Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка питьевых йогуртов Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Тенденция последних десятилетий – активное внедрение маркетинговых технологий в некоммерческий сектор. Успешность применения маркетинга для реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию, так называемого, социального или общественного маркетинга. Многие западные специалисты отмечают даже "бум некоммерческого маркетинга" и считают, что его динамичное развитие — одна из основных тенденций современного культурного менеджмента.

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
1 Маркетинговая информационная система (МИС)………………………………5
1.1 Понятие маркетинговой информационной системы (МИС)……….……..5
1.2 Виды и источники информации в МИС…………………………………...6
1.3 Методы сбора данных……………………………………………………….9
2 Анализ рынка питьевых йогуртов………………………………………………10
2.1 Этапы выполнения курсового проекта……………………………………10
2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов…………………………..13
2.3 Факторы макро- и микросреды, влияющие на состояние рынка
йогуртов…………………………………………………………………….......15
2.4 Состояние рынка йогуртов………………………………………………...16
2.5 Основные российские производители и их бренды……………………...17
2.6 Производители продукции в Красноярском крае………………………..18
2.7 Исследование рынка продукции в г. Красноярске……………………….21
2.7.1 Цели и задачи исследования……………………………………………..21
2.7.2 Маршрут сбора данных…………………………………………………..22
2.7.3 Анализ товарного ассортимента продукции в торговых
точках г. Красноярска………………………………………………………….22
2.7.4 Анализ минимальной, максимальной и средней цен…………………29
2.7.5 Виды упаковок…………………………………………………………...33
2.7.6 Объём расфасовки………………………………………………………..36
2.7.7 Лояльность потребителей по отношению к отдельным брэндам
и ее причины……………………………………………………………………36
3 Руководство пользования базой данных………………………………………38
3.1 Структура БД………………………………………………………….…....39
3.2 Пользовательские формы и их назначение………………………….....41
3.3. Анализ рынка с помощью запросов и отчетов…………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........49
Приложение 1 Статья «Состояние рынка молочной продукции»………………51
Приложение 2 Традиционный анализ статьи……………………………………53
Приложение 3 Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле
2010 года»…………………………………………………………………………55
Приложение 4 Контент – анализ статьи…………………………………………61
Приложение 5 Маршрут сбора данных…………………………………………63
Приложение 6 Изображение главной кнопочной формы………………………65

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект Неволина К., Галыжина Е., УБ 08-10.doc

— 8.02 Мб (Скачать документ)

 

Метод экспертных оценок. Продавцы товарных точек в силу накопленного опыта работы являются группой экспертов и отражают также и предпочтения конечных потребителей.

 Благодаря  использованию метода:

- выявлены лидеры продаж;

- потребительские предпочтения по объемам упаковки;

- факторы, влияющие на спрос.

Форма – опрос. Цель опроса - получение информации о знаниях, мнениях и установках респондентов, отражающих их отношение к питьевым йогуртам.

Сбор данных проводился с 30 сентября 2011 по 14 декабря 2011.

Товарная группа – молочная продукция.

Сегмент рынка  молочной продукции – питьевые йогурты.

 

2 Анализ рынка  питьевых йогуртов

2.1 Этапы выполнения  курсового проекта

 

1 Подготовительный

 Цель этапа – собрать предварительную вторичную информацию по исследуемому рынку:

- определить  товарную структуру рынка, т.е. выделить все товарные группы, из которых состоит данный рынок. Внутри товарной группы определить ассортиментные позиции;

- определить  основные факторы, влияющие на  состояние рынка с позиции  факторов макро- и микросреды;

- описать состояние российского рынка данного типа продукции (емкость рынка, тенденции изменения, спрос, предложение, уровень конкуренции, количество игроков, перспективы развития);

- перечислить  и охарактеризовать основных  российских производителей на  данном рынке и их брэнды;

- дать характеристику  рынку Красноярского края: основные  производители данного вида продукции, месторасположение в крае, виды продукции, уровень цен.

- провести предварительный  анализ документов и контент  – анализ.

Традиционный  анализ основан на интуиции исследователя.

Анализ подразделяется на этапы:

1 этап: внешний анализ документа;

Этап необходим для: изучения причин публикации документа; достоверности изложенного материала; квалификации автора публикации; обоснованности выводов и информации, содержащейся в документе.

2 этап: внутренний анализ документа;

- кратко и четко сформулировать цель анализа документа;

- провести кодировку  текста;

- при анализе текста - выделять необходимые абзацы;

- сформулировать краткое содержание абзацев в терминах исследовательской цели, указать номер абзаца;

- подготовка итогового документа о результатах анализа.

- оформление  результаты анализа.

