Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить теорико-методологические подходы к исследованию функционирования муниципального учреждения здравоохранения, рассмотреть показатели оценки экономического положения учреждений здравоохранений и особенности организации финансирования учреждений здравоохранений здравоохранения в России.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию муниципального учреждения, его понятие, функции и особенности экономико-правового статуса, проанализировать показатели экономического положения учреждений здравоохранения;
- проанализировать экономические результаты функционирования муниципального учреждения здравоохранения;
- рассмотреть характеристику основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО, а так же ее экономического положения;
- определить перспективные направления развития и функционирования муниципального учреждения здравоохранения на примере Городской поликлиники №153 СВАО ,рассмотрев перспективы изменения экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
1.1 Муниципальное учреждение здравоохранения: понятие, функции, особенности экономико-правового статуса
5
1.2 Показатели оценки экономического положения учреждения здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
15
1.3 Особенности организации финансирования учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
25
II АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
29
2.1 Характеристика основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
29
2.2 Характеристика экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО
30
2.3 Нормативно-правовые акты регулирования деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
35
2.4 Исследование динамики и структуры основных источников финансирования Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
37
III ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
44
3.1 Современное состояние муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО
44
3.2 Перспективы изменения экономического положения Муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
59
Медицинская помощь населению оказывается в основном в рамках государственной и муниципальной систем здравоохранения.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и подчиненные им учреждения, фармацевтические предприятия и аптеки, научно-исследовательские институты муниципальной формы собственности.
К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и другие организации, оказывающие медицинскую помощь, производящие медицинскую технику и лекарственные средства, имущество которых принадлежит частным собственникам.
Управление осуществляется органами власти через Минздрав России и его территориальные органы. Почти вся сеть медицинских учреждений находится в ведении Минздрава России. Определенная часть учреждений имеется в распоряжении министерств обороны, внутренних дел, путей сообщения и некоторых других. [4]
Министерство здравоохранения РФ является высшим органом управления здравоохранением. В его функции входит:
- изучение состояния здоровья населения, разработка и осуществление мер снижения заболеваемости и смертности, контроль за проведением этих мер органами здравоохранения;
- разработка мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи, ее совершенствованию, развитию профилактического направления;
- разработка и реализация Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью;
- координация мер по предупреждению инфекционных заболеваний, по охране от особо опасных инфекций и санитарной охране границ;
- определение основных направлений и показателей развития здравоохранения, типовых нормативов медицинской помощи населению;
- обеспечение готовности медицинской службы к работе в экстремальных ситуациях;
- определение потребности в медицинских и фармацевтических кадрах, разработка программ подготовки и усовершенствования специалистов, распределение молодых специалистов, оканчивающих учебное заведение, между территориями и ведомствами;
- координация научных исследований в области медицины;
- определение потребности населения в медикаментах, медицинской технике и других изделиях медицинского назначения;
- контроль и оказание организационно-методической помощи в деятельности территориальных органов здравоохранения.
В задачи территориальных органов управления здравоохранением входит:
- разработка основных методических указаний, определяющих цели, задачи, содержание и формы работы медицинских учреждений;
- изучение состояния здоровья населения территории, анализ эффективности осуществляемых медицинских мероприятий; организация учета и отчетности о деятельности медицинских учреждений;
- разработка программ развития здравоохранения территории, в т. ч. территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью; ресурсное обеспечение содержания действующих и строительства новых учреждений здравоохранения территории;
- подбор и расстановка руководящих кадров медицинских учреждений;
- оценка качества медицинской помощи.
Органы здравоохранения должны организовывать деятельность медицинских учреждений по подчиненности в соответствии с рисунком 1 показывает данную схему организации здравоохранения РФ.
Республиканские учреждения здравоохранения | - | Министерство здравоохранения РФ | - | НИИ, вузы, средние и учебные заведения РФ | |||||||
|
|
|
| ||||||||
Учреждения здравоохранения субъекта РФ | - | Орган управления здравоохранением субъекта РФ | - |
НИИ, вузы, средние учебные заведения субъекта РФ | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Муниципальный орган управления здравоохранением |
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| |||||||
(Центральные) городские больницы, поликлиники, диспансеры, роддома и др. |
| (Центральные) районные больницы, поликлиники, диспансеры, роддома и др. | Сельские участковые больницы, здравпункты, ФАПы и др. | Санитарно- эпидемиологические станции, дез. станции и др. |
Рисунок 1 - Организация здравоохранения в Российской Федерации
Медицинская помощь оказывается в учреждениях трех типов: поликлиники, больницы и диспансеры. В поликлиниках пациенты получают амбулаторную медицинскую помощь. В больницах - стационарную и частично амбулаторную помощь. Диспансеры оказывают амбулаторную и стационарную медицинскую помощь больным некоторыми определенными видами заболеваний: кардиологическими, кожно-венерическими, наркологическими, онкологическими, туберкулезом, психоневрологическими, трахомой.
