Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:44, курсовая работа
Цель исследования в данной курсовой работе – раскрыть сущность и значимость сферы услуг, а так же ее развитие в современной экономике России.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• раскрыть сущность и понятие услуг;
• исследовать особенности маркетинга в сфере услуг;
• раскрыть потенциал и социально-экономическую значимость сферы туристских услуг на современном этапе развития общества;
Введение…………………………………………………………….….2
1. Основная часть.
Сущность и особенности услуг…………………...……………..5
1.1. Значение услуг в современной экономике……………….…5
1.2. Понятие, характеристика услуги…………….…………....…6
1.3. Классификация и разновидности услуг…….…………....…10
1.4. Особенности рынка услуг………………………………..….12
1.5. Политика формирования услуг на рынке………….…….…14
2. Маркетинг в сфере услуг……………
Особенности маркетинга услуг…………………………..…21
Сегментация рынка услуг…………………………………...24
Позиционирование услуги на рынке………………….……26
Ценовая политика в маркетинге услуг ……………..…...…27
Система распределения услуг………………………………28
Коммуникационная политика
в маркетинге услуг……………………………………..…….29
3. Практическая часть.
Маркетинг туристских услуг……………………………………34
3.1. Значение и классификация туристских услуг…………….....34
3.2. Особенности маркетинга в туризме………………………….39
3.3. Реклама в сфере туризма………………………………….…..47
3.4. Маркетинг туристских услуг на примере
ООО «Натали Турс»……………………………………...…...53
Заключение………………………………………...……………..…….60
Список литературы………………………………….……………....…64
Изменения в валютных курсах стран оказывают влияние на установление цен в международном туризме, что опять сказывается на активности в туристской отрасли. Особое место занимает политическая обстановка в стране, которая, по существу, оказывает определяющее влияние на все динамические факторы.
Материально-технические
факторы характеризуют состояни
Конкурентные преимущества туристской организации определяются в первую очередь привлекательностью туристского продукта, который представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
Формирование номенклатуры услуг и разработка требований к ним является важной составляющей туристского маркетинга.19
Каждой туристской организации приходится самостоятельно решать, в какую страну организовывать путешествие, каким видом транспорта доставлять туристов, из каких услуг сформировать турпакет, услугами каких поставщиков следует воспользоваться. Принимая стратегические решения, туристские организации ориентируются на потребности клиентов и специфику рынка.
Для обеспечения продаж туристского продукта требуется предварительная работа, в ходе которой готовится набор услуг с фиксированной ценой, а реальный спрос на него проявляется гораздо позднее. Туроператор должен предугадать желания покупателей, сделать за них выбор направления путешествия, средств размещения, вида транспорта и прочего и только после этого предложить готовый турпакет на продажу.
Критерии описания предлагаемых туристских услуг приведены в табл.3.1. Безусловно, существуют дополнительные критерии, например: профиль обучения (для обучающих поездок); специализация лечения (для поездок на лечение); сопровождение взрослым (для детских туров); масса беспошлинного багажа, растаможивание (для шоп-туров) и т.д.
Формирование ценовой политики туристских организаций, как правило, осуществляется в два этапа:
Таблица 3.1. Критерии описания туристских услуг
Критерий описания |
Пояснения |
Маршрут, место отдыха |
Конечный пункт (ы) поездки или маршрут |
Дата отправления |
Конкретная дата или график отправлений |
Количество дней/ночей |
Время, занимаемое туром |
Транспорт |
Вид (ы) транспорта до места назначения |
Трансфер (да/нет) |
Доставка от/к транспорту |
Отель /каюта |
Уровень проживания (в «звездочках» или классах) |
Питание |
Тип питания, входящего в стоимость |
Программа тура |
Описание мероприятий (график) |
Сервис |
Дополнительные услуги (виза, паспорт, и т.д.) |
Цена |
Конечная цена в денежном выражении |
Скидки |
Категории лиц, имеющих скидки |
Сроки оформления |
Необходимое количество дней |
Специфика тура |
Вид услуги |
Название организации |
Организация-оператор |
Адрес, телефон |
Контактная информация |
В области политики распределения туристская организация может организовать прямую продажу собственного туристского продукта потребителям, продажи через туристские агентства или использовать совокупность нескольких каналов сбыта. Традиционно распространенной формой распределения в туризме является организация прямых продаж, что подразумевает наличие двух участников: туристской организации и потребителя.
Одноуровневый канал подразумевает включение в процесс продаж одного посредника, называемого в туризме туристским агентством. Туристское агентство — обособленная организация, не связанная с основной организацией, специализирующаяся на продаже туристского продукта, как правило, на определенной территории на основе договорных обязательств перед туроператором.
Двухуровневый канал включает двух посредников в виде туристского агентства и турагента, один из которых, по аналогии с торговлей, выступает в роли оптового, а другой — розничного продавца. Каналы распределения с большим числом уровней используются значительно реже, так как они не позволяют туроператору осуществлять эффективное управление и контроль функционирования сбытовой сети.
3.3. Реклама в сфере туризма
Посредством маркетинговых коммуникаций осуществляется продвижение туристских продуктов на рынок. Эти коммуникации занимают особое место в деятельности туристской организации и представляют собой наиболее активную часть комплекса маркетинга. Как свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним из крупнейших рекламодателей. Опыт работы зарубежных туристских фирм показывает, что в среднем 5-6 % получаемых доходов от своей деятельности они расходуют на рекламу туристских поездок20. Отличительная особенность рекламы как одной из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяется спецификой, как самой рекламы, так и особенностями отрасли и ее товара - туристского продукта.
Реклама — один из самых действенных инструментов системы маркетинга в туристском бизнесе, особый вид коммуникационной связи между туристской организацией и клиентом (потребителем туристских услуг).21 Задачи рекламы в сфере туризма состоят в формировании у клиента адекватного представления о количестве и качестве туристских услуг, предоставляемых данной организацией, модификации поведения потребителей. Также помимо конкретной цели (заключение договора об оказании туристских услуг) реклама любого турагентства направлена и на повышение имиджа туристской организации, т.е. создание устойчивого положительного мнения клиентов об образе, авторитете, общественной значимости организации, о предоставляемых ею туристских услугах.22
"Имидж" тур фирмы создается и укрепляется в системе "Паблик рилейшнз". В качестве последнего применительно к туризму понимается установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов турагентства и клиента и достижение ими взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности в отношении комплекса предоставляемых турагентством туристских услуг.
Реализовать требования "паблик рилейшнз" можно только путем выбора оптимального канала рекламы и соблюдения правил оформления рекламных текстов. Перечислим оптимальные каналы и средства рекламы в области туризма, а также дадим им краткую характеристику.
Электронные средства массовой информации, безусловно, являются одним из наиболее эффективных каналов рекламы туристских услуг и собственно турагентств. Преимуществами рекламы в электронных СМИ выступают наглядность изображения, сила живого слова, специфические условия восприятия, возможность выбора программ при оценке качества телепередачи. Также надо отметить, что наиболее оптимальным временем суток для рекламы в электронных СМИ являются периоды 7.00-9.30 и 17.00-22.30. Достаточно эффективны также телеролики турагентств и реклама туристских услуг во время просмотра наиболее популярных телепередач, кинофильмов, спортивных зрелищ и шоу-программ.
Реклама туристских фирм и отдельных видов туристских услуг в региональных средствах массовой информации (прежде всего в местной печати и на телевидении) более эффективна, чем в центральной (федеральной) прессе - это объясняется нашей отечественной "спецификой", когда граждане более охотно и внимательно читают местную региональную газету, чем "Известия", и др., кроме того, в погоне за коммерческим эффектом и прибылями центральные издания уже давно "переборщили" и прочесть "нужное" рекламное сообщение (написанное, точнее напечатанное крайне мелким текстом среди множества аналогичных реклам) становится практически невозможным.
Все более выгодным становится в последнее время реклама тур-услуг на так называемом "авторадио", которое пользуется все возрастающей популярностью среди автолюбителей, количество последних, в свою очередь, постоянно растет и среди них увеличивается и количество любителей авто- и других видов туризма.23
Прямая почтовая рассылка рекламы турагентств по системе "директ мейл" имеет смысл только в том случае, если в качестве адресатов выбраны постоянные и платежеспособные клиенты данной туристской фирмы.
Наружная реклама туристских услуг предполагает применение наружных плакатов и щитов, транспарантов, рекламы на транспорте и на стенах зданий. К преимуществам наружной рекламы относят массовый характер аудитории и быстроту восприятия рекламной информации. Недостатками здесь выступают низкая избирательность и невозможность частой смены наружной рекламы.
Определенный эффект приносит маркетинг-реклама в исполнении турагентов, а также малые формы рекламы - бизнес-сувениры (авторучки, папки, брелоки, и т.п. с изображением реквизитов тур фирмы и предоставляемых ею услуг). Так же как и в случае с прямой почтовой рассылкой, использование данных каналов рекламы туристских услуг более выгодно при общении с постоянными и платежеспособными клиентами.
Эффективность косвенной
рекламы турагентств и
Необходимо подчеркнуть, что рекламный текст является основным носителем информации о турфирме и ее услугах (при этом следует учитывать, что иллюстрация к тексту имеет задачу привлечь внимание клиента к рекламному сообщению).
Высококвалифицированная подготовка рекламного текста включает исполнение ряда формализованных правил (требований)24:
1. Моделирование деятельности адресата рекламы. Составитель рекламного текста о турагентстве (туристских услугах) должен:
2. "Смысл рекламы
- в голове адресата". Надо учитывать,
что есть разрыв между
3. "Рекламная цепочка" как составляющая рекламного текста. В любом эффективном по своему действию рекламном тексте должны быть три составляющие:
4. Проблема заголовка,
краткий, нестандартный и (по
возможности) остроумный
5. Строгое соблюдение
правил синтаксиса. Надо обязательно
учитывать, что есть слова-
6. Внимание - связям. Необходимо
максимально логично и