Маркетинг рынка транспортных услуг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
Изучение теоретических основ услуги в системе маркетинга
изучение теоретических основ транспортных услуг
рассмотрение особенностей рынка транспортных услуг России
анализ тенденций и исследование конкуренции рынке транспортных услуг
разработка проекта развития рынка транспортных услуг России, который включает в себя рекомендации по изменению структуры рынка и мероприятия по развитию конкуренции на нем.

Содержание

Введение
Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
Услуга в системе маркетинга: понятие, характеристика
Транспортная услуга как вид коммерческой деятельности
Особенности рынка транспортных услуг России
Рынок транспортных услуг России: общая характеристика
Анализ тенденций на рынке транспортных услуг
Исследование конкуренции на рынке
Проект по развитию рынка транспортных услуг
Рекомендации по изменению структуры транспортной системы
Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая маркет рынка трансп усл(моя).doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

    - сохранится сильная дифференциация  по доступности транспортных  услуг для различных регионов и социальных групп общества,

    - низкая инвестиционная активность  будет обуславливать значительную  нагрузку на бюджетную систему,  связанную с финансированием  строительства, ремонта и содержания  автомобильных дорог.

    Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением целей энерго-сырьевого варианта также позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России.

    Для данного варианта сохраняется ряд  тенденций, характерных для первого  варианта, в частности:

    - реализация крупномасштабных транспортных  проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи;

    - диверсификация направлений экспортных  поставок российских углеводородов; 

    - развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного  потенциала страны, в том числе, совместных проектов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами;

    - увеличение внутренних перевозок  угля в связи с развитием  энергогенерирующих мощностей и  металлургического производства;

    - увеличение объемов перевозок  и сортамента продуктов переработки топлива и сырья, а также продукции машиностроения, связанных с наращиванием инновационной активности в энергетике, топливных и сырьевых отраслях, сопряженных с ними машиностроительных производствах.

    В то же время, отличительными особенностями  развития транспортной системы по инновационному варианту станут:

    - значительное увеличение экспортных  перевозок товаров высокой степени  обработки, прежде всего продукции  высокотехнологичных секторов экономики,  темпы роста которых будут  в 2,5 раза выше темпов роста  перевозок аналогичных импортных грузов; [34]

    - повышение роли транспортно-логистической  инфраструктуры в организации  товародвижения;

    - рост объемов перевозок пассажиров  транспортом общего пользования.  Наибольшие темпы роста ожидаются  на воздушном транспорте, а основной абсолютный прирост будет обеспечиваться автомобильным транспортом;

    - распространение потребности в  строительстве и реконструкции  автодорожной сети, связывающей  новые жилые районы в мегаполисах  и пригородные зоны крупных  городов с местами приложения рабочей силы, на значительное количество крупных и средних городов в связи с повышением уровня доходов и качества жизни населения;

    - повышение потребности экономики  и населения в услугах по  высокоскоростным перевозкам грузов  с обеспечением заранее оговоренного срока доставки и пассажиров – с максимальным обеспечением свободы передвижения и возможности планирования личного времени.

    При реализации данного варианта меры по развитию транспортной системы страны будут сосредоточены наряду со столичными агломерациями также в городах, в которых концентрируется значительный инновационный и человеческий капитал. На востоке страны такой сценарий даст выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала – Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска.

    При этом важнейшее значение будет иметь  «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный  с реализацией проектов строительства  крупных транспортных комплексов, мультимодальных  логистических центров и информационных узлов.

    Зонами  опережающего развития транспорта наряду с регионами Юга России, Сибири, Дальнего Востока и Арктической  зоны станут Поволжский и Уральские  макрорегионы. Пространственное развитие станет более многополярным, не привязанным жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым центрам.

    Региональные  аспекты развития транспортной системы  страны будут связаны с:

    - созданием сети территориально-производственных  кластеров, ориентированных на  высокотехнологичные производства (в авиационной промышленности, судостроении, атомной промышленности, производстве новых материалов, информатике и телекоммуникациях), с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;

    - созданием территориально-производственных  кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии, обеспечивающих освоение новых ранее неосвоенных территорий;

    - образованием и развитием туристско-рекреационных  зон на Черноморском побережье,  особенно в связи с Зимней  Олимпиадой-2014, на Алтае, Байкале, Камчатке, российском Севере;

    - развитием крупных транспортно-логистических  и производственных узлов Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока. 

    Развитие  железнодорожного и морского транспорта наряду с задачами обеспечения перевозок  массовых грузов, в том числе экспортных, будет все в большей степени ориентироваться на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и усиление взаимодействия в рамках обеспечения эффективных логистических цепочек товародвижения.

    Важную  роль будет играть развитие Северного морского пути, прежде всего для осуществления коммерческих перевозок, с созданием соответствующей инфраструктуры на северном побережье России.

    Меры  по повышению конкурентоспособности  морского транспорта позволят существенно  увеличить долю флота под Государственным флагом Российской Федерации в мировом морском флоте и значительно увеличить экспорт транспортных услуг.

    Высокими  темпами будут расти перевозки  автомобильным транспортом, который  обеспечивает наиболее гибкую реакцию  на запросы экономики, особенно секторов высоко- и среднетехнологичных производств.

