Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить теорико-методологические подходы к исследованию функционирования муниципального учреждения здравоохранения, рассмотреть показатели оценки экономического положения учреждений здравоохранений и особенности организации финансирования учреждений здравоохранений здравоохранения в России.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию муниципального учреждения, его понятие, функции и особенности экономико-правового статуса, проанализировать показатели экономического положения учреждений здравоохранения;
- проанализировать экономические результаты функционирования муниципального учреждения здравоохранения;
- рассмотреть характеристику основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО, а так же ее экономического положения;
- определить перспективные направления развития и функционирования муниципального учреждения здравоохранения на примере Городской поликлиники №153 СВАО ,рассмотрев перспективы изменения экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО;
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
5
1.1 Муниципальное учреждение здравоохранения: понятие, функции, особенности экономико-правового статуса
5
1.2 Показатели оценки экономического положения учреждения здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
15
1.3 Особенности организации финансирования учреждений здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины
25
II АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
29
2.1 Характеристика основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
29
2.2 Характеристика экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО
30
2.3 Нормативно-правовые акты регулирования деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
35
2.4 Исследование динамики и структуры основных источников финансирования Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
37
III ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
44
3.1 Современное состояние муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО
44
3.2 Перспективы изменения экономического положения Муниципального учреждения Городской поликлиники №153 СВАО в условиях бюджетно-страховой медицины
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
59
4
Оценка экономической эффективности деятельности на уровне отдельного лечебного учреждения или его подразделений проводится на основе более глубокого анализа осуществленных ими мер, а значит, затрат на них и полученного полезного результата.[15]
Расчет ведется путем сопоставления результатов деятельности учреждения за предыдущий (базовый) период с последующим (отчетным) по формулам:
(6)
или
(7)
где - фактические расходы на одно посещение поликлиники;
- фактические расходы на одного пролеченного больного в стационаре, р.,
- затраты лечебного учреждения за отчетный период, р.;
- затраты лечебного учреждения в базовом периоде, р.;
- фактическое число посещений поликлиники в отчетном году;
- фактическое число пролеченных больных в стационаре в отчетном году,
- нормативные плановые расходы на одно посещение поликлиники, р.;
- нормативные плановые расходы на одного пролеченного больного в стационаре.
Оценка показателя экономической эффективности является завершающим этапом экономического анализа и оценки деятельности лечебного учреждения. Однако важное значение имеет оценка и ее составляющих: экономического эффекта и затрат на осуществление мероприятий, направленных на совершенствование профессиональной деятельности и доходности учреждения. Анализ этих показателей позволяет изыскивать резервы лучшего использования имеющихся и поступающих ресурсов, совершенствовать организацию лечебной, хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.
Анализ финансового положения организации позволяет отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим звеном между производственной деятельностью и выработкой управленческих решений.
Анализ финансовой и хозяйственной деятельности базируется на результатах двух видов учета — финансового и управленческого.
Данные финансового учета используются для внешнего финансового анализа, управленческого — для внутреннего.
Внешний финансовый анализ основан на официальной финансовой отчетности, которая может публиковаться в печати и предоставляться заинтересованным лицам, государственным органам в виде бухгалтерского баланса.[16] Анализ включает оценку показателей, характеризующих прибыль, рентабельность, платежеспособность организации, эффективность использования заемного капитала, общее финансовое состояние организации.
Он может проводиться специалистами независимых служб или собственными специалистами организации и называется аудитом.
Внутренний финансовый анализ проводится в интересах самой организации, в ходе чего изучаются все аспекты хозяйственной деятельности, ее эффективность, издержки, оборот, прибыль. Результаты анализа позволяют оценить финансовую и организационную деятельности, наметить пути их дальнейшего развития. Отдельные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной организации. В соответствии с делением финансового анализа на внешний и внутренний существуют внешний и внутренний круг лиц, заинтересованных в такой информации.
К внешнему кругу относятся: пользователи, имеющие прямой финансовый интерес - инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, деловые партнеры, которые хотят знать, способна ли организация выплачивать проценты, погашать долги, оплачивать поставки; пользователи, имеющие непрямой финансовый интерес, - государственные органы и внебюджетные фонды, налоговые органы, товарные и фондовые биржи, страховые организации (информация о финансовой деятельности этим организациям нужна для контроля за соблюдением обязательств перед государством, за правильностью уплаты налогов), а также аудиторские фирмы,
консультанты по финансовым вопросам, юридические фирмы, пресса и информационные агентства, общественные организации.
К внутреннему кругу пользователей финансовой информации относятся аппарат управления организации и собственники, для которых анализ финансового состояния медицинской организации должен, прежде всего, показать, что она безубыточна, т.е. доходы превышают расходы.[17]
Анализ целесообразно проводить не только в коммерческих, но и некоммерческих (бесприбыльных) организациях.
Бесприбыльными организации называются потому, что свой доход (включая прибыль) целиком используют на поддержание и развитие своей деятельности. Анализ в такой ситуации должен подтвердить достаточность получаемого медицинской организацией дохода для покрытия того объема медицинской помощи, который она выполняет.
1.3 Особенности организации финансирования учреждений здравоохранения в России в условиях бюджетно-страховой медицины
Все учреждения и организации здравоохранения получают финансовые средства из различных источников, включая бюджеты всех уровней, средства медицинского страхования (обязательного и добровольного), личных средств граждан, средств предприятий и организаций. На все учреждения распространяется требование законодательства о субсидиарной ответственности собственника при недостатке у них средств для обеспечения деятельности. То есть для государственных и муниципальных учреждений органы власти обязаны обеспечивать их содержание за счет средств соответствующего бюджета, для частных организаций - за счет средств владельцев (учредителей), для ведомственных учреждений - за счет федерального бюджета и (или) средств предприятий и организаций.
