Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить теорико-методологические подходы к исследованию функционирования муниципального учреждения здравоохранения, рассмотреть показатели оценки экономического положения учреждений здравоохранений и особенности организации финансирования учреждений здравоохранений здравоохранения в России.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию муниципального учреждения, его понятие, функции и особенности экономико-правового статуса, проанализировать показатели экономического положения учреждений здравоохранения;
- проанализировать экономические результаты функционирования муниципального учреждения здравоохранения;
- рассмотреть характеристику основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО, а так же ее экономического положения;
- определить перспективные направления развития и функционирования муниципального учреждения здравоохранения на примере Городской поликлиники №153 СВАО ,рассмотрев перспективы изменения экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
1.1 Муниципальное учреждение здравоохранения: понятие, функции, особенности экономико-правового статуса
5
1.2 Показатели оценки экономического положения учреждения здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
15
1.3 Особенности организации финансирования учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
25
II АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
29
2.1 Характеристика основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
29
2.2 Характеристика экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО
30
2.3 Нормативно-правовые акты регулирования деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
35
2.4 Исследование динамики и структуры основных источников финансирования Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
37
III ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
44
3.1 Современное состояние муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО
44
3.2 Перспективы изменения экономического положения Муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
59
На современном этапе развития здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины и результативности отрасли большое внимание уделяется совершенствованию хозяйственного механизма медицинских учреждений.
Характеризуя экономическую деятельность любой формы собственности, можно выделить ее направления:
1. Планирование — традиционно важнейший вид экономической работы. Главная задача планирования — определение способов зарабатывания средств, способов их рационального использования для достижения целей организации.
В соответствии с современными требованиями планирование должно быть таким, чтобы имеющиеся ресурсы покрывали объемы оказываемых медицинских услуг. Исходя из финансовых прогнозов и объемов медицинской помощи, определяются производственные мощности и обосновываются штаты, при планировании последних используются штатные нормативы, которые носят в настоящее время рекомендательный характер. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», 1996 г., формирование штатов находится в полном ведении медицинского учреждения и осуществляется не только на основании нормативов, а исходя из объемов работы и других факторов ее экономической эффективности, т.е. с учетом реальной потребности.[8]
Требование экономической эффективности при планировании относится и к составлению сметы. Смета - это план предстоящих расходов лечебного учреждения, основа всей плановой работы, представляющая выбор оптимального варианта развития медицинского учреждения, исходя из имеющихся ресурсов, мощностей, поставленных задач.
2. Анализ финансового положения медицинского учреждения, от которого зависит само выживание учреждения. Объектом анализа является не только использование койко-места, нагрузка на врача, но и лечение конкретных заболеваний по нозологическим группам (длительность, стоимость).
3. Сравнительный анализ вариантов деятельности, выгодности отдельных видов оказываемых услуг. Например, вводить или не вводить те или иные виды медицинской помощи, развивать собственную диагностическую службу или пользоваться услугами специализированных учреждений, приведет ли это к сбережению ресурсов.
4. Анализ работы параклинических (лечебно-диагностических) подразделений: структуры расходов, распределения объемов работы по основным службам.
5. Нормирование - выработка собственных внутриучрежденческих нормативов.
6. Ценообразование. Это направление деятельности появилось в связи с необходимостью сопоставления собственных затрат учреждения с тарифами, установленными специальными согласительными комиссиями на территориальном уровне.[9]
При развитии платных услуг возникла необходимость расчета полных затрат, включая износ оборудования и прибыль. В связи с этим тарифы становятся комплексным показателем деятельности медицинского учреждения, реальным ориентиром экономической стратегии.
7. Расчет заработной платы с учетом объемов выполненной работы, ее качества и подготовка в связи с этим таких документов, как положения об оплате труда и премировании, о формировании фондов оплаты труда и материального поощрения, о заключении трудовых договоров.
8. Проведение маркетинга в целях поиска наиболее дешевых поставщиков медикаментов, оборудования, продуктов питания; решения проблем, связанных с оказанием платных услуг, определения ценовой политики, изучения рынка — спроса, предложения, его сегментации.