Форма итогового  документа должна содержать:

- ФИО эксперта  и его квалификацию, дату экспертизы, цель экспертизы, название документа и его исходные данные (тираж, количество страниц, авторы, издательство и т. п.);

- основные результаты внешнего анализа документа;

- обобщённые результаты внутреннего анализа содержания со ссылками в необходимых случаях на конкретные отрезки текста;

-  общий вывод и формулировку обобщённой информации;

- приложения (результаты анализа выделенных абзацев и др.).

Главное преимущество традиционного анализа документов является в способности эксперта выявить не только явно содержащуюся в тексте документа информацию, но и ту информацию, которая находится «между строк» документа.

Статья «Состояние рынка молочной продукции», выбранная для традиционного анализа представлена в Приложении 1.

Результаты  анализа  – Приложение 2.

Контент-анализ – анализ содержания.

1 этап: выработка категорий анализа;

Категории анализа - понятия, в соответствии с которыми будет осуществляться отбор и сортировка единиц анализа. Например, йогурт,  пищевые добавки.

2 этап: выделение единиц анализа;

Неделимая единица  анализа – часть категории анализа, выделенная по какому-либо критерию.

Например, категория анализа – йогурт; единицы анализа: неароматизированные (йогурты), ароматизированные, с кусочками фруктов.

3 этап: выделение единиц счета;

Единицы счета – количественные меры повторений: число появлений единиц анализа, число строк с этими единицами, число абзацев, квадратных сантиметров площади, колонок в печатных текстах и т.п.

Главное преимущество контент-анализа - высокая степень формализации, возможность использования вычислительной техники (Microsoft Word).

Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле 2010 года», выбранная для контент – анализа представлена в Приложении 3.

Результаты  анализа – в Приложении 4.

2 Исследовательский

 Цель этапа  – собрать первичную информацию о  состоянии исследуемого рынка:

- основные позиции  товарного ассортимента в каждой  товарной группе;

- брэнды, представленные  в торговых точках города (10 точек);

- розничные  цены по каждому производителю;

- виды упаковки;

- объем расфасовки;

- конкурентоспособность товаров по основным производителям;

- уровень потребительского  спроса и прогноз его развития  по основным позициям товарного  ассортимента и производителям;

- лояльность  потребителей по отношению к  отдельным брэндам и ее причины;

- выбрать метод сбора данных, разработать формы сбора, выбрать маршрут для сбора данных.

3 Аналитический

 Цель этапа  – разработать БД для хранения  информации и провести анализ первичной информации о  состоянии исследуемого рынка:

- разработать  информационную модель БД для хранения и анализа данных;

4 Проектный

Цель этапа  – создать информационную разработку для хранения и анализа данных о состоянии рынка продукции.

- создать электронную  версию БД;

- создать руководство  пользователя по работе с программным  продуктом.

 

2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов

 

Йогурт –  молочный продукт, получаемый из молока с помощью нагрева и сбраживания  специальными бактериями (болгарской палочкой и термофильным стрептококком).

Питьевой йогурт – молочный продукт жидкой консистенции, который употребляется в качестве напитка.

Виды йогуртов:

- по консистенции: густые, питьевые;

- по наполнению: с добавками (фруктовые), без добавок;

- по массовой  доле жира: 0,1-10%.

 

 

Схема 1 - Товарная структура рынка молочной продукции

Молочная продукция



        Питьевое молоко

       сухие молоч прод            кисломолочные продукты молочные консервы        мороженое


 

 

  Масло коровье:               сыры:

сливочное сычужные

продукты               продукты топленое кисломолоч

молочнокис смешанного

брожения: брожения:

творог кефир

сметана ацидофильно-дрожжевое молоко

простокваша кумыс

ряженка курунга

варенец шурбат

йогурт 
 
 
густые     питьевые 

2.3 Факторы макро-  и микросреды, влияющие на состояние  рынка йогуртов

 

Таблица 2 –  Факторы макросреды

Факторы макросреды

Виды

Описание

экономические

уровень покупательского  спроса (нестабильность на рынке)

спрос на йогурты может изменяться исходя из субъективных предпочтений потребителей (спрос от йогуртов с добавками смещается в сторону натурального йогурта)

международный финансовый кризис

рост цены на молоко способствует увеличению себестоимости йогуртов

доходы населения

с ростом доходов  населения спрос на йогурты повышается (смещение спроса в строну более дорогих брэндов)

усиление конкуренции в отрасли

на рынке  йогуртов присутствует большое количество крупных производителей

политические

изменения в  законодательстве, регулирующем производство и реализацию молочной продукции

государство вправе изменить федеральные законы, касающиеся рынка молочной продукции

социокультурные 

популяризация здорового образа жизни

ведется активная пропаганда правильного питания, которое  связывают с употреблением кисломолочной продукции (йогуртов)