Медицинскую помощь населению можно разделить на несколько уровней:
- первичная медико-санитарная помощь;
- специализированная медицинская помощь;
- восстановительное лечение и реабилитация.
Существуют и в нашем городе основные структурные подразделения МУ «Городская больница» ими являются: [5]
1. Многопрофильный стационар на 1142 койки (24 отделения, 33 профиля коек), 20 коек дневного стационара на базе городской поликлиники, стационар на дому - 10 коек в городской поликлинике, 20 коек дневного стационара в детской поликлинике.
2. Две поликлиники для обслуживания взрослого населения (одна поликлиника - на 300 посещений в смену, другая - на 360 посещений в смену), где ведется прием по 17 специальностям. В 2000 году в городской поликлинике организован эндоскопический кабинет, кабинет ультразвукового обследования и городской центр функциональной диагностики заболеваний органов зрения, филиал клинико-диагностической лаборатории для забора анализов крови и мочи и проведения иммунологических исследований. В 2002 году организован прием уролога-андролога.
3. Детская поликлиника на 300 посещений в смену (с отделением реабилитации для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата), где ведется прием по 15 специальностям. В 2002 году открыт дневной стационар на 20 коек и организован прием детского врача-гинеколога и врача-диетолога.
4. Женская консультация на 250 посещений в смену, где организован кабинет маммографии, кабинет планирования семьи, кабинет патологии шейки матки, ведут прием 2 врача-гравидолога, гинеколог-эндокринолог, гинеколог-онколог, маммолог и участковые врачи-гинекологи.
5. Физиотерапевтическая поликлиника на 30 кушеток.
6. Детский санаторий на 130 коек (из них 20 коек для детей с ДЦП и ЗПР; остальные - для лечения детей с заболеваниями органов дыхания и мочевыводящих путей, группы ДЧБ).
7. Городской травматологический пункт (круглосуточно).
8. Участковая больница в с. Починок с амбулаторией на 20 посещений и стационар на 20 коек. [6]
9. Диагностические и вспомогательные службы представлены:
- централизованная клиническая лаборатория,
- биохимическая лаборатория,
- отделение лучевой диагностики (кабинет компьютерной томографии, где установлен спиральный томограф, кабинет ультразвукового исследования, оснащенные современными аппаратами - Alloca, рентгенологические кабинеты),
- отделение функциональной диагностики,
- эндоскопический кабинет,
- физиотерапевтическое отделение (с кабинетом лазеротерапии, кабинет ЛФК, массажа),
- отделение переливания крови,
- кабинет хронического гемодиализа и плазмофереза,
- патологоанатомическое отделение,
- межбольничная аптека,
- служба АХО,
- оперативно-диспетчерский отдел,
- прачечная, пищеблок.
Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (от его имени выступают органы местного самоуправления) и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, вправе изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, но могут использоваться только на цели, предусмотренные уставом учреждения.[7]
Муниципальное учреждение здравоохранения является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, имеет самостоятельную смету, текущий счет сумм по поручениям в учреждениях банков, печать со своим наименованием, печать с символикой Государственного Герба РФ, бланки, фирменную символику, эмблему и другие средства индивидуализации, может заключать от своего имени договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
Право юридического лица у муниципального учреждения здравоохранения в части ведения уставной деятельности возникает с момента государственной регистрации. Получение права на медицинскую и фармацевтическую деятельность в соответствии с Уставом и льготы с момента получения им лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности по разным направлениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области здравоохранения.
Лицензия может быть изъята у Муниципального учреждения здравоохранения только государственным органом, выдавшим ее в случаях, установленных действующим законодательством.
Также муниципального учреждения здравоохранения может иметь филиалы и иные структурные подразделения. Оно может вступать в ассоциации, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития и совершенствования лечебно-профилактической помощи.
При ликвидации учреждения документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в городские архивные фонды, документы по личному составу (приказы, личные дела и карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архивный фонд по месту нахождения учреждения.
Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет средств учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.
Учреждение считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
1.2 Показатели оценки экономического положения учреждения здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины