Основы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 12:10, курс лекций

Описание

Излагаются основные вопросы дисциплины по основам маркетинга. Освещены важнейшие особенности маркетинговой деятельности, даются тематика основных изучаемых вопросов и список рекомендуемой литературы.

Содержание

Основные положения
2. Сущность маркетинга, его функции
2.1. Этапы становления маркетинга как науки
2.2. Принципы маркетинга
2.3. Функции маркетинга
2.4. Маркетинговые концепции
3. Рынок в системе маркетинга
3.1. Классификация рынков
3.2. Изучение рынка в системе маркетинга
3.3. Направления принятия маркетинговых решений
3.4. Понятие конъюнктуры рынка
4. Спрос и предложение в системе маркетинга
4.1. Понятие нужд, потребностей, предложения и запросов
4.2. Состояния спроса в системе маркетинга
5. Товарная политика фирмы
5.1. Классификация товаров
5.2. Конкурентоспособность товаров
6. Ценовая политика фирмы
6.1. Составные элементы ценовой политики
6.2. Виды цен
6.3. Формирование ценовой стратегии
7. Сбытовая политика фирмы
7.1. Формирование сбытовой политики фирмы
7.2. Выбор схемы каналов товародвижения
7.3. Управление сбытом продукции
7.4. Стимулирование сбыта
8. Реклама в системе маркетинга
8.1. Реклама как функция маркетинга
8.2. Задачи рекламы
8.3. Виды рекламы
9. Контрольные задания

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг методичка.doc

— 1.59 Мб (Скачать документ)

5. Фирма решила повысить цену на свою продукцию. Что произойдет с ее выручкой, если спрос эластичен (неэластичен)? 

Тесты:

 1. Если однопроцентное изменение цены на товар ведет к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

  1. неэластичный;
  2. эластичный;
  3. с единичной эластичностью.
 

  2. Фирма производит и продает два товара "А" и "Б". Товар "А" имеет много заменителей: "Б" занимает значительную долю в расходах потребителей. Увеличение цены на каждый товар приведет к:

  а) увеличению выручки от продажи товара "А" и сокращению выручки от продажи товара "Б";

  б) увеличению выручки от продажи товаров "А" и "Б";

  в) сокращению выручки от продажи товара "А" и увеличению выручки от продажи товара "Б'';

  г) сокращению выручки от продажи товаров "А" и "Б". 

  Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

  1. вырастут, так как увеличится объем продаваемой продукции;
  2. сократятся, так как относительное снижение цен окажется большим, чем относительное увеличение объема продаж.
  3. вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванную повышением спроса.
  4. останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен.
  5. не представляется возможным ответить на вопрос.

  Допустим, что предложение товара Х абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар вырастет, то равновесная цена:

  - уменьшится, а равновесное количество вырастет;

- равновесное количество уменьшится. 

5. Если цена товара выросла с 1,5 долл. до 2 долл., а объем сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00, б) 2,71, в) 0,37, г) 0,33, д) 1,5. 

 6. По мере того, как цена товара снижается, а величина спроса растет при линейной функции спроса:

  1. общая выручка увеличивается до точки, в которой эластичность равна единице, после чего выручка уменьшается;
  2. эластичность спроса по доходу сокращается;
  3. происходит нарушение закона спроса;
  4. стимулируется потребление товаров-заменителей:
  5. коэффициент эластичности не изменяется.

  Ситуационная задача.

  Товар-новинка.

  Компания EJ. Ltd, производящая довольно широкий ассортимент медицинских инструментов как для специализированных учреждений, так и для продажи потребителям через сеть основных фармацевтических магазинов и аптек, занимает прочное положение на британском рынке, а также известна за рубежом. В настоящее время в стадии разработки находится новая модель цифрового термометра для широкого потребителя. Рынок бытовых термометров в Великобритании отличается традиционным консерватизмом. Недавнее исследование показывает, что только 35% семей имеют термометры, причем 75% из них представляют собой обычные стеклянные ртутные термометры. Эти изделия EJ выпускала десятилетиями.

  Исследования, проведенные компанией, подтвердили эти данные, но дополнили их весьма важными сведениями: оказалось, что 90% домашних хозяйств, пользующихся обычным термометром, считают его небезопасным для маленьких, детей.

  Кроме того, опрос выборки показал, что практически все респонденты отмечают трудности в считывании информации со шкалы обычного градусника и испытывают неуверенность в правильности измерения температуры: - 50% респондентов, не владеющих термометром. сожалеют, что до сих пор не купили его.

