Определение потребностей в товаре и мотивов покупки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:49, лабораторная работа

Описание

Проанализируйте сопряженные потребности студентов технико-экономического факультета и выявите возможность снижения стоимости обучения при неудовлетворении части потребностей (за базовую стоимость обучения брать величину, равную 21 тыс. руб.).
К потребностям студентов технико-экономического факультета относятся:
- качество процесса обучения. Сюда входят: соответствующая программа обучения (квалифицированные преподаватели, наличие необходимых и дополнительных дисциплин, различные формы занятий, учебные конференции);

Работа состоит из  1 файл

Лаба 1.docx

— 50.05 Кб (Скачать документ)

Владимирский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

МАРКЕТИНГ

 

 

Лабораторная работа № 1

«Определение  потребностей в товаре и мотивов  покупки»

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владимир, 2011

Лабораторная работа № 1

«Определение  потребностей в товаре и мотивов  покупки».

Цель  работы: познакомиться с подходами к позиционированию товаров на основе учета ценностей потребительского выбора.

Успешно изучив тему, студент  знает, умеет и приобретает различные  навыки (Таблица 1).

Таблица 1

Необходимые знания, умения и навыки для определения  потребности в товаре

 

1. Основные  теории мотивации поведения потребителей.

2. Факторы мотивации покупательского  поведения. 

3. Перечень моделей покупательского  поведения. 

4. Рекомендации по поведению  продавцов в зависимости от  характеристики потребителей.

5.  Закономерности и факторы  спроса.

6.  Основные права потребителей.

1.  Разбираться в классификации  потребителей.

2.  Различать внешние и внутренние  факторы покупательского поведения. 

3.  Анализировать основные теории  мотивации. 

4.  Различать модели покупательского  поведения. 

5.  Разбираться в классификации  спроса и факторов спроса.

6.  Анализировать закономерности  спроса.

 

1.  Анализа потребностей покупателей. 

2.  Выявления различного рода  потребностей.

3.  Построения модели покупательского  поведения. 

4.  Мотивации покупательского  поведения. 

5.  Воздействия на покупателя  с помощью инструментов продвижения. 

6.  Анализа закономерностей спроса.

7.  Выполнения маркетинговых  задач в соответствии с принципами  консюмеризма.


 

Задание

      1. Проанализируйте сопряженные потребности студентов технико-экономического факультета и выявите возможность снижения стоимости обучения при неудовлетворении части потребностей (за базовую стоимость обучения брать величину, равную 21 тыс. руб.).

К потребностям студентов  технико-экономического факультета относятся:

- качество процесса обучения. Сюда входят: соответствующая программа обучения (квалифицированные преподаватели, наличие необходимых и дополнительных дисциплин, различные формы занятий, учебные конференции);

- благоприятные технические условия на факультете (состояние учебного корпуса, наличие гардероба, буфета, необходимой техники); студенческая культурная жизнь (наличие конкурсных развлекательных мероприятий ("Студенческая весна", конкурс танца, посвящение в студенты, адаптация)

- доступность для студентов телекоммуникационных сетей, в первую очередь, глобальной компьютерной сети Интернет

Первый элемент имеет  три альтернативных варианта:

1) соответствующая программа  обучения + благоприятные технические  условия на факультете;

2) благоприятные технические  условия на факультете + студенческая  культурная жизнь;

3) студенческая культурная  жизнь + соответствующая программа  обучения.

Второй элемент имеет  две альтернативы: "есть выход в Интернет" и "нет выхода в Интернет".