научно - технологические

внедрение техники  нового уровня

новая техника приводит к уменьшению человеческих трудозатрат при производстве кисломолочной продукции


 

Таблица 3 – Факторы микросреды

Факторы микросреды

Виды и характеристика

Влияние факторов

потребители

отдельные лица, домохозяйства, предприятия, которые используют товары и/или услуги предприятия - производителя для удовлетворения потребностей

основными потребителями  питьевых йогуртов являются дети, молодежь (16-25)

 

Продолжение таблицы 3

поставщики

деловые фирмы  и отдельные лица, обеспечивающие компанию  и ее  конкурентов материальными  ресурсами,  необходимыми  для  производства конкретных товаров или услуг

обеспечивают  поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основные: сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила

конкуренты

лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке (Филипп Котлер)

партнеры

люди и компании, с которыми сотрудничает конкретная фирма

производители объединяются для увеличения своей  доли рынка.


 

 

2.4 Состояние  рынка питьевых йогуртов

 

Для того чтобы объяснить процессы, происходящие на выбранном сегменте рынка, необходимо понять как  функционирует более крупный сектор – рынок молочной продукции.

Показатели, по которым оценивался рынок йогуртов:

- объем продаж;

В 2010 г объем  продаж йогуртов в России снизился на 4,4% и составил 737тыс т.

- спрос;

По прогнозу BusinesStat, в период 2011—2015 гг спрос на йогурты в России будет стабильно расти и достигнет к 2015 г 815 тыс. т.

Йогурт –  относительно дешевый продукт, полезный для здоровья, поэтому в условиях восстановления доходов населения рынок йогуртов вновь начнет расти.

В 2010 г доля потребителей йогурта составила 41,5 населения  России, а к 2015 г она достигнет 46%.

Доля потребителей йогурта среди населения РФ стабильно увеличивается, следуя, как за ростом реально располагаемого дохода населения, так и за популяризацией здорового образа жизни.

- объем производства;

За январь-июнь 2010 года в России было произведено 367 тыс. тонн йогурта. Основная часть произведенного продукта — это йогурт с пищевыми добавками. Выпуск йогурта без пищевых продуктов и пищевых добавок в рассматриваемом периоде составил 60 тыс. тонн (16%).

- доля экспорта;

Для экспорта в  январе — июле 2010 года было выпущено менее 6 тыс. тонн продукта или 1,6% от общей величины производства.

- основные производители;

«Юни милк», «Danone», «Campina», «Вимм-Билль-Данн», «Ehrmann».

- ассортимент  продукции;

Виды йогуртов:

- по консистенции: густые, питьевые;

- по наполнению: с добавками (фруктовые), без добавок;

- по массовой  доле жира: 0,1-10%.

 

2.5 Основные  российские производители и их  бренды

 

Крупнейшими производителями  питьевых йогуртов являются следующие компании:

«Юни милк» (брэнды - Био Баланс, Простоквашино, Летний день, Смешарики, Для всей семьи);

«Danone» (Danone, Активиа, Даниссимо, Растишка);

«Campina» (Fruttis, Нежный, Yogho!Yogho!);

«Вимм-Билль-Данн» (Агуша, Био Макс, Здрайверы, Чудо, Фругурт);

«Ehrmann» (Prebiotic, Эрмигурт, Эрмик, Услада).

На долю этих производителей приходится большая  часть рынка питьевых йогуртов.

 

    1.  Производители продукции в Красноярском крае

 
1) ОАО "Гормолзавод Лесосибирский"

Адрес 662546 , Красноярский Край, Г Лесосибирск, Ул 40 Лет Октября  Д 7-а, телефон +7 (39145) 33183

 

2) ООО «Агромилк»

«Агромилк»  начинал с выпуска традиционной продукции: молока (сейчас выпускается четырех видов), кефира, сметаны (четыре вида), масла («Крестьянское») и творога (два вида). Затем запустили производство йогуртов (настоящих, без каких-либо фруктовых наполнителей), сыворотки, ацидолака, творожных сырков (четыре вида). Недавно стартовало производство айрана (монгольского типа), ацидофилина — напитка с лечебными свойствами, полезного для органов пищеварения и весьма насыщенного целебными бактериями. Вся продукция сертифицирована и неоднократно была отмечена различными наградами. Адрес: 662970, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Южная, д. 18, телефон: (3912) 34-84-33

 

 

 

3) ООО МК «Луч»

ООО «МК «Луч»  занимается производством и реализацией  молочной продукции.

Продукция «МК  Луч» изготовлена исключительно из натурального сырья без добавления сухого молока. Современное оборудование, новейшие технологии обеспечивают ее высокое качество, помогают сохранить и донести до потребителя все полезные свойства.

Информация о работе Разработка информационного обеспечения для оценки состояния рынка питьевых йогуртов Красноярского края