  Фирма пришла к заключению, что исследования показывают скрытую потребность в новом изделии. Новый градусник сделан из прочного небьющегося полимерного материала, снабжен легко читаемым цифровым дисплеем, встроенным таймером со звуковым сигналом, который помогает пользователю скорректировать время измерения температуры и узнать, когда можно считывать показания шкалы.

  Фирма считает, что ее новая модель лишена всех недостатков обычного термометра.

  Следующая задача, стоящая перед фирмой, - провести рыночные испытания товара, для чего выбран Лондон и юго-восточный регион Великобритании, но разработка плана маркетинга еще не закончена.

  Kpoмe E.J Ltd на британском рынке обычно термометры и другую медицинскою технику производят еще три фирмы. Но они не в такой степени известны потребителю, так как появились на рынке полтора года назад. Они продают свою продукцию через аптеки по цене от 7,95 до 11,95 ф.ст. 

Вопросы и задания:

  1. Подберите критерии сегментации. Разработайте целевые сегменты и дайте их характеристику.

  2. Посоветуйте фирме, как позиционировать товар. 

Задачи и упражнения:

  Задача 1. По имеющимся данным определите цену электрокофеварки исходя из вышеперечисленных методов ценообразования.

  Издержки на производство - 17 у.е.

  Размер желаемой прибыли - 15%.

  Аналогичный товар у фирмы конкурентов стоит - 22 у.ед. 

 Задача 2. Если бы у Вас появилась возможность открыть пункт мойки автомобилей с постоянными издержками 100 тыс. усл. ед. в год, с переменными издержками 0,5 усл. ед. на каждый вымытый автомобиль, а конкурентная цена составит 1,5 усл. ед. Вложили бы Вы свои деньги в этот бизнес? 

  Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов.

 В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов.

  МОНО - крупнейший в Великобритании производитель оборудования для пекарен среднего, мелкого размера и: мини-пекарен. Фирма быта основана в 1926 г. Дейвидом Джонсоном и продолжает оставаться семейной компанией. Имеет дочерние компании в Дублине, Сингапуре, Токио, Нью-Йорке, Барселоне. Количество занятых на головном предприятии в Великобритании 250 чел. В 1991 г МОНО основало в Москве СП " Московский хлеб" - пекарню цикла объемом производства 2т муки в смену, количество занятых 20 человек в смену. Пекарня "Московский хлеб" уже к концу 1993 г. полностью себя окупила и вышла на достаточно большой объем прибыли при дневном обороте 12000 долларов США, и количестве продаж 10000 условных единиц изделий в сутки. Основываясь на опыте первой пекарни, руководство фирмы МОНО одобрило организацию второй пекарни, которая сконцентрируется на производстве хлебных изделий для обслуживания на бортах самолетов, вылетающих из аэропорта Шереметьево-2. Однако вовлечение в сферу производства хлеба отнюдь не содействует развитию рынка сбыта для самого оборудования - основной продукции МО-110, объем производства которой на головном предприятии в Великобритании при полной комплектации (10-20 агрегатов) составляет

250-300 единиц в год при средней цене 150000 фунтов стерлингов. Объем годового производства на существующих мощностях может быть доведен до 400-450 единиц. Руководство фирмы, возлагая определенные надежды на российский рынок, поставило задачу довести объем продаж до 400 единиц в год, 100 из которых должны продаваться в России.

  Фирма ПЮРАТОС основана в 1919г. семей Ван Белл в Брюсселе. Она - крупнейший в Европе производитель улучшителя хлеба - биохимического соединения жиров, сахара, энзимов, эмульгаторов и аскорбиновой кислоты, повышающего потребительские качества хлеба ( вкус, аромат, срок хранения в свежем виде, мягкость, пористость, цвет, хрустящие свойства) и промышленные качества теста. Улучшитель используется абсолютно во всех видах хлебопродуктов на Западе. Головное предприятие ПЮРАТОС, на котором выпускается основная масса улучшителя в Европе, находится под Брюсселем. Распределительная сеть охватывает более 65 стран мира на всех континентах. Производственная сеть состоит из тридцати заводов в Европе, Северной и Латинской Америке, Африке (ЮАР) и Азии. Крупнейшие из них "Бельколад" под Брюсселем (кроме головного завода), 'Т50СГ в Барселоне, а также в Букингеме (Великобритания), Зевенбергене ( Нидерланды), Маргареттен-Моосе (Австрия), Синтре (Португалия), Чери Хил (США), Мехико.

