Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
Тенденция последних десятилетий – активное внедрение маркетинговых технологий в некоммерческий сектор. Успешность применения маркетинга для реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию, так называемого, социального или общественного маркетинга. Многие западные специалисты отмечают даже "бум некоммерческого маркетинга" и считают, что его динамичное развитие — одна из основных тенденций современного культурного менеджмента.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
1 Маркетинговая информационная система (МИС)………………………………5
1.1 Понятие маркетинговой информационной системы (МИС)……….……..5
1.2 Виды и источники информации в МИС…………………………………...6
1.3 Методы сбора данных……………………………………………………….9
2 Анализ рынка питьевых йогуртов………………………………………………10
2.1 Этапы выполнения курсового проекта……………………………………10
2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов…………………………..13
2.3 Факторы макро- и микросреды, влияющие на состояние рынка
йогуртов…………………………………………………………………….......15
2.4 Состояние рынка йогуртов………………………………………………...16
2.5 Основные российские производители и их бренды……………………...17
2.6 Производители продукции в Красноярском крае………………………..18
2.7 Исследование рынка продукции в г. Красноярске……………………….21
2.7.1 Цели и задачи исследования……………………………………………..21
2.7.2 Маршрут сбора данных…………………………………………………..22
2.7.3 Анализ товарного ассортимента продукции в торговых
точках г. Красноярска………………………………………………………….22
2.7.4 Анализ минимальной, максимальной и средней цен…………………29
2.7.5 Виды упаковок…………………………………………………………...33
2.7.6 Объём расфасовки………………………………………………………..36
2.7.7 Лояльность потребителей по отношению к отдельным брэндам
и ее причины……………………………………………………………………36
3 Руководство пользования базой данных………………………………………38
3.1 Структура БД………………………………………………………….…....39
3.2 Пользовательские формы и их назначение………………………….....41
3.3. Анализ рынка с помощью запросов и отчетов…………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........49
Приложение 1 Статья «Состояние рынка молочной продукции»………………51
Приложение 2 Традиционный анализ статьи……………………………………53
Приложение 3 Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле
2010 года»…………………………………………………………………………55
Приложение 4 Контент – анализ статьи…………………………………………61
Приложение 5 Маршрут сбора данных…………………………………………63
Приложение 6 Изображение главной кнопочной формы………………………65
Производитель |
Брэнд |
Вид упаковки |
Объем расфасовки, гр. |
количество ассортиментных позиций |
Юни милк |
Для всей семьи |
Лин-пак |
400 |
3 |
450 |
3 | |||
200 |
2 |
Продолжение таблицы 15
Юни милк |
Летний день |
Тетра-пак |
500 |
4 |
Био Баланс |
Пласт. бутылка |
330 |
6 | |
Простоквашино |
Пласт. Банка |
930 |
1 | |
Тема |
Тетра-пак |
210 |
2 | |
Danone |
Danone |
Пласт. бутылка |
690 |
1 |
290 |
3 | |||
Actimel |
Пласт. бутылка |
130 |
4 | |
Пласт. Бутылка |
100 |
8 | ||
Активиа |
Пласт. Банка |
835 |
1 | |
пласт. Бутылка |
690 |
3 | ||
пласт. Бутылка |
290 |
5 | ||
Активия смусси |
Пласт. бутылка |
290 |
4 | |
Растишка |
пласт. Бутылка |
200 |
1 | |
пласт. Бутылка |
155 |
3 | ||
пласт. Бутылка |
90 x 4 шт. |
4 | ||
Campina |
Fruttis |
Пласт. бутылка |
300 |
4 |
Пласт. бутылка |
285 |
4 | ||
Нежный |
Пласт. бутылка |
385 |
2 | |
Пласт. бутылка |
200 |
3 | ||
Вимм-Билль-Данн |
Чудо |
Пласт. бутылка |
400 |
3 |
Пласт. бутылка |
290 |
4 | ||
Био Макс |
Пласт. Бутылка |
400 |
2 | |
Здрайверы |
Дой-пак |
200 |
4 | |
Дой-пак |
85 |
4 | ||
Имунеле |
пласт. Бутылка |
100 |
1 | |
Ehrmann |
Эрмигурт |
Пласт. |
420 |
3 |
Продолжение таблицы 15
ООО "Саянмолоко" |
Семенишна |
Пюр-пак |
500 |
5 |
ОАО «Молоко» г.Минусинск |
Сибиринка |
Пюр-пак |
500 |
1 |
Вывод: самое большое число ассортиментных позиций (8) у брэнда Актимель от производителя Danone. Далее идут – Био Баланс (6 позиций) от производителя Юни милк , Активиа (5) от производителя Danone и Семенишна от производителя ООО "Саянмолоко" (5).
2.7.5 Виды упаковок
- Пластиковые бутылки
Так, использование
современных пластиковых
производителям практически неограниченные возможности в дизайне, будь то форма или этикетка. В связи с этим все большую популярность приобретают термоусадочные этикетки, идеально повторяющие при усадке необычную форму бутылки. Данный вид упаковки характерен для питьевых йогуртов.
Здесь следует также отметить тот факт, что в последнее время растет доля йогуртов в бутылочках небольших объёмов. Урбанистический стиль жизни предполагает индивидуальное потребление. Кроме того, с каждым годом уменьшается количество членов среднестатистической городской семьи - все чаще это пары, одинокие люди или семьи с одним ребенком. Для них пол-литровый объём йогурта - объем избыточный, и именно поэтому спрос на упаковки меньшего объема (100г.) постоянно растет и будет расти. В таких случаях в дополнение к основной упаковке приходит групповая - картонная для 4 или 6 бутылочек.
- «Пюр-Пак»
Производство упаковки типа на сегодняшний день одно из наиболее экономичных. Данная упаковка, имеющая прямоугольную форму, удобна как при хранении в холодильнике, так и в случае размещения блока продукции на паллете. Кроме того, ее небольшая масса позволяет сэкономить значительные средства при перевозке грузовым транспортом. Преимущества упаковки типа «Пюр-Пак», особенно для йогуртовой отрасли, очевидны - свойства упаковки обеспечивают увеличение срока хранения и уберегают продукцию от потери важных для здоровья микронутриентов. К тому же, «Пюр-Пак», в отличие от стеклянной тары, практически исключает механические повреждения упаковки. Значительная доля продукции, присутствующая на прилавках магазинов, упаковывается в «Пюр-Пак», что вполне устраивает и производителей, и покупателей.
- «Тетра-пак»
«Тетра-пак» также является популярной среди питьевых йогуртов. Упаковка «Тетра-пак» соединяет в себе картонное основание с пластиковой крышкой или отверстием для трубочки, сочетая лучшее из разных видов упаковок. Упаковка доступна в широком диапазоне форм и размеров - от 100 до 1000 мл. Эти упаковки позволяют эффективно использовать пространство, легко складируются и просто утилизируются - достаточно сплющить их и отправить в переработку. Вся картонная поверхность может быть использована для печати информации, адресованной потребителю. Преимущества: универсальность, удобство для потребителя, яркий образ продукта, привлекательность на магазинной полке, расширенные возможности дизайна.
- «Лин-пак» (кувшин)
Основными преимуществами данной упаковки являются:
- характеризуется значительно
высокой защитой от
- упаковка сделана
из трехслойного материала,
- экологичность - одна
из основных особенностей
Данный вид упаковки также характерен для питьевых йогуртов.
- «Дой-пак»
Использование такой
упаковки сегодняшний день
- Пакет удобно держать в руке, он легок, не теряет формы при надавливании и сжатии, занимает меньше места в кармане, сумке или холодильнике.
- Пакет прочен и устойчив, не опрокинется на столе, удобно хранить упаковку в холодильнике или на кухонной полке;
- Удобство дозирования. В отличие от пластиковых и стеклянных бутылок, продукт не оседает на стенках, а легко выдавливается до последней капли;
- Продукт не заветривается, а пакет не липнет к рукам и к кухонным поверхностям, в отличие от стеклянной или жестяной банки.
- Пакеты «дой-пак» более экологически безопасны для окружающей среды, благодаря использованию на 75% меньше пластика по сравнению с жесткими контейнерами. По сравнению с банкой или флаконом, утилизировать пленку гораздо проще.
- Благодаря возможности
флексографической и глубокой
печати, пакеты «дой-пак» красочны,
позволяют воплотить
2.7.6 Объём расфасовки
В результате сбора информации было выявлено следующее: минимальный объем питьевого йогурта – 85 гр. (Здрайверы), максимальный - 930 гр. (Простоквашино).
Нами было замечено, что в основном потребители выбирают йогурт объемом от 290 до 330гр. Так как многие из-за недостатка времени на полноценный обед предпочитают кушать «на ходу». Кроме этого, упаковка очень удобна, легко помещается в сумку.
2.7.7 Лояльность потребителей по отношению к отдельным брэндам и ее причины
Лояльность (loyalty) — такое образно положительное отношение потребителей в отношении всего, что касается деятельности организации, продуктов и услуг, производимых, продаваемым или оказываемым организацией, персоналу компании, имиджу организации, торговым маркам, логотипу и т.д.
Йогурт - сезонный продукт, интенсивные продажи которого приходятся на осень, зиму и весну.
При составлении ассортимента магазин должен ориентироваться на свое месторасположение. Небольшим магазинам не стоит брать живые йогурты на реализацию, если у них нет холодильной установки - можно не успеть продать поставку вовремя. Долгоживущим йогуртам не нужен холодильник, и у магазина больше шансов их реализовать в срок годности.
Важна и система обслуживания. Если самообслуживание отсутствует, покупателю сложнее ориентироваться в ассортименте.
Лояльность во
многом может быть объяснена
особенностями выкладки
Как правило, молочную и кисломолочную продукцию размещают в последней трети магазина. Молочные и сливочные йогурты под одной торговой маркой лучше расставляют рядом. Отдельная группа - йогурты для детей расположены на уровне глаз ребенка.
В ходе проведения ритейл – аудита было выяснено:
- цены в супермаркетах «Командор», «Красный яр» значительно выше цен в магазинах шаговой доступности;
- в крупных торговых точках («Аллея», «Командор», «Красный яр», «Универсам №3») представлен самый широкий ассортимент продукции;
- брэнды Био Баланс, Активиа, Активиа смусси, Летний день, Danone располагаются на полках на уровне глаз;
- йогурты для детей (Растишка, Здрайверы) расположены на нижних полках (на уровене глаз ребенка);
- потребители чаще
выбирают питьевой йогурт в
пластиковых бутылках и
Благодаря методу экспертных оценок установлено, что потребители отдают предпочтение следующим питьевым йогуртам:
Причины:
- умеренная цена (28,77 рублей);
- разнообразие вкусов (6 ассортиментных позиций: злаки, клубника, чернослив, курага-персик, зеленый чай-лимон, черника-злаки);
- оптимальный процент жирности (1,5%);
- удобная упаковка (330 гр.);
- субъективные вкусовые предпочтения.
Информация отражена в таблицах 14, 15.
- необычная упаковка (в форме женского силуэта);
- большое количество вкусов (5 ассортиментных позиций: клубника-малина, чернослив, злаки, ананас, яблоко-злаки);
- воздействие рекламы.
3 Руководство пользования базой данных
База данных предназначена для хранения информации и анализа состояния рынка питьевых йогуртов г. Красноярска. В базе содержатся данные о производителях и их брендах; о торговых точках; о широте товарного ассортимента и ценах.
Для построения базы данных была выбрана программа – Microsoft Access. MS Access – настольная система управления реляционными базами данных (СУБД), предназначенная для работы на автономном ПК или локальной вычислительной сети под управлением семейства операционных систем Microsoft Windows.
Преимущества СУБД:
- высокая скорость поиска информации;
- высокая стабильность;
- дружественный интерфейс;
- создание связи между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей;
- возможности ввода, хранения, просмотра, сортировки, изменения и выборки данных из таблиц;
- возможность создания, модификации и использования производных объектов (запросов, форм и отчетов).
3.1 Структура БД
Таблица – основной объект Access. В них хранится вся информация, занесенная в базу данных. Строки таблицы содержат сведения о фактах, что представлены в базе, в столбцах таблицы находятся конкретные значения, описывающие эти факты.
База данных «Анализ рынка питьевых йогуртов г. Красноярска» содержит следующие таблицы:
- Торговые точки (таблица состоит из полей: код, название, адрес расположения. Причем возможен просмотр ассортимента продукции через вкладки);
- Производители (название, город, адрес);
- Упаковка (вид упаковки);