Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
Тенденция последних десятилетий – активное внедрение маркетинговых технологий в некоммерческий сектор. Успешность применения маркетинга для реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию, так называемого, социального или общественного маркетинга. Многие западные специалисты отмечают даже "бум некоммерческого маркетинга" и считают, что его динамичное развитие — одна из основных тенденций современного культурного менеджмента.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
1 Маркетинговая информационная система (МИС)………………………………5
1.1 Понятие маркетинговой информационной системы (МИС)……….……..5
1.2 Виды и источники информации в МИС…………………………………...6
1.3 Методы сбора данных……………………………………………………….9
2 Анализ рынка питьевых йогуртов………………………………………………10
2.1 Этапы выполнения курсового проекта……………………………………10
2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов…………………………..13
2.3 Факторы макро- и микросреды, влияющие на состояние рынка
йогуртов…………………………………………………………………….......15
2.4 Состояние рынка йогуртов………………………………………………...16
2.5 Основные российские производители и их бренды……………………...17
2.6 Производители продукции в Красноярском крае………………………..18
2.7 Исследование рынка продукции в г. Красноярске……………………….21
2.7.1 Цели и задачи исследования……………………………………………..21
2.7.2 Маршрут сбора данных…………………………………………………..22
2.7.3 Анализ товарного ассортимента продукции в торговых
точках г. Красноярска………………………………………………………….22
2.7.4 Анализ минимальной, максимальной и средней цен…………………29
2.7.5 Виды упаковок…………………………………………………………...33
2.7.6 Объём расфасовки………………………………………………………..36
2.7.7 Лояльность потребителей по отношению к отдельным брэндам
и ее причины……………………………………………………………………36
3 Руководство пользования базой данных………………………………………38
3.1 Структура БД………………………………………………………….…....39
3.2 Пользовательские формы и их назначение………………………….....41
3.3. Анализ рынка с помощью запросов и отчетов…………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........49
Приложение 1 Статья «Состояние рынка молочной продукции»………………51
Приложение 2 Традиционный анализ статьи……………………………………53
Приложение 3 Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле
2010 года»…………………………………………………………………………55
Приложение 4 Контент – анализ статьи…………………………………………61
Приложение 5 Маршрут сбора данных…………………………………………63
Приложение 6 Изображение главной кнопочной формы………………………65
Метод экспертных оценок. Продавцы товарных точек в силу накопленного опыта работы являются группой экспертов и отражают также и предпочтения конечных потребителей.
Благодаря использованию метода:
- выявлены лидеры продаж;
- потребительские предпочтения по объемам упаковки;
- факторы, влияющие на спрос.
Форма – опрос. Цель опроса - получение информации о знаниях, мнениях и установках респондентов, отражающих их отношение к питьевым йогуртам.
Сбор данных проводился с 30 сентября 2011 по 14 декабря 2011.
Товарная группа – молочная продукция.
Сегмент рынка молочной продукции – питьевые йогурты.
2 Анализ рынка питьевых йогуртов
2.1 Этапы выполнения курсового проекта
1 Подготовительный
Цель этапа – собрать предварительную вторичную информацию по исследуемому рынку:
- определить товарную структуру рынка, т.е. выделить все товарные группы, из которых состоит данный рынок. Внутри товарной группы определить ассортиментные позиции;
- определить основные факторы, влияющие на состояние рынка с позиции факторов макро- и микросреды;
- описать состояние российского рынка данного типа продукции (емкость рынка, тенденции изменения, спрос, предложение, уровень конкуренции, количество игроков, перспективы развития);
- перечислить и охарактеризовать основных российских производителей на данном рынке и их брэнды;
- дать характеристику рынку Красноярского края: основные производители данного вида продукции, месторасположение в крае, виды продукции, уровень цен.
- провести предварительный анализ документов и контент – анализ.
Традиционный анализ основан на интуиции исследователя.
Анализ подразделяется на этапы:
1 этап: внешний анализ документа;
Этап необходим для: изучения причин публикации документа; достоверности изложенного материала; квалификации автора публикации; обоснованности выводов и информации, содержащейся в документе.
2 этап: внутренний анализ документа;
- кратко и четко сформулировать цель анализа документа;
- провести кодировку текста;
- при анализе текста - выделять необходимые абзацы;
- сформулировать краткое содержание абзацев в терминах исследовательской цели, указать номер абзаца;
- подготовка итогового документа о результатах анализа.