    Меры, направленные на развитие перевозок  воздушным транспортом и использование  значимых преимуществ (прежде всего  экологических) внутреннего водного  транспорта, позволят существенно увеличить их удельный вес в транспортном балансе страны.

    Решающее  значение для формирования современной  товаропроводящей сети на территории России будет иметь создание интегрированной  сети транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных услуг, ускоренное развитие интермодальных перевозок и формирование территориально-производственных кластеров.

    Значительный  импульс получит развитие пассажирского  транспорта общего пользования. Прежде всего, это относится к развитию скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок, всех видов авиаперевозок, городского и пригородного транспорта.

    При реализации данного варианта транспортная система страны должна развиваться  опережающими темпами по сравнению  с отраслями экономики и социальной сферой для того, чтобы снять инфраструктурные ограничения перспективного социально-экономического развития страны, зависящие от транспорта.

    Реализация  инновационного варианта развития транспортной системы позволит решить основные задачи, стоящие перед страной, а именно:

    - показатели мобильности населения  приблизятся к уровню развитых  стран, что будет одним из  важнейших факторов повышения  качества человеческого капитала  в стране;

    - снизится дифференциация по доступности  транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества;

    - повысится конкурентоспособность  отечественных товаров и услуг  на мировых рынках вследствие  сбалансированного развития транспортной  системы страны;

    - рост экономической эффективности  пассажирских и грузовых перевозок позволит оптимизировать транспортные издержки экономики и повысить доступность транспортных услуг для населения.

    В соответствии с рассмотренными сценарными вариантами разработаны прогнозные оценки объемов перевозок грузов и пассажиров.

    По  энерго-сырьевому варианту общий  объем перевозок грузов возрастет  до 18,2 млрд.т в 2030 г. (на 51%), грузооборот  – до 4,18 трлн. ткм (на 68%).

    По  инновационному варианту за период 2007-2030 г. прогнозируется рост объемов грузовых перевозок в 1,7 раза (до 20,7 млрд.т в 2030 г.), рост грузооборота в 1,84 раза (до 4,56 трлн. ткм в 2030 г.). [34]

    Перевозки грузов в контейнерах по инновационному варианту возрастут к 2030 году по сравнению  с 2007 годом в 6 раз – до 648 млн. тонн, в том числе на автомобильном транспорте – в 6,7 раза (до 361 млн. тонн), на железнодорожном транспорте – в 5,6 раза (до 130 млн. тонн), на морском транспорте – в 5 раз (до 150 млн.тонн), на внутреннем водном транспорте – в 17,5 раз (до7 млн.тонн). [34]

    Грузооборот морских портов России возрастет в 2030 году по сравнению с 2007 годом в 2,3 раза – до 1025 млн. тонн. [34]

    Суммарные международные перевозки грузов российскими перевозчиками, включая  перевозки экспортных, импортных  и транзитных грузов, а также перевозки  за рубежом, возрастут в 1,6 раза – до 627 млн. тонн. [34]

    Перевозки транзитных грузов по территории России возрастут в 2030 году по сравнению  с 2007 годом в 3,6 раза – до 100 млн.тонн. [34]

    По  энерго-сырьевому варианту годовой  объем пассажирских перевозок увеличится до 53,46 млрд.пассажиров (рост на 37,6%), пассажирооборот увеличится до 1718,5 млрд. пасс.-км (рост в 2 раза). [34]

    По  инновационному варианту объем пассажирских перевозок увеличится в 1,6 раза и  достигнет 62,4 млрд.пассажиров в год, пассажирооборот вырастет в 2,26 раза и достигнет 1,94 трлн. пасс.-км. При этом развитие пассажирских перевозок на всех видах транспорта имеет положительную динамику, а перевозки пассажиров воздушным транспортом за рассматриваемый период возрастут в 5,3 раза. [34]

    Перевозки пассажиров в международном сообщении по инновационному варианту возрастут в 2,8 раза – до 240 млн. человек, в том числе российских граждан – в 2,85 раза (до 167 млн. чел.), иностранных граждан – в 2,76 раза (до 73 млн.чел.). Наибольший прирост перевозок ожидается на воздушном и автомобильном транспорте (на последнем в основном за счет поездок на личных автомобилях). [34]

    Транзитные  перевозки пассажиров возрастут  с 0,2 млн. чел. в 2007 году до 22,2 млн. чел. в 2030 году, главным образом за счет увеличения перевозок воздушным транспортом.  [34]

    Сопоставление рассмотренных сценарных вариантов  приводит к выводу, что инновационный  вариант выступает в качестве целевого для долгосрочной государственной  транспортной политики, поскольку в  полной мере позволяет реализовать стратегические интересы России. 

    3.2 Мероприятия по развитию конкуренции на рынке транспортных услуг.

      Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.

    Наряду  с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.

    Основными направлениями развития конкуренции  на рынке транспортных услуг являются:

    • совершенствование антимонопольного регулирования;
    • поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
    • создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
    • устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
    • коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
    • совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования;
    • поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
    • постепенная замена действующих количественных квот качественными;
    • содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.

Информация о работе Маркетинг рынка транспортных услуг России