Маркетинг рынка транспортных услуг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга
изучение теоретических основ транспортных услуг
рассмотрение особенностей рынка транспортных услуг России
анализ тенденций и исследование конкуренции рынке транспортных услуг
разработка проекта развития рынка транспортных услуг России, который включает в себя рекомендации по изменению структуры рынка и мероприятия по развитию конкуренции на нем.

Содержание

Введение
Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристика
Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности
Особенности рынка транспортных услуг России
Рынок транспортных услуг России: общая характеристика
Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
Исследование конкуренции на рынке
Проект по развитию рынка транспортных услуг
Рекомендации по изменению структуры транспортной системы
Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая маркет рынка трансп усл(моя).doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

    Если  говорить о речном транспорте, то особенно существенно его значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

      Воздушный транспорт в РФ — один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его грузооборот во много раз уступает всем остальным видам транспорта. Главные отличия авиации от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств. Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.

    Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них — сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов.

      Конкурентная борьба обостряется не только между различными

видами  транспорта, но и между транспортными  предприятиями разной или

одной и той же ведомственной ориентации. В настоящее время довольно

успешно с крупными транспортными предприятиями  успешно конкурируют

индивидуалы-частники.

    Конкуренция для отечественного рынка во многом не привычна. Наш

рынок является монополизированным, существенно зависящим от органов

управления. Но конкуренция настолько вошла  в нашу жизнь, что многие

участники рыночной деятельности ощущают ежедневно  ее последствия на

результатах своей работы. Ожесточенная конкуренция  в отрасли между

действующими  предприятиями сокращает прибыльность из-за прироста

затрат  на повышение конкурентоспособности, на необходимость решения

задачи  обойти конкурентов любыми способами.

    До  недавнего времени большинство  транспортных предприятий и

организаций выполняли только перевозочные операции и не заботились о

предоставлении  широкого спектра других услуг транспорта. Сейчас времена

меняются  и в конкурентной борьбе выигрывают те, кто расширяет спектр

предоставляемых услуг и улучшает сервисное обслуживание потребителей

транспортных  услуг. При этом руководство транспортных организаций

должно  владеть вопросами управления конкурентоспособностью

предоставляемых услуг.

    Понятие конкурентоспособности услуги тесно  связано с понятием

качества. При этом параметры качества в  значительной степени

определяются, исходя из интересов производителя, а параметры

конкурентоспособности – прежде всего из интересов потребителя.

    Конкурентоспособностью  транспортных услуг является их способность отвечать качественным требованиям конкурентного рынка в данный момент времени и превосходить по потребительским свойствам подобные услуги конкурентов. Для обеспечения таких качественных требований потребителей

транспортных  услуг, как правило требуются  затраты, и порой значительные.

Поэтому конкурентоспособность транспортных услуг определяется не только натуральными, но и стоимостными показателями и, прежде всего, их

эффективностью, т. е. соотношением результатов и  затрат.

    Таким образом, предприятиям транспорта независимо от форм собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке, необходимо

обеспечить  высокий уровень показателей  качества транспортного обслуживания, эффективность транспортного производства и надлежащую

конкурентоспособность транспортных услуг. 

3. Проект по развитию рынка транспортных услуг

3.1 Рекомендации по изменению структуры транспортной системы.

    Важное  значение для транспортной отрасли  будет иметь реализация одного из двух возможных стратегических сценариев  развития российской экономики –  энерго-сырьевого или инновационного.

    Энерго-сырьевой сценарий предполагает реализацию конкурентных преимуществ, связанных, прежде всего, с развитием добычи, переработки и экспорта углеводородов, интенсивным развитием энергетики. В этом случае приоритетно должна развиваться транспортная инфраструктура, обеспечивающая реализацию транзитного потенциала экономики. Развитие энергетического сектора и транспортной инфраструктуры даст толчок формированию сырьевого сектора (металлургия, химическая промышленность) и сопряженным машиностроительным производствам. Развиваются высокотехнологические сегменты, обеспечивающие развитие названных отраслей. В результате развитие транспортных связей должно быть приведено в соответствие структуре новых экономических связей этих точек промышленного роста.

