. Полученную модель можно “проиграть” во времени  и получить статистику происходящих процессов. Обычно имитационные модели строятся для поиска оптимального решения в условиях ограничения по ресурсам, когда другие математические модели оказываются слишком сложными.


 

  

Содержание, особенности  и области применения базового инструментария стратегического анализа и диагностики  — Модели М. Портера, Benchmarking'а и SWOT–анализа на примерах решения отдельных задач представлены далее.  

 

Внешний анализ.

Определение, основные цели и задачи анализа внешнней среды.

Анализ внешней среды — оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки зрения компании, объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые компания не может оказывать непосредственной влияние, или это влияние ограничено.


 

  

Основными целями анализа внешней среды  являются:

  • Оценка окружающей среды.
  • Распознания:
    • Изменений,
    • Трендов,
    • Возможностей,
    • Факторов риска и форс-мажора.

Комплекс  задач по анализу внешней среды предполагает проведение ( Рисунок 5):

  • Анализа макросреды, включая оценку влияния:
    • Политических факторов;
    • Экономических факторов;
    • Социально-культурных факторов;
    • Технологических факторов;
    • Экологических факторов.

Анализ проводится с использованием PEST–анализа, SWOT–анализа и сценарного анализа.

  • Анализа микросреды, включая анализ конкуренции:
    • Анализ состояния и тенденций развития глобального и отраслевого рынков;
    • Анализ стадии развития отрасли;
    • Анализ привлекательности отрасли;
    • Анализ движущих сил;
    • Анализ развития конкуренции в отрасли;
    • Анализ внешних ключевых факторов успеха;
    • Анализ интенсивности конкуренции;
    • Анализ и диагностика конкурентной и стратегической позиции компании.

Анализ проводится с использованием Модели М. Портера, Benchmarkingэа, SWOT-анализа и сценарного анализа.

На основе анализа  внешних макро- и микросред —  выявление и оценку угроз и возможностей.  

 

Анализ  факторов макросреды.

Для анализа  тенденций изменения макросреды и структуры рынка используется PEST-анализ. Данный инструментарий предусматривает  выделение 4 основных групп факторов, посредством которых анализируется:

Информация о работе Лекции по "Стратегическому маркетингу"