Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить теорико-методологические подходы к исследованию функционирования муниципального учреждения здравоохранения, рассмотреть показатели оценки экономического положения учреждений здравоохранений и особенности организации финансирования учреждений здравоохранений здравоохранения в России.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию муниципального учреждения, его понятие, функции и особенности экономико-правового статуса, проанализировать показатели экономического положения учреждений здравоохранения;
- проанализировать экономические результаты функционирования муниципального учреждения здравоохранения;
- рассмотреть характеристику основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО, а так же ее экономического положения;
- определить перспективные направления развития и функционирования муниципального учреждения здравоохранения на примере Городской поликлиники №153 СВАО ,рассмотрев перспективы изменения экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
1.1 Муниципальное учреждение здравоохранения: понятие, функции, особенности экономико-правового статуса
5
1.2 Показатели оценки экономического положения учреждения здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
15
1.3 Особенности организации финансирования учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
25
II АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
29
2.1 Характеристика основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
29
2.2 Характеристика экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО
30
2.3 Нормативно-правовые акты регулирования деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
35
2.4 Исследование динамики и структуры основных источников финансирования Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
37
III ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
44
3.1 Современное состояние муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО
44
3.2 Перспективы изменения экономического положения Муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
59
Другие технологии, которые компьютеризированы в поликлинике;
- база данных «Иммунизация» - ввод/корректировка данных о прививках,
формирование отчетов;
- база данных «Флюорография» - ввод/корректировка данных о
флюорографии, формирование отчетов;
- база данный «Временная нетрудоспособность» - ввод/корректировка
данных о больничных листах, формирование отчетов;
- программы «Поиск», «Регистратура» - поиск данных о жителях
городского округа по страховым полисам по ОМС;
- программа «Талон амбулаторного пациента» - ввод/корректировка
данных ТАПа, формирование подекадного реестра по посещениям в
городской поликлинике;
- программы «Card» и «Реестр ДМО вредников» - ввод/корректировка
данных о прохождении Дополнительной Диспансеризации работников
бюджетной сферы и дополнительных медицинских осмотрах работников,
занятых на производствах с вредными условиями труда;
- база данных «Регистр больных сахарным диабетом» ввод/корректировка данных о больных сахарным диабетом.
Какие задачи ставятся пред руководителями и коллективом:
1) Исполнение Национального проекта «Здоровье» в части деятельности
поликлиники: проведение дополнительной диспансеризации остальной
части работающего населения, не работающих пенсионеров,
вакцинация, формирование у населения здорового образа жизни.
2) Вступление во второй этап эксперимента реформирования
амбулаторно-поликлинической помощи прикрепленному населению.
3) Дальнейшее внедрение стандартов в лечении больных, формуляров
лекарственных препаратов для лечения заболеваний.
4) Расширение дневного стационара при поликлинике до 50 коек.
5) Обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи.
6) Вступить в областную программу «Мужское здоровье»
7) Особое внимание выявлению лиц с повышенными цифрами
артериального давления, их обследованию и при необходимости
лечению.
8) Дальнейшее совершенствование внедрения информационных систем в
работе поликлиники.
Городская медицина, несмотря ни на что, продолжает развиваться, шагая в ногу со своим временем. А специалисты МУ "Городская поликлиника №153 " постоянно совершенствуют свои знания и профессиональное мастерство, оставаясь на передовых позициях.
В настоящее время помимо терапевтов прием ведут 22 узких специалиста, в том числе гастроэнтеролог, сурдолог, андролог, пульмонолог.
В рамках поликлиники продолжает развиваться диагностическая служба: сегодня работают кабинеты флюорографический, эндоскопический, аудиометрии, УЗИ и рентген-кабинет. В 2000 году открылся уникальный офтальмологический диагностический центр.
Все шире используются стационарзамещающие технологии. Первым шагом на этом пути был дневной стационар на 20 мест, открытый на базе поликлиники № 3 в 1998 году. Лечение здесь прошли уже около двух тысяч человек. В 2000 году был организован стационар на дому, также хорошо зарекомендовавший себя. Лечение получили более 300 больных. Набирает обороты амбулаторная хирургия: в поликлинике оборудована операционная, приобретен специальный микроскоп "Линза МТ-2". С 2001 году в плановом порядке офтальмологи и хирурги службы провели свыше 200 малых операций. Важную роль в решении задачи по снижению заболеваемости и смертности играет отделение профилактики. Занято здесь 24 специалиста, благодаря которым диспансерный осмотр ежегодно проходят около 75 % населения города. Кроме того, организованы целевые осмотры участников Великой Отечественной войны, участников ликвидации аварии на ЧАЭС, лиц, работающих на вредном производстве, а также подростков.
Использование компьютерных технологий стало еще одним шагом на пути к более эффективной работе большого коллектива амбулаторно-поликлинической службы. Поэтому не случайно решением областной комиссии по лицензированию и аккредитации поликлинике присвоен четвертый "Б" уровень.
Но, необходимо признать, что крайне тяжелые условия существования людей, низкая степень их социальной защиты, породили в больницах, наряду со свойственной медицинской помощью, специфический вид услуг-больничную социальную поддержку. Понятно, что за счет средств медицинского назначения. Выявленная тенденция заставляет активизировать дискуссии о создании консолидированного фонда социальной поддержки, с последующим выделением их этого фонда средств на обязательную программу страхования здоровья.
Как известно, одним из факторов рыночных отношений является конкуренция.