Таким образом, возможны 3 х 2 = 6 вариантов для выбора студентов технико-экономического факультета. Проранжируем их (Таблица 2):

 

Таблица 2

Ранжирование  вариантов

 

 

Выход в Интернет

есть

нет

Качество процесса обучения

соответствующая программа обучения + благоприятные технические условия  на факультете

2

5

благоприятные технические условия  на факультете + студенческая культурная жизнь

4

6

студенческая культурная жизнь + соответствующая программа обучения

1

3


 

Переведем ранг и баллы и найдем среднее значение баллов для каждой отдельной характеристики (Таблица 3):

Таблица 3

Балльная  оценка вариантов

 

Выход в Интернет

Средний балл

есть

нет

Качество процесса обучения

соответствующая программа обучения + благоприятные технические условия  на факультете

4

1

2,5

благоприятные технические условия  на факультете + студенческая культурная жизнь

2

0

1

студенческая культурная жизнь + соответствующая программа обучения

5

3

4

 

Средний балл

3,67

1,33

 

 

Обобщая ранговые и балльные оценки, можно получить следующие результаты (Таблица 4):

Таблица 4

Результаты анализа  потребностей студентов технико-экономического факультета

 

Ранг

Сумма баллов

Вариант

Стоимость (исходя из предпочтений студентов  ТЭФа

1

4+3,67=7,67

3 + выход в Интернет

21 000 руб.

2

2,5+3,67=6,17

1 + выход в Интернет

16 893 руб.

3

4+1,33=5,33

3 - выход в Интернет

14 593 руб.

4

1+3,67=4,67

2 + выход в Интернет

12 786 руб.

5

2,5+1,33=3,83

1 - выход в Интернет

10 486 руб.

6

1+1,33=2,33

2 - выход в Интернет

6 379 руб.


 

Рассмотрев потребности студентов технико-экономического факультета, можно сделать вывод о том, что потребитель данных услуг, то есть студент, ниже всего оценивает второй вариант предложенных услуг – средняя оценка 1. При введении дополнительного ограничения – стоимости услуг за качественный учебный процесс, а именно соответствующую программу обучения и студенческую культурную жизнь, а также наличие глобальной сети Интернет 21000 руб., можно рассчитать стоимость остальных вариантов исходя из изменения предпочтений студентов.

 

2. Выберите среди  кафе или торговых организаций  2-3 конкурирующих заведения. Сделайте  заказ, понаблюдайте за работой  продавцов, поведением покупателей,  оцените интерьер. Сделайте анализ  их работы, ответив на следующие  вопросы:

1. Имеет ли каждое  из конкурирующих заведений свое  лицо, или они одинаковы.

2. Попробуйте оценить  работу заведения с точки зрения  реализации концепции маркетинга.

3. Основная цель  маркетинга – это максимальное удовлетворение потребителей. В какой степени, изученные вами организации, преследуют эту цель?

Попробуем сравнить два конкурирующих заведения - сеть предприятий быстрого питания «Мистер Гамбургер» и ресторан быстрого питания «McDonald’s».

Итак, обе организации являются предприятиями быстрого питания и занимаются аналогичной деятельностью. Однако каждая из них имеет своё лицо. Рестораны «Мистер Гамбургер» уже давно и прочно закрепили свои позиции в нашем городе. McDonald’s же наоборот - сравнительно недавно открылся в городе, но уже с первого дня открытия вызвал интерес среди населения нашего города. Обе организации имеют довольно разнообразное меню, а удобное расположение заведений в центре города обеспечивает постоянное присутствие множества посетителей. Каждое из рассматриваемых заведений имеет свой индивидуальный интерьер, цветовую гамму и униформу работников.

Попробуем оценить работу обоих заведений с точки зрения реализации концепции маркетинга. И Мистер Гамбургер, и McDonald’s ориентируются на торговую концепцию, которая предполагает, что потребители предпочитают знакомые товары и формы, в которых они существуют, и поэтому маркетинг заключается в работе, направленной на совершенствование качества этих товаров (в нашем случае это гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, наггетсы, роллы, молочные коктейли и т.д) . Товарная концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. В нашем городе существует достаточное количество ресторанов быстрого питания, однако жители нашего города отдают свое предпочтение именно McDonald’s.

Я считаю, что оба заведения  в равной степени нацелены на удовлетворение потребностей потребителей. Это в  первую очередь потребности во вкусной  качественной пище, потребности в  уюте и не высоких ценах. Организаторы стараются создать удобное расположение мебели на территории кафе, а цены в обеих ресторанах быстрого питания доступные даже для студентов. Обе организации достаточно хорошо выполняют свою работу, стараясь максимально удовлетворить потребности своих посетителей. Я считаю, им это удается в наивысшей степени.

 

 

Контрольные задачи

Задача  № 1. Вы – продавец галантерейного отдела крупного универмага. Перед вами стоит покупатель: элегантный молодой человек в строгом сером костюме, голубой сорочке с серо-голубым галстуком и черной деловой папкой в руках. Молодому человеку требуются кожаные осенние перчатки к его демисезонному пальто цвета мокрого асфальта. В вашем отделе – богатый выбор перчаток. Цвета – от светло-серого до темно черного. Стоимость от 250 рублей до 3000 рублей. Имеются перчатки с застежкой, с отделкой в виде строчки и небольших дырочек. Имеются перчатки с шерстяной подкладкой. Какие перчатки вы предложите молодому человеку и почему?

Так как внешний вид  еще ни о чем не говорит, и очень трудно предугадать, что конкретно может заинтересовать молодого человека и что ему действительно нужно, следует начать беседу с наводящий вопросов таких как:

«Какую цветовую гамму Вы предпочитаете?»

«С чем бы Вы хотели носить перчатки?»

Одной из главных ошибок многих неопытных продавцов является вопрос ценового диапазона. Он может  поставить покупателя в тупик  или просто создать неловкое положение. Поэтому, вопрос, касающийся цены перчаток необходимо упустить.

Чтобы покупатель имел представление  об ассортименте перчаток в нашем  отделе, нужно бегло рассказать ему  о всем линейном ряде нашей продукции и предложить молодому человеку померить некоторые из них. Можно сыграть на контрасте и показать молодому человеку самую дешевую модель и одну пару из ассортимента дорогих моделей. Если покупатель не проявит должного интереса, то можно предложить ему нечто среднее, либо одну из наиболее популярных моделей перчаток этого сезона.

 

Задача  № 2. Ваша фирма выпускает электробритвы с плавающими ножами. Товар имеет стандартный технический дизайн, выпускается только в серо-черной гамме. Конкурирующая фирма также начала предлагать на рынке электробритвы, однако, разнообразного дизайна, желтого, красного и черного цветов. Какое задание вы дадите своему отделу маркетинга?

В данной задаче нам стоит  отталкиваться от проблемы. А проблема заключается в следующем: конкурент  хочет вывести на рынок новый  товар. Новизна этого товара заключается  в его «свежем» дизайне. Чтобы  понять получится ли у конкурента завоевать большую долю рынка, нам  необходимо произвести исследование рынка. Исследование будет заключаться  в анализе потребностей целевого рынка, то есть нашему отделу маркетинга нужно будет разобраться, как  отреагирует покупатель на новый  товар, и сможет ли этот товар сместить нашу организацию с нынешних позиций. Единственный способ узнать в данной ситуации, как отреагирует рынок, до того как это случится в действительности – это «пойти» к покупателю и спросить его напрямик (анкетирование  и опросы). Правда в данном случае все очевидно: современный покупатель, приобретая товар, прежде всего, смотрит  на внешний вид продукта. В этой связи стоит дать следующее задание  – разработать новую рекламную  кампанию, которая может укрепить бренд в глазах потребителей. А  пока новая, мощная рекламная кампания работает, начать разработку нового дизайна. Такие меры позволят укрепить или  расширить позиции нашей компании, что в результате повысит финансовую стабильность, которой мы и добивались.

Информация о работе Определение потребностей в товаре и мотивов покупки