  На предприятиях ПЮРАТОС в общей сложности занято около 5000 человек, годовой объем выпуска улучшителя на головном заводе - 25000 т, в год при средней цене 2,5 немецких марок за килограмм, годовой оборот головного предприятия достигает 62500000 немецких марок. Товарный ассортимент фирмы состоит из более чем десяти основных видов улучшителей, кондитерских глазурей, подсолнечного масла, смеси для мороженого, заварных кремов, в том числе малокалорийных, малокалорийного заменителя взбитых сливок; кулинарного шоколада. На российском рынке ПЮРАТОС ведет деятельность уже около десяти лет. Первоначально деловые контакты были сравнительно успешно установлены с Министерством хлебной промышленности СССР. Сейчас старые связи после двухлетнего перерыва возобновились. Министерство хлебной промышленности ежеквартально закупает 20 т. улучшителя. Кроме того, около 1т улучшителя в месяц закупается СП "Московский хлеб". Таким образом, объем продаж в России на сегодняшний день составляет 200000 марок в год. Вполне естественно, что руководство фирмы намерено увеличить объем продаж в России.

 Идея проекта состоит в создании полного франчайзинга оборудования ВХ, производимого МОНО в Москве. Система ВХ - одна из систем типа "Бекофф" (BAKEOFF), используемых на Западе. Концепция "Бейкофф" появилась впервые в Великобритании в начале 80-х, и смысл ее заключается в выпечке хлеба, если не на глазах покупателя, то, по крайней мере, за несколько часов до его приобретения. Оборудование печи, расстойные шкафы, шкафы-хранилища -располагаются непосредственно за прилавком-витриной, который одновременно служит термосом для сохранения температуры горячего, только что выпеченного хлеба. Для охлаждения хлеба требуется около 3 часов. Система устанавливается непосредственно в торговом зале супермаркета или внутри магазина-булочной. Общая минимальная занимаемая площадь 12,5м2 (2,5 х 5 ).

  Максимальная производительность при стандартной комплектации (две восьмиуровневые печи ВХ BAKETRONIC) 400кг ( 1000 стандартных булочек) хлеба за восьмичасовой рабочий день. Функциональный смысл системы - в осуществлении заключительной стадии производственно-потребительской цепочки изготовления и распространения хлеба, а именно: конечный расстой, выпечка, декор, продажа. Начальные операции (складирование ингредиентов, замес, раскатка, начальный расстой), наиболее трудоемкие и громоздкие, осуществляются на отдельном производстве, которое берет на себя обслуживание целой сети систем "Бейкофф". Отношения между каждой отдельной системой "Бейкофф" и первичным производством строятся на принципе покупатель - продавец. Необходимость разделения в процессе вытекает из концепции максимального приближения товара к потребителю в его лучшем качестве -"только что из печки". Поскольку в большинстве торговых точек либо невозможно, либо нецелесообразно устанавливать пекарни полного цикла, идеальным решением может служить "Бейкофф".

 Разделение стадий производства в пространстве и связанная с этим необходимость транспортировки, а также необходимость автономности каждой отдельной системы "Бейкофф" определили промежуточную дополнительную стадию технологического процесса - замораживание-размораживание. Тесто перед транспортировкой с первичного производства в магазин "Бейкофф" замораживается до температуры - 18°С, перевозится, складируется в термоизолированном шкафу-хранилище, что обеспечивает достаточное время хранения теста в необходимой фазе расстоя. Непосредственно перед выпечной тесто подается в расстойный шкаф, где размораживается и подходит. Такая технология требует не только дополни-

тельного оборудования (морозильные камеры на первичном производстве), но и особого состава теста, который мог бы переносить значительные температурные колебания без ущерба вкусовым качествам. Именно такая добавка - улучшитель КИМО и была разработана ПЮРАТОС. К тому же должна быть идеально отлажена система транспортного сообщения между первичным производством и системой "Бейкофф". Таким образом, проект состоит из создания торгово-технического центра по продаже, допродажного и послепродажного (гарантийного) технического обслуживания систем "Бейкофф", учебного центра по обучению работе с "Бейкофф" и улучшителями, производства замороженного теста и транспортного подразделения.

  Для принятия решения о начале проекта было фактически проведено комплексное рыночное исследование, состоящее из исследования рынка конечного продукта и исследования рынка оборудования, поскольку проект предполагает продажу систем "Бейкофф" и обслуживание их, т.е. продажу замороженных полуфабрикатов для использования в этих системах.

Информация о работе Основы маркетинга