В реализуемой системе обязательного медицинского страхования, желание переориентировать медицинскую помощь на амбулаторно-поликлинические структуры, не было подкреплено созданием условий конкуренции между стационарами и поликлиниками. Абсолютное большинство лечебных учреждений объединяют стационары и поликлиники. Эти две принципиально разные формы предоставления медицинских услуг, экономически не адекватные и специфические находятся в единой административно управленческой структуре. Подобный симбиоз в условиях рыночных отношений не только не усиливает степень рациональной преемственности между поликлиниками и стационарами, а трансформирует эту преемственность в форму взаимоотношений, где поликлиническому звену отводится роль регулировщика по отбору и направлению пациентов в стационары.
Одним из вариантов создания конкурентно способных систем по представлению медицинских услуг может явиться выделение амбулаторно-поликлинической службы в самостоятельные субъекты системы ОМС. Возможен вариант создания поликлинических структур, объединяющих лишь врачебные приемы. Диагностические подразделения так же могут быть выделены в самостоятельные структуры, обеспечивающие потребности, как больниц, так и поликлиник. При подобном подходе могут возникнуть объективные предпосылки к поиску организационных форм амбулаторно-поликлинического звена предоставления медицинских услуг.
3.2 Перспективы изменения экономического положения Муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
Выживаемость поликлиник должна быть поставлена в жесткие рамки экономической целесообразности, что непременно приведет к развитию форм и способов оказания медицинской услуги пациенту, в некотором роде, адекватной стационарной, но более экономичной.
Центром профилактики в поликлинике является отделение профилактики, которое возглавляет врач, всего в отделении работают 24 человека.
Основное внимание уделяется ежегодному осмотру терапевтом, флюорографическому обследованию, профилактике глаукомы, проведению ЭКГ лицам старше 40 лет. Работе с группой риска по туберкулезу, осмотру гинекологом женщин. Организация школ здоровья «Сахарный диабет», «Бронхиальная астма», «Артериальная гипертония». С внедрением национального проекта «Здоровье» - возглавить этот раздел работы в городе поручено отделению профилактики. Вновь созданный организационно-методический кабинет входит в состав отделения профилактики.
На увеличение показателей повлияло — проведение дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы, дополнительного периодического осмотра работающих с вредными условиями труда.
В поликлинике оборудована касса (ранее платили в кассу УЗО и Сбербанк), оформлен стенд: лицензия, сертификат, вывешены прейскуранты цен, фамилии руководителей больницы, куда можно обращаться.
Предоставляемые платные услуги:
- освидетельствование водителей транспортных средств;
- периодические медицинские осмотры;
- осмотры декретированной части населения;
- входные медицинские осмотры;
- осмотры, обследования по желанию граждан.
Развитие платных услуг в условиях города проблематично, причин много: закрытое территориальное образование с устоявшимися традициями, близость областного центра с его возможностями, финансовое обеспечение здравоохранения за счет средств бюджета города вполне удовлетворительное.
Платные медицинские услуги и предпринимательская деятельность МУ ГБ не относятся к основной деятельности, и осуществляется с целью получения дополнительных финансовых средств для решения уставных задач.
В таблице 7 приведены данные о доходах от оказания платных медицинских и немедицинских услуг.
Таблица 7 - Доход от оказания платных медицинских и немедицинских услуг, руб.
Наименование услуг | Доход, в руб. | Итого в руб. | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | ||
Медицинские услуги для населения | 243 718,26 | 311 099,05 | 369 685,05 | 316 858,16 | 1 241 360,52 |
Немедицинские услуги | 35 308,82 | 40 545,98 | 198 841,20 | 179 423,30 | 454 119,30 |
Примечание. Таблица составлена на основе статистических данных отчета группы планирования текущей деятельности МУ «Городская больница» на 2010 год.
Тарифы на платные медицинские и немедицинские услуги для населения регулируются органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В целях увеличения дополнительного финансирования и повышения эффективности деятельности с этим МУ «Городская поликлиника №153 » рекомендуется :
1. устанавливать цены на медицинские услуги в зависимости от спроса на данный вид услуг и от наличия конкурентов в данном регионе. Цена коммерческой услуги, по сравнению с услугой, оказываемой в рамках ОМС, должна покрывать все затраты на ее оказание и включать в себя прибыль, которая необходима для развития учреждения;
2. регулярно ( не реже 1 раз в квартал ) проводить анализ текущих рыночных цен на услуги, оборудование и труд медицинских работников, отслеживать уровень текущей инфляции в отрасли и индексировать цены на платные услуги.
3. Городская поликлиника №153 необходим тщательный анализ спроса, потому что именно спрос является тем рыночным компасом, который укажет, как правильно построить деятельность, и как определить оптимальное количество медицинских услуг.
4. организация рекламной деятельности в целях повышения спроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сложнейших условиях перехода на рыночные условия, самофинансирование и самообеспечение, как никогда важным стал вопрос организации экономических учреждений в системе обязательного медицинского страхования, ответственных за материальную, экономическую и финансово-организационную стороны функционирования системы страховых учреждений.
В процессе исследования сделаны следующие выводы:
1. Проведенный анализ деятельности учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ медицинского страхования, свидетельствует о положительном влиянии системы МС в РФ на уровень и качество медицинских услуг.
2. Дефицит финансовых поступлений отразился на состоянии лечебной базы муниципальных образований.
3. Добровольное медицинское страхование зачастую приносит необоснованную выгоду медицинским учреждениям в ущерб здоровью населения.
Система обязательного медицинского страхования - результат социального и экономического развития, одна из устойчивых систем связи между социальной и экономической сферами общества. С одной стороны, внедрение и совершенствование ОМС позволяет обеспечить решение социальных, экономических, правовых и организационных проблем здравоохранения, с другой, система обязательного медицинского страхования, гарантируя всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи (предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программе ОМС), через свою финансовую политику способна также в некоторой степени оказывать влияние на уровень здоровья населения.