Маркетинг рынка транспортных услуг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга
изучение теоретических основ транспортных услуг
рассмотрение особенностей рынка транспортных услуг России
анализ тенденций и исследование конкуренции рынке транспортных услуг
разработка проекта развития рынка транспортных услуг России, который включает в себя рекомендации по изменению структуры рынка и мероприятия по развитию конкуренции на нем.

Содержание

Введение
Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристика
Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности
Особенности рынка транспортных услуг России
Рынок транспортных услуг России: общая характеристика
Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
Исследование конкуренции на рынке
Проект по развитию рынка транспортных услуг
Рекомендации по изменению структуры транспортной системы
Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая маркет рынка трансп усл(моя).doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение

  1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
    1. Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристика
    2. Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности
  2. Особенности рынка транспортных услуг России
    1. Рынок транспортных услуг России: общая характеристика
    2. Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
    3. Исследование конкуренции на рынке
  3. Проект по развитию рынка транспортных услуг
    1. Рекомендации по изменению структуры транспортной системы
    2. Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг

Заключение

Список используемой литературы 
 

 

    Введение

    Тема  данной курсовой работы: «Маркетинг рынка  транспортных услуг России». Выбранная  тема очень актуальна, поскольку  транспортные услуги - это наиболее востребованные услуги в настоящее время. Ни для кого не секрет что в любой деятельности задействованы транспортные услуги. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции глобальную экономическую систему.

    Данная  тема достаточно широко освещена в  литературе, однако вопросы практического  применения, на мой взгляд, остались не достаточно рассмотрены, что и определило цель моей курсовой работы.

    Целью данной работы является:

    • Изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга
    • изучение теоретических основ транспортных услуг
    • рассмотрение особенностей рынка транспортных услуг России
    • анализ тенденций и исследование конкуренции рынке транспортных услуг
    • разработка проекта развития рынка транспортных услуг России, который включает в себя рекомендации по изменению структуры рынка и мероприятия по развитию конкуренции на нем.

    При изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга основной целью  ставится анализ различных теорий маркетинга услуг, по итогам которого мы должны сформировать наиболее полное понятие услуги.

    При изучении транспортной услуги как вида коммерческой деятельности в первую очередь необходимо понять, что из себя представляет транспортная услуга и что она включает в себя.

    В ходе рассмотрения особенностей рынка  транспортных услуг в России, будет  проведено исследование путей сообщения, располагаемого транспорта, грузооборота и объема перевозок грузов. По итогам данного исследования будут сделаны выводы относительно каждого вида транспорта.

    При проведении анализа тенденций на рынке будет рассмотрена целевая  программа Минтранса. Будут изучены  основные цели, а так же сформулированы основные направления для их достижения и результаты, к которым они приведут.

    В ходе исследования конкуренции на рынке  транспортных услуг будет составлена сравнительная характеристика видов  транспорта. По итогам ее составления  будут расписаны  преимущества и  недостатки каждого вида.

    Третья  глава будет посвящена составлению проекта по развитию рынка транспортных услуг. Будут даны рекомендации по изменению структуры транспортных услуг, а так же разработаны мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг в России.

    Задачи написания курсовой работы можно свести к следующим:

    • приобретение навыков работы с нормативно-правовыми документами по изучаемой проблеме;
    • обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе;
    • выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы и аргументация собственного подхода;
    • приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

    Предметом данной работы является транспортная услуга, объектом – рынок транспортных услуг в России.

      Работа содержит теоретические основы маркетинга транспортных услуг, подробно рассмотрен рынок транспортных услуг в России, сделаны соответствующие выводы, разработаны рекомендации.

    В ходе исследовательской работы применялись  методы анализа, синтеза, метод аналогий, дедукции, индукции, метод сравнения и др.

    Курсовая  работа написана 14 шрифтом формата Times New Roman на 67  страницах. В работе содержится 7 таблиц, 1 диаграмма. 
 
 

    1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг.

    1.1 Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристики.

    Активное  развитие сферы услуг стало важной характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики  вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего  стран «золотого миллиарда». В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7% в год).

    Зарубежные  и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50—60-х годах прошлого столетия. Исследования в области маркетинга услуг появились в начале 70-х, и в этой области зарубежные экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. За рубежом на сегодня существует около 70 научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения маркетинга услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей.

    Несмотря  на повышенное внимание экономической  науки к сфере услуг, до сих  пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг. По определению, маркетинг  — это концепция производства, в основе которой лежит ориентация производителя товара на потребности пользователя. Цель маркетинга — обеспечить стабильную прибыль и развитие бизнеса — может быть достигнута с помощью системы прикладных знаний, формализующей поступательный процесс взаимодействия производителя товара и покупателя. В этой системе имеют большое значение такие процессы, как обмен информацией между производителем и потребителем, оценка макро- и микросреды, в которой действует фирма, оценка возможностей самой фирмы. Х. Ворачек утверждает, что завершенной теории маркетинга услуг в настоящее время пока не существует и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти скорее о ряде теоретических положений, которые освещают маркетинг услуг с различных точек зрения [4, с. 99].

    Часть экономистов придерживаются мнения, что маркетинг услуг не должен чем-либо отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий. Так, М. Кляйнальтенкамп считает, что разделение маркетинга вещей и маркетинга услуг нецелесообразно по следующим причинам: 1) различение проводится по исключительно спорному критерию (материальность продукции); 2) большая часть реализуемых на практике сбытовых процессов заранее сориентирована на услуги или характеризуется «типичными» признаками маркетинга услуг, что выражается, например, в сбыте намечаемой к производству, а не готовой продукции, а также в процессах интеграции внешних, то есть предоставляемых клиентом, факторов производства [9, с. 106].

    Дж. Бэйтсон считает, что департамент  маркетинга играет более важную роль в компаниях, занимающихся производством  и продажей материальных продуктов, чем в тех, которые предлагают своим клиентам услуги. В последних решения, которые касаются создания новых продуктов, ценообразования и продвижения, может принимать персонал других департаментов, утверждает он. Бэйтсон выделяет две задачи, с решением которых сервисной фирме может помочь департамент маркетинга, — это создание корпоративной культуры и увеличение доли рынка [15, с. 18].

    Другая  часть исследователей убеждены, что  специфика услуг, например их процессный характер, неосязаемость, невозможность  хранения и транспортировки, находит  свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятие сферы обслуживания.

    Такой позиции придерживаются В. Зейтхамл и М. Битнер. Они считают, что главная  причина создания особого комплекса  маркетинговых коммуникаций в сервисных  фирмах — необходимость демонстрировать заказчику высочайшее качество той услуги, которую он собирается приобрести [15, с. 22].

    Признанный  лидер Северной школы маркетинга услуг К. Гренроос также придерживается этого мнения. Он приводит и другие причины создания особой системы маркетинга в сервисной фирме. Прежде всего, покупатель присутствует (участвует) в процессе оказания услуги, и процесс оказания услуги для него настолько же важен, как и результат. Это обусловливает особые требования к персоналу и системе контроля качества. Невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятий в сфере услуг [15, с. 47, 48].

    Таким образом, мы можем отметить существование  противоречивых суждений о теории маркетинга услуг.

    Задачи  данного пункта — показать причины появления различных мнений и предложить подход, помогающий развить существующие теории маркетинга услуг.

    При написании этой главы были взяты на вооружение подходы позитивной экономической теории, которая принимает экономические результаты такими, какие они есть. При сравнении определений услуги и анализе моделей маркетинга услуг использовались сложившиеся на данный момент международные и российские перечни тех действий, которые считаются услугами.

    Теория  и практика экономики сферы услуг  сегодня существуют отдельно друг от друга. Прежде всего это заметит тот, кто попытается выделить общее в тех видах деятельности, которые в соответствии с различными классификациями относятся к услугам. Например, услугами считаются управление финансовыми активами заказчика, шитье индивидуальной модели платья, подключение стиральной машины и обучение. Объекты и результаты в приведенных случаях существенно различаются. Тем не менее они с полным правом могут называться услугами в соответствии со сложившейся практикой. К. Гренроос так описывает процесс появления официальной статистики в сфере услуг: «что не было включено в промышленный или аграрный секторы, было названо услугами» [15, с. 10]. До сегодняшнего дня расчет вклада сферы услуг в национальное хозяйство продолжает вестись подобным образом, который К. Гренроос справедливо называет устаревшим. Наиболее распространенные классификации услуг приведены в таблице 1 на стр. 10

    Основные  выводы, которые можно сделать  из данной таблицы, — это то, что, во-первых, услуги многочисленны, во-вторых, что они очень разнообразны.

    Например, Общероссийский классификатор услуг  населению содержит 13 высших классификационных  группировок услуг, только одна из них  — «бытовые услуги» — включает около 800 наименований. Эти услуги очень  разнообразны: ремонт техники, жилья; пошив, вязание; скупка; химчистка; изготовление мебели, фото; услуги бань; обрядовые услуги и т.п. Всего же в классификаторе содержится около 1500 наименований, и следует учитывать, что он не включает ряд новых услуг населению, таких как аудиторские, трастовые, хеджирования и прочие [21, с. 41].

    Действия, которые сегодня согласно статистике относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Они направлены на разные объекты, имеют различную целевую  аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других — от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу, и т.п. Существующие классификации фиксируют услуги по мере их появления, но не предлагают возможности разделения их по типам. Например, одним из таких критериев могло бы стать наличие элементов процесса производства при выполнении услуг. Такая типологизация была бы важна при разработке маркетинговой стратегии.

Информация о работе Маркетинг рынка транспортных услуг России