Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:49, лабораторная работа
Проанализируйте сопряженные потребности студентов технико-экономического факультета и выявите возможность снижения стоимости обучения при неудовлетворении части потребностей (за базовую стоимость обучения брать величину, равную 21 тыс. руб.).
К потребностям студентов технико-экономического факультета относятся:
- качество процесса обучения. Сюда входят: соответствующая программа обучения (квалифицированные преподаватели, наличие необходимых и дополнительных дисциплин, различные формы занятий, учебные конференции);
Владимирский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
МАРКЕТИНГ
Лабораторная работа № 1
«Определение потребностей в товаре и мотивов покупки»
г. Владимир, 2011
Лабораторная работа № 1
«Определение потребностей в товаре и мотивов покупки».
Цель работы: познакомиться с подходами к позиционированию товаров на основе учета ценностей потребительского выбора.
Успешно изучив тему, студент знает, умеет и приобретает различные навыки (Таблица 1).
Таблица 1
Необходимые знания, умения и навыки для определения потребности в товаре
1. Основные
теории мотивации поведения 2. Факторы мотивации 3. Перечень моделей 4. Рекомендации по поведению продавцов в зависимости от характеристики потребителей. 5. Закономерности и факторы спроса. 6. Основные права потребителей. |
1. Разбираться в классификации потребителей. 2. Различать внешние и 3. Анализировать основные теории мотивации. 4. Различать модели 5. Разбираться в классификации спроса и факторов спроса. 6. Анализировать закономерности спроса.
|
1.
Анализа потребностей 2. Выявления различного рода потребностей. 3. Построения модели 4. Мотивации покупательского поведения. 5. Воздействия на покупателя
с помощью инструментов 6. Анализа закономерностей 7. Выполнения маркетинговых
задач в соответствии с |
Задание
К потребностям студентов технико-экономического факультета относятся:
- качество процесса обучения. Сюда входят: соответствующая программа обучения (квалифицированные преподаватели, наличие необходимых и дополнительных дисциплин, различные формы занятий, учебные конференции);
- благоприятные технические условия на факультете (состояние учебного корпуса, наличие гардероба, буфета, необходимой техники); студенческая культурная жизнь (наличие конкурсных развлекательных мероприятий ("Студенческая весна", конкурс танца, посвящение в студенты, адаптация)
- доступность для студентов телекоммуникационных сетей, в первую очередь, глобальной компьютерной сети Интернет
Первый элемент имеет три альтернативных варианта:
1) соответствующая программа обучения + благоприятные технические условия на факультете;
2) благоприятные технические условия на факультете + студенческая культурная жизнь;
3) студенческая культурная жизнь + соответствующая программа обучения.
Второй элемент имеет две альтернативы: "есть выход в Интернет" и "нет выхода в Интернет".
Таким образом, возможны 3 х 2 = 6 вариантов для выбора студентов технико-экономического факультета. Проранжируем их (Таблица 2):
Таблица 2
Ранжирование вариантов
Выход в Интернет | |||
есть |
нет | ||
Качество процесса обучения |
соответствующая программа обучения
+ благоприятные технические |
2 |
5 |
благоприятные технические условия на факультете + студенческая культурная жизнь |
4 |
6 | |
студенческая культурная жизнь + соответствующая программа обучения |
1 |
3 |
Переведем ранг и баллы и найдем среднее значение баллов для каждой отдельной характеристики (Таблица 3):
Таблица 3
Балльная оценка вариантов
Выход в Интернет |
Средний балл | |||
есть |
нет | |||
Качество процесса обучения |
соответствующая программа обучения
+ благоприятные технические |
4 |
1 |
2,5 |
благоприятные технические условия на факультете + студенческая культурная жизнь |
2 |
0 |
1 | |
студенческая культурная жизнь + соответствующая программа обучения |
5 |
3 |
4 | |
Средний балл |
3,67 |
1,33 |
Обобщая ранговые и балльные оценки, можно получить следующие результаты (Таблица 4):
Таблица 4
Результаты анализа
потребностей студентов технико-
Ранг |
Сумма баллов |
Вариант |
Стоимость (исходя из предпочтений студентов ТЭФа |
1 |
4+3,67=7,67 |
3 + выход в Интернет |
21 000 руб. |
2 |
2,5+3,67=6,17 |
1 + выход в Интернет |
16 893 руб. |
3 |
4+1,33=5,33 |
3 - выход в Интернет |
14 593 руб. |
4 |
1+3,67=4,67 |
2 + выход в Интернет |
12 786 руб. |
5 |
2,5+1,33=3,83 |
1 - выход в Интернет |
10 486 руб. |
6 |
1+1,33=2,33 |
2 - выход в Интернет |
6 379 руб. |
Рассмотрев потребности студентов технико-экономического факультета, можно сделать вывод о том, что потребитель данных услуг, то есть студент, ниже всего оценивает второй вариант предложенных услуг – средняя оценка 1. При введении дополнительного ограничения – стоимости услуг за качественный учебный процесс, а именно соответствующую программу обучения и студенческую культурную жизнь, а также наличие глобальной сети Интернет 21000 руб., можно рассчитать стоимость остальных вариантов исходя из изменения предпочтений студентов.