- оформление результаты анализа.
Форма итогового документа должна содержать:
- ФИО эксперта и его квалификацию, дату экспертизы, цель экспертизы, название документа и его исходные данные (тираж, количество страниц, авторы, издательство и т. п.);
- основные результаты внешнего анализа документа;
- обобщённые результаты внутреннего анализа содержания со ссылками в необходимых случаях на конкретные отрезки текста;
- общий вывод и формулировку обобщённой информации;
- приложения (результаты анализа выделенных абзацев и др.).
Главное преимущество
традиционного анализа
Статья «Состояние рынка молочной продукции», выбранная для традиционного анализа представлена в Приложении 1.
Результаты анализа – Приложение 2.
Контент-анализ – анализ содержания.
1 этап: выработка категорий анализа;
Категории анализа - понятия, в соответствии с которыми будет осуществляться отбор и сортировка единиц анализа. Например, йогурт, пищевые добавки.
2 этап: выделение единиц анализа;
Неделимая единица анализа – часть категории анализа, выделенная по какому-либо критерию.
Например, категория анализа – йогурт; единицы анализа: неароматизированные (йогурты), ароматизированные, с кусочками фруктов.
3 этап: выделение единиц счета;
Единицы счета – количественные меры повторений: число появлений единиц анализа, число строк с этими единицами, число абзацев, квадратных сантиметров площади, колонок в печатных текстах и т.п.
Главное преимущество контент-анализа - высокая степень формализации, возможность использования вычислительной техники (Microsoft Word).
Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле 2010 года», выбранная для контент – анализа представлена в Приложении 3.
Результаты анализа – в Приложении 4.
2 Исследовательский
Цель этапа
– собрать первичную
- основные позиции
товарного ассортимента в
- брэнды, представленные в торговых точках города (10 точек);
- розничные цены по каждому производителю;
- виды упаковки;
- объем расфасовки;
- конкурентоспособность товаров по основным производителям;
- уровень потребительского
спроса и прогноз его развития
по основным позициям
- лояльность
потребителей по отношению к
отдельным брэндам и ее причины
- выбрать метод сбора данных, разработать формы сбора, выбрать маршрут для сбора данных.
3 Аналитический
Цель этапа – разработать БД для хранения информации и провести анализ первичной информации о состоянии исследуемого рынка:
- разработать информационную модель БД для хранения и анализа данных;
4 Проектный
Цель этапа – создать информационную разработку для хранения и анализа данных о состоянии рынка продукции.
- создать электронную версию БД;
- создать руководство
пользователя по работе с
2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов
Йогурт –
молочный продукт, получаемый из молока
с помощью нагрева и
Питьевой йогурт – молочный продукт жидкой консистенции, который употребляется в качестве напитка.
Виды йогуртов:
- по консистенции: густые, питьевые;
- по наполнению: с добавками (фруктовые), без добавок;
- по массовой доле жира: 0,1-10%.
Схема 1 - Товарная структура рынка молочной продукции
Молочная продукция
Питьевое молоко
сухие молоч прод кисломолочные продукты молочные консервы мороженое
Масло коровье: сыры:
сливочное сычужные
продукты продукты топленое кисломолоч
молочнокис смешанного
брожения: брожения:
творог кефир
сметана ацидофильно-дрожжевое молоко
простокваша кумыс
ряженка курунга
варенец шурбат
йогурт
густые питьевые
2.3 Факторы макро- и микросреды, влияющие на состояние рынка йогуртов
Таблица 2 – Факторы макросреды
Факторы макросреды |
Виды |
Описание |
экономические |
уровень покупательского спроса (нестабильность на рынке) |
спрос на йогурты может изменяться исходя из субъективных предпочтений потребителей (спрос от йогуртов с добавками смещается в сторону натурального йогурта) |
международный финансовый кризис |
рост цены на молоко способствует увеличению себестоимости йогуртов | |
доходы населения |
с ростом доходов населения спрос на йогурты повышается (смещение спроса в строну более дорогих брэндов) | |
усиление конкуренции в отрасли |
на рынке йогуртов присутствует большое количество крупных производителей | |
политические |
изменения в законодательстве, регулирующем производство и реализацию молочной продукции |
государство вправе изменить федеральные законы, касающиеся рынка молочной продукции |
социокультурные |
популяризация здорового образа жизни |
ведется активная
пропаганда правильного питания, которое
связывают с употреблением кисл |
научно - технологические |
внедрение техники нового уровня |
новая техника приводит к уменьшению человеческих трудозатрат при производстве кисломолочной продукции |
Таблица 3 – Факторы микросреды
Факторы микросреды |
Виды и характеристика |
Влияние факторов |
потребители |
отдельные лица, домохозяйства, предприятия, которые используют товары и/или услуги предприятия - производителя для удовлетворения потребностей |
основными потребителями питьевых йогуртов являются дети, молодежь (16-25)
|
Продолжение таблицы 3 | ||
поставщики |
деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг |
обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основные: сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила |
конкуренты |
лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке |
Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке (Филипп Котлер) |
партнеры |
люди и компании, с которыми сотрудничает конкретная фирма |
производители объединяются для увеличения своей доли рынка. |
2.4 Состояние рынка питьевых йогуртов
Для того чтобы объяснить процессы, происходящие на выбранном сегменте рынка, необходимо понять как функционирует более крупный сектор – рынок молочной продукции.