9. Участие в разработке медико-экономических стандартов, стандартов качества, критериев оценки качества труда.
Использование показателей качества при установлении размера оплаты труда
может дать гораздо больший эффект, чем административные меры.
Разнообразный характер современной экономической работы требует взаимодействия экономической службы лечебно–профилактических учреждений с другими смежными областями его деятельности, в частности организационно-методической работой, основанной на сборе и анализе стратегической информации о деятельности учреждения, и бухгалтерским учетом. В результате взаимодействия этих подразделений решаются задачи по обеспечению финансовой стабильности медицинского учреждения. Совместно решаются вопросы выставления счетов, проводится контроль за своевременностью и полнотой их оплаты, проверка и оплата счетов других организаций, вопросы совершенствования бухгалтерского учета в рамках разных источников возникновения затрат, расчета тарифов.
В экономической деятельности весьма серьезное место занимает ее юридический аспект: решение вопросов оплаты труда, участие в подготовке коллективных трудовых договоров, должностных инструкций, работа с договорами на предоставление медицинских услуг, с выставлением счетов, проверкой счетов других организаций. Такая работа осуществляется в соответствии с Кодексом законов о труде (КЗоТ) и гражданским законодательством.[10]
Положения гражданского законодательства учитываются при разработке Устава медицинского учреждения, положений о подразделениях, при составлении договора подряда.
Экономическая служба все явственнее приобретает управленческий характер. Экономисты начинают выполнять функции финансового управления и превращаться из счетного работника в финансового менеджера, формирующего финансовую политику медицинского учреждения.
От эффективности работы экономической службы во многом зависит и эффективность работы медицинского учреждения в целом.
Экономическая эффективность любого вида деятельности, в том числе и в здравоохранении, представляет собой соизмерение полезного результата (эффекта, выигрыша, прибыли, дохода) с затратами, ценой которых он достигнут. Экономическая эффективность может быть абсолютной и относительной . Абсолютная эффективность рассчитывается как разность между полученным экономическим эффектом и затратами; относительная эффективность - как отношение экономического эффекта к затратам:
= – З; (1)
= (2)
где - полезный результат (эффект, прибыль), р.;
З - затраты на мероприятия по повышению прибыльности, доходности, р.
Оценка экономической эффективности состоит из трех этапов: оценка экономического эффекта, полученного от деятельности предприятия (учреждения) за определенный период времени; определение величины затрат на проведение мероприятий, за счет которых получен экономический эффект; оценка экономической эффективности деятельности учреждения путем соизмерения эффекта с затратами.[11]
Экономический эффект представляет собой стоимостной эквивалент полезного результата. Для здравоохранения этот результат выступает в двух видах:
1. медико-социальный эффект, выражающийся в улучшении качественных показателей здоровья населения;
2. полезный результат, полученный за счет деятельности собственно лечебно-профилактического учреждения.
Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения основывается на учете трех групп показателей: качества и объема медицинской помощи и услуг; хозяйственной деятельности и деловой активности учреждения; финансового обеспечения и эффективности использования ресурсов.
Поэтому в процессе анализа и при разработке методики были отобраны определяющие показатели, позволяющие с определенной достоверностью оценить экономический эффект деятельности учреждений здравоохранения. В качестве таких показателей были приняты: для поликлинических отделений число посещений и стоимость посещения; по стационарам - количество пролеченных больных и расходы на одного пролеченного больного.
Расходы на одно посещение поликлиники складываются из заработной платы лечащих врачей с начислениями, медицинского персонала, врачей и персонала вспомогательных подразделений и параклинических служб, в той их доле, которая отнесена на обслуживание поликлинического отделения, и прочих текущих расходов поликлиники, расходов на покупку оборудования и капитальный ремонт помещений, отнесенных к числу посещений за определенный период.
Как показывает анализ, в показателях: стоимость посещения и стоимость пролеченного больного - фактически учтены все виды медицинской, хозяйственной и финансовой деятельности лечебного учреждения. Так, величина расходов на средний случай пролеченного больного зависит от числа дней пребывания больного в стационаре.[12] В свою очередь, продолжительность лечения определяется организацией и интенсивностью лечения, профессионализмом и квалификацией врачей и медперсонала, оборотом койки, качеством предоставленных услуг.