2. Выберите среди
кафе или торговых организаций
2-3 конкурирующих заведения.
1. Имеет ли каждое
из конкурирующих заведений
2. Попробуйте оценить
работу заведения с точки
3. Основная цель маркетинга – это максимальное удовлетворение потребителей. В какой степени, изученные вами организации, преследуют эту цель?
Попробуем сравнить два конкурирующих заведения - сеть предприятий быстрого питания «Мистер Гамбургер» и ресторан быстрого питания «McDonald’s».
Итак, обе организации являются предприятиями быстрого питания и занимаются аналогичной деятельностью. Однако каждая из них имеет своё лицо. Рестораны «Мистер Гамбургер» уже давно и прочно закрепили свои позиции в нашем городе. McDonald’s же наоборот - сравнительно недавно открылся в городе, но уже с первого дня открытия вызвал интерес среди населения нашего города. Обе организации имеют довольно разнообразное меню, а удобное расположение заведений в центре города обеспечивает постоянное присутствие множества посетителей. Каждое из рассматриваемых заведений имеет свой индивидуальный интерьер, цветовую гамму и униформу работников.
Попробуем оценить работу обоих заведений с точки зрения реализации концепции маркетинга. И Мистер Гамбургер, и McDonald’s ориентируются на торговую концепцию, которая предполагает, что потребители предпочитают знакомые товары и формы, в которых они существуют, и поэтому маркетинг заключается в работе, направленной на совершенствование качества этих товаров (в нашем случае это гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, наггетсы, роллы, молочные коктейли и т.д) . Товарная концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. В нашем городе существует достаточное количество ресторанов быстрого питания, однако жители нашего города отдают свое предпочтение именно McDonald’s.
Я считаю, что оба заведения
в равной степени нацелены на удовлетворение
потребностей потребителей. Это в
первую очередь потребности во вкусной
качественной пище, потребности в
уюте и не высоких ценах. Организаторы
стараются создать удобное
Контрольные задачи
Задача № 1. Вы – продавец галантерейного отдела крупного универмага. Перед вами стоит покупатель: элегантный молодой человек в строгом сером костюме, голубой сорочке с серо-голубым галстуком и черной деловой папкой в руках. Молодому человеку требуются кожаные осенние перчатки к его демисезонному пальто цвета мокрого асфальта. В вашем отделе – богатый выбор перчаток. Цвета – от светло-серого до темно черного. Стоимость от 250 рублей до 3000 рублей. Имеются перчатки с застежкой, с отделкой в виде строчки и небольших дырочек. Имеются перчатки с шерстяной подкладкой. Какие перчатки вы предложите молодому человеку и почему?
Так как внешний вид еще ни о чем не говорит, и очень трудно предугадать, что конкретно может заинтересовать молодого человека и что ему действительно нужно, следует начать беседу с наводящий вопросов таких как:
«Какую цветовую гамму Вы предпочитаете?»
«С чем бы Вы хотели носить перчатки?»
Одной из главных ошибок многих неопытных продавцов является вопрос ценового диапазона. Он может поставить покупателя в тупик или просто создать неловкое положение. Поэтому, вопрос, касающийся цены перчаток необходимо упустить.
Чтобы покупатель имел представление об ассортименте перчаток в нашем отделе, нужно бегло рассказать ему о всем линейном ряде нашей продукции и предложить молодому человеку померить некоторые из них. Можно сыграть на контрасте и показать молодому человеку самую дешевую модель и одну пару из ассортимента дорогих моделей. Если покупатель не проявит должного интереса, то можно предложить ему нечто среднее, либо одну из наиболее популярных моделей перчаток этого сезона.
Задача № 2. Ваша фирма выпускает электробритвы с плавающими ножами. Товар имеет стандартный технический дизайн, выпускается только в серо-черной гамме. Конкурирующая фирма также начала предлагать на рынке электробритвы, однако, разнообразного дизайна, желтого, красного и черного цветов. Какое задание вы дадите своему отделу маркетинга?
В данной задаче нам стоит
отталкиваться от проблемы. А проблема
заключается в следующем: конкурент
хочет вывести на рынок новый
товар. Новизна этого товара заключается
в его «свежем» дизайне. Чтобы
понять получится ли у конкурента
завоевать большую долю рынка, нам
необходимо произвести исследование рынка.
Исследование будет заключаться
в анализе потребностей целевого
рынка, то есть нашему отделу маркетинга
нужно будет разобраться, как
отреагирует покупатель на новый
товар, и сможет ли этот товар сместить
нашу организацию с нынешних позиций.
Единственный способ узнать в данной
ситуации, как отреагирует рынок,
до того как это случится в действительности
– это «пойти» к покупателю
и спросить его напрямик (анкетирование
и опросы). Правда в данном случае
все очевидно: современный покупатель,
приобретая товар, прежде всего, смотрит
на внешний вид продукта. В этой
связи стоит дать следующее задание
– разработать новую рекламную
кампанию, которая может укрепить
бренд в глазах потребителей. А
пока новая, мощная рекламная кампания
работает, начать разработку нового дизайна.
Такие меры позволят укрепить или
расширить позиции нашей
Информация о работе Определение потребностей в товаре и мотивов покупки