Показатели, по которым оценивался рынок йогуртов:
- объем продаж;
В 2010 г объем продаж йогуртов в России снизился на 4,4% и составил 737тыс т.
- спрос;
По прогнозу BusinesStat, в период 2011—2015 гг спрос на йогурты в России будет стабильно расти и достигнет к 2015 г 815 тыс. т.
Йогурт – относительно дешевый продукт, полезный для здоровья, поэтому в условиях восстановления доходов населения рынок йогуртов вновь начнет расти.
В 2010 г доля потребителей йогурта составила 41,5 населения России, а к 2015 г она достигнет 46%.
Доля потребителей йогурта среди населения РФ стабильно увеличивается, следуя, как за ростом реально располагаемого дохода населения, так и за популяризацией здорового образа жизни.
- объем производства;
За январь-июнь 2010 года в России было произведено 367 тыс. тонн йогурта. Основная часть произведенного продукта — это йогурт с пищевыми добавками. Выпуск йогурта без пищевых продуктов и пищевых добавок в рассматриваемом периоде составил 60 тыс. тонн (16%).
- доля экспорта;
Для экспорта в январе — июле 2010 года было выпущено менее 6 тыс. тонн продукта или 1,6% от общей величины производства.
- основные производители;
«Юни милк», «Danone», «Campina», «Вимм-Билль-Данн», «Ehrmann».
- ассортимент продукции;
Виды йогуртов:
- по консистенции: густые, питьевые;
- по наполнению: с добавками (фруктовые), без добавок;
- по массовой доле жира: 0,1-10%.
2.5 Основные российские производители и их бренды
Крупнейшими производителями питьевых йогуртов являются следующие компании:
«Юни милк» (брэнды - Био Баланс, Простоквашино, Летний день, Смешарики, Для всей семьи);
«Danone» (Danone, Активиа, Даниссимо, Растишка);
«Campina» (Fruttis, Нежный, Yogho!Yogho!);
«Вимм-Билль-Данн» (Агуша, Био Макс, Здрайверы, Чудо, Фругурт);
«Ehrmann» (Prebiotic, Эрмигурт, Эрмик, Услада).
На долю этих производителей приходится большая часть рынка питьевых йогуртов.
1) ОАО "Гормолзавод Лесосибирский"
Адрес 662546 , Красноярский Край, Г Лесосибирск, Ул 40 Лет Октября Д 7-а, телефон +7 (39145) 33183
2) ООО «Агромилк»
«Агромилк» начинал с выпуска традиционной продукции: молока (сейчас выпускается четырех видов), кефира, сметаны (четыре вида), масла («Крестьянское») и творога (два вида). Затем запустили производство йогуртов (настоящих, без каких-либо фруктовых наполнителей), сыворотки, ацидолака, творожных сырков (четыре вида). Недавно стартовало производство айрана (монгольского типа), ацидофилина — напитка с лечебными свойствами, полезного для органов пищеварения и весьма насыщенного целебными бактериями. Вся продукция сертифицирована и неоднократно была отмечена различными наградами. Адрес: 662970, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Южная, д. 18, телефон: (3912) 34-84-33
3) ООО МК «Луч»
ООО «МК «Луч» занимается производством и реализацией молочной продукции.
Продукция «МК Луч» изготовлена исключительно из натурального сырья без добавления сухого молока. Современное оборудование, новейшие технологии обеспечивают ее высокое качество, помогают сохранить и донести до потребителя все полезные свойства.