В современных условиях система финансирования учреждений здравоохранения претерпела значительные изменения в результате политических и экономических преобразований в стране. Ранее существовавшая система финансирования отрасли из государственного бюджета была дополнена поступлением финансовых средств фондов обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, доходами от платных услуг и другими источниками.
Однако с принятием нового Бюджетного кодекса и Гражданского кодекса Российской Федерации возможности развития хозяйственной самостоятельности лечебно-профилактических учреждений стали резко ограниченными. В настоящее время установлен жесткий порядок финансирования медицинских учреждений по смете расходов. При этом запрещен как перерасход, так недорасход финансовых средств.
Основным препятствием при реализации программ реорганизации здравоохранения является недостаточное финансирование медицинских учреждений и отрасли в целом. В среднем по Российской Федерации дефицит финансовых средств в здравоохранении достигает 40%.[18]
Существующий порядок финансирования учреждений здравоохранения, когда бремя их содержания возложено на органы управления муниципальных образований, является источником целого ряда проблем осуществления эффективной деятельности лечебно-профилактических учреждений.
Достаточное наполнение бюджета медицинского учреждения - только часть организационно-финансовой деятельности. Другая, не менее важная, часть - эффективное расходование имеющихся денежных средств, которое включает оптимизацию структуры учреждения, рациональное комплектование оборудованием, формирование штатного расписания и подготовку медицинских кадров, определение стимулирующих форм оплаты труда. Каждое из этих направлений организационно-финансовой деятельности больниц, поликлиник, медико-санитарных частей промышленных предприятий, негосударственных коммерческих медицинских учреждений имеет свои особенности и сложности.
Обеспечение экономической устойчивости и клинико-экономической эффективности требует определенных знаний и умений от руководителей медицинских учреждений, их способности оценивать и прогнозировать формирование спроса на медицинские услуги населением данной территории, выбирать, разрабатывать и применять различные методики оценки, управления и планирования деятельности медицинского учреждения.[19]
Особое значение при достижении устойчивости организационно-финансовой деятельности медицинского учреждения имеет информационное сопровождение процесса управления и создание системы маркетинга и информационного анализа предоставленных медицинских услуг. Эффективность проводимых организационных мероприятий будет недостаточной без информационно-разъяснительной работы с медицинским персоналом лечебно-профилактического учреждения.
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
( НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №153 СВАО)
2.1 Характеристика основных направлений деятельности Городской поликлиники №153 СВАО
Медицинская помощь населению на территории городского округа оказывается муниципальными учреждениями здравоохранения: МУ «Городская больница», МУ «Станция скорой медицинской помощи», МУ «Стоматологическая поликлиника». Медико-санитарная часть № 31 обслуживает прикрепленный к ней контингент, а также частные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологическую помощь.
Лекарственное обслуживание населения осуществляет МУП «Аптека», а также сеть коммерческих аптечных учреждений.
Деятельность лечебно-профилактического учреждения МУ «Городская поликлиника №153 направлена на:
1. Повышение качества и доступности медицинской помощи для
населения.
2. Выполнение муниципального заказа по обеспечению
государственных гарантий оказания населению бесплатной
медицинской помощи.
3. Реализацию программно-целевого метода планирования и
финансирования мероприятий (областные и муниципальные целевые
программы по укреплению здоровья и профилактике заболеваний).
4. Поддержку материнства и детства.
5. Совершенствование скорой, неотложной и реанимационной помощи
населению.
6. Развитие профилактического направления.
Основополагающим документом у нас в здравоохранении города является «Программа здравоохранения», которая представлена в общем, Плане социально-экономического развития округа, принимается вместе с бюджетом города на заседании Городской думы и которая является системой мероприятий, обеспечивающих население медицинской помощью, исходя из полномочий городского округа.
Приоритетные направления программы предусматривают проведение мероприятий по обеспечению доступности и качества медицинской помощи населению, предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»; реализацию целевых программ по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, а также предоставление мер социальной поддержки отдельной категории граждан.
Контроль за качеством, объемами и условиями предоставления медицинской помощи гражданам городского округа осуществляется в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и области. Программа здравоохранения может пересматриваться органами местного самоуправления городского округа, исходя из состояния местного бюджета. Программа здравоохранения вступила в силу с 01.01.2010г. и действует до 31.12.2014 г.
2.2 Характеристика экономического положения Городской поликлиники №153 СВАО
Ежедневно к 9.00 часам к старшему регистратору поступают плановые места для госпитализации во все отделения больницы. В регистратурах ведется журнал плановой госпитализации. Амбулаторные карты максимум на следующий день направляются в стационар на каждого поступившего, при выписке больного оформляется эпикриз, с которым знакомится заведующий отделением и врач по принадлежности. Все рекомендации стационара берутся на контроль и выполняются. В таблице 1 приведены данные по коечному фонду поликлиники.
Таблица 1 – Коечный фонд поликлиники-стационар %
Показатель | 2008г | 2009г | 2010г |
Подлежало госпитализации | 12509 | 10193 | 9589 |
Госпитализировано | 12290 | 10129 | 9449 |
% | 98,2 | 98,3 | 98,5 |
Не госпитализировано из-за отсутствия мест | 219 | 164 | 140 |
Расхождение ДЗ | 124 | 95 | 141 |
% расхождения ДЗ | 1,0 | 0,9 | 1,5 |