Условия финансирования либо ограничивают возможности лечебного учреждения в развитии своей технологической базы и предоставления полноценной помощи и услуг, либо позволяют внедрять новые технологии лечения, расширять сферу деятельности, как путем улучшения качества медицинской помощи, так и привлечения населения для оказания необходимой помощи. На стоимость содержания больного влияет также величина хозяйственных расходов лечебного учреждения.
Исходя из выбранных показателей, экономический эффект деятельности лечебного учреждения Е может быть представлен формулой:
Е = П. ( - ) + Б ( - ), (3)
где П. - число посещений поликлиники; Б - число пролеченных больных в стационаре;
- нормативные плановые расходы на одно посещение поликлиники, p.;
- фактические расходы на одно посещение поликлиники, p.;
- нормативные плановые расходы на одного пролеченного больного в стационаре, p.;
- фактические расходы на одного пролеченного больного в стационаре, р.
Учитывая специфический полезный результат деятельности лечебных учреждений, особый характер оказываемых услуг, выражающийся в оказании медицинской помощи обращающемуся населению, рассмотрим, какими средствами лечебное учреждение может получить экономический эффект.
Основными направлениями формирования экономического эффекта
лечебно-профилактического учреждения являются:
- снижение расходов на пролеченного больного и на посещение поликлиники;
- расширение контингента населения, пользующегося услугами лечебного учреждения;
- сокращение хозяйственных расходов, связанных с обслуживанием и содержанием помещений, коммуникаций, инвентаря, а также расходов на ремонт помещений.
Принципиально важным условием осуществления оценочных расчетов эффективности деятельности учреждений здравоохранения является то, что принимаемые в качестве исходной базы плановые показатели финансовых поступлений, объема оказываемых услуг, нормативы использования ресурсов, МЭСы должны быть откорректированы на индексы расчета цен и тарифов, утверждены и выступать в виде заказа лечебному учреждению на планируемый период.
Другим направлением получения дополнительной прибыли является расширение круга лиц, пользующихся услугами данного лечебного учреждения. В условиях страховой медицины такое расширение является реальным, так как позволяет гражданам выбирать лечащего врача и лечебное учреждение. Высокий рейтинг последнего привлечет дополнительный контингент населения, а значит, увеличит прибыть учреждений.
Величина затрат на осуществление тех или иных мероприятий лечебным учреждением ограничена размером средств, поступающих от различных источников финансирования: бюджета, страховой организации, внебюджетных поступлений. Существующий дефицит в финансировании ЛПУ в условиях переходного периода отрицательно отразился на состоянии их материальной базы, оплате труда персонала, обусловил трудности в поддержании качественного уровня медицинской помощи и услуг.[13]
В таких условиях важной задачей лечебного учреждения становится повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, поиск путей и методов увеличения доходности предприятия без ухудшения качества предоставляемых услуг. Экономическая эффективность деятельности предприятия (учреждения) здесь рассчитывается путем сопоставления доходов, полученных учреждением, с расходами.
При оценке экономической эффективности деятельности лечебных учреждений управленческими структурами (Министерством здравоохранения) предлагается использование балансового метода, заключающегося в сопоставлении доходной и расходной частей бюджета лечебного учреждения. Этот способ позволяет оценивать экономические результаты деятельности ЛПУ на основе отчетных данных исполнения бюджета соответствующего управляющего органа за определенный период времени. Расчет ведется по следующим формулам:[14]
= = (4)
или
, (5)
где и – абсолютная и относительная экономическая эффективность;
– фактическое число посещений поликлиник;
– фактическое число пролеченных больных в стационаре;
- нормативные плановые расходы на одно посещение поликлиник, р.;
- нормативные плановые расходы на одного полеченного больного в стационаре, р.,
– сумма израсходованных учреждением средств за анализируемый период, р.
Тем не менее, имея данные о структуре расходования средств и показателях их использования, управляющие органы могут обнаружить узкие места и предложить меры по их устранению, в том числе за счет увеличения или сокращения целевых финансовых_поступлений.