    Альтернативой является инновационный сценарий, реализующий логику целевого варианта социально-экономического развития, рассматриваемого Минэкономразвития России в рамках Концепции долгосрочного развития. Его можно охарактеризовать, как реализующий дополнительные возможности экономического роста по сравнению с энерго-сырьевым сценарием. Принципиальное отличие от энерго-сырьевого сценария заключается в формировании достаточно мощного слоя конкурентоспособных производств в обрабатывающей промышленности, адекватной национальной инновационной системы и социальных структур, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала. Соответствующий ответ этому перераспределению экономических и социальных связей должно дать развитие российской транспортной системы.

    Энерго-сырьевой вариант предполагает ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, главным образом, для транспортного обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых и наращивания топливно-сырьевого экспорта, реализации конкурентного потенциала России в сфере транспорта и роста экспорта транспортных услуг. Он характеризуется:

    - реализацией крупномасштабных транспортных  проектов (в том числе в рамках  государственно-частного партнерства  и иностранного партнерства), обеспечивающих  разработку месторождений полезных  ископаемых в новых районах добычи, главным образом в Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе;

    - диверсификацией направлений экспортных  поставок российских углеводородов,  в том числе в Китай, и  созданием соответствующей инфраструктуры;

    - развитием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе, совместных проектов по добыче и экспорту углеводородов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами;

    - увеличением внутренних перевозок  угля в связи с развитием  энергогенерирующих мощностей и металлургического производства;

    - увеличением объемов перевозок  и сортамента продуктов переработки  топлива и сырья (нефтепродуктов, концентратов, химических грузов, металлов  и т.д.), а также продукции машиностроения, связанных с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;

    - низкими темпами роста экспортных и значительным увеличением импортных перевозок товаров высокой степени обработки, прежде всего продукции высокотехнологичных секторов экономики;

    - продолжением увеличения численности  парка личных легковых автомобилей  при снижении объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования в период до 2020 года, главным образом автомобильным, и некоторым их ростом в 2021 – 2030 г;

    - увеличением потребности в строительстве  и реконструкции автодорожной  сети, связывающей новые жилые  районы в мегаполисах и пригородные зоны крупных городов с местами приложения рабочей силы.

    При реализации данного варианта меры по развитию транспортной системы страны будут сосредоточены в столичных  агломерациях, а также в регионах с высокими темпами роста –  на Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Реализация в его рамках системы крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры при формировании новых территориально-производственных кластеров энерго-сырьевой специализации (Нижнее Приангарье, Читинская область и Тыва) и освоении зоны БАМа придаст пространственному развитию страны более динамичный характер.

    Железнодорожный транспорт должен будет обеспечить беспрепятственный рост перевозок  сырья к основным центрам потребления, включая перевозки на экспорт.

    Решающее  значение будет иметь специализация  морских портов через создание так  называемых «эшелонированных портов»  по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные  железнодорожные узлы и транспортно-логистические  комплексы, позволяющие обеспечивать переработку и более эффективную логистику. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

    Дополнительный  импульс получит развитие транспорта в Арктической зоне (территории, расположенные преимущественно  севернее 60 параллели).

    При реализации данного варианта транспортная система страны получит ускоренное развитие и станет одним из основных источников экономического роста. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития транспорта.

    В то же время, реализация энерго-сырьевого  варианта будет иметь ряд негативных последствий для перспективного социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, в частности:

    - потребуется создание значительных  резервов пропускной способности  транспортной сети на основных  направлениях из-за возможных  резких колебаний спроса на перевозки экспортных массовых грузов по объемам, номенклатуре и направлениям, связанных с изменениями конъюнктуры на мировых рынках топливных и сырьевых товаров;

    - возможно снижение показателей  экономической эффективности перевозок  вследствие увеличения дисбаланса в экспортно-импортных грузопотоках. Дисбаланс будет связан с увеличением экспорта массовых и наливных грузов и импорта готовой продукции. Специализированные и универсальные виды подвижного состава будут иметь низкие эксплуатационные показатели – по коэффициенту пробега с грузом и т.д., т.е. возможны значительные потоки порожняка;

    - мобильность населения будет  расти низкими темпами, что  станет одной из причин недостаточной  динамики повышения качества  человеческого капитала в стране. По данному варианту перевозки пассажиров будут ниже инновационного варианта на 37%, а пассажирооборот - на 24%. Это связано с более низкими темпами роста реальных доходов населения, сокращением численности населения и меньшими масштабами развития инфраструктуры и подвижного состава пассажирского транспорта. Более низкие показатели роста благосостояния населения будут причиной меньших темпов роста количества личных автомобилей; [34]

Информация о работе Маркетинг рынка транспортных услуг России