Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа
Тенденция последних десятилетий – активное внедрение маркетинговых технологий в некоммерческий сектор. Успешность применения маркетинга для реализации некоммерческих проектов привела к бурному развитию, так называемого, социального или общественного маркетинга. Многие западные специалисты отмечают даже "бум некоммерческого маркетинга" и считают, что его динамичное развитие — одна из основных тенденций современного культурного менеджмента.
ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….4
1 Маркетинговая информационная система (МИС)………………………………5
1.1 Понятие маркетинговой информационной системы (МИС)……….……..5
1.2 Виды и источники информации в МИС…………………………………...6
1.3 Методы сбора данных……………………………………………………….9
2 Анализ рынка питьевых йогуртов………………………………………………10
2.1 Этапы выполнения курсового проекта……………………………………10
2.2 Товарная структура рынка питьевых йогуртов…………………………..13
2.3 Факторы макро- и микросреды, влияющие на состояние рынка
йогуртов…………………………………………………………………….......15
2.4 Состояние рынка йогуртов………………………………………………...16
2.5 Основные российские производители и их бренды……………………...17
2.6 Производители продукции в Красноярском крае………………………..18
2.7 Исследование рынка продукции в г. Красноярске……………………….21
2.7.1 Цели и задачи исследования……………………………………………..21
2.7.2 Маршрут сбора данных…………………………………………………..22
2.7.3 Анализ товарного ассортимента продукции в торговых
точках г. Красноярска………………………………………………………….22
2.7.4 Анализ минимальной, максимальной и средней цен…………………29
2.7.5 Виды упаковок…………………………………………………………...33
2.7.6 Объём расфасовки………………………………………………………..36
2.7.7 Лояльность потребителей по отношению к отдельным брэндам
и ее причины……………………………………………………………………36
3 Руководство пользования базой данных………………………………………38
3.1 Структура БД………………………………………………………….…....39
3.2 Пользовательские формы и их назначение………………………….....41
3.3. Анализ рынка с помощью запросов и отчетов…………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........49
Приложение 1 Статья «Состояние рынка молочной продукции»………………51
Приложение 2 Традиционный анализ статьи……………………………………53
Приложение 3 Статья «Российский рынок йогуртов в январе — июле
2010 года»…………………………………………………………………………55
Приложение 4 Контент – анализ статьи…………………………………………61
Приложение 5 Маршрут сбора данных…………………………………………63
Приложение 6 Изображение главной кнопочной формы………………………65
- Ассортимент
(торговая точка, бренд,
- Брэнды (брэнд, производитель, количество вкусов);
- Вспомогательная таблица брэндов (брэнд, вид упаковки, объем, минимальная цена, максимальная цена, средняя цена).
Поле «Код» является ключевым и заполняется автоматически (тип поля – «Счетчик»).
Логическая связь в таблицах установлена автоматически, так как при заполнении основных таблиц был использован Мастер подстановок.
Установлены следующие связи:
- «Код» (Таблица «Торговые точки») – «Торговая точка» (Таблица «Ассортимент»): связь «1 - ∞»;
- «Код» (Таблица «Упаковка») – «Вид упаковки» (Таблица «Ассортимент»): связь «1 - ∞»;
- «Код» (Таблица «Бренды») – «Бренд» (Таблица «Ассортимент»): связь «1 - ∞»;
- «Код» (Таблица
«Производители») – «
Рисунок 1 Схема данных
В Таблице «Торговые точки» можно просматривать информацию по конкретной торговой точке. Во вкладке «+» (находится слева) к каждому магазину находятся данные по брэндам.
Таблица «Производители»
позволяет просмотреть
В таблице «Упаковка» представлены виды упаковок: лин-пак, тетра-пак, пластиковая бутылка, дой-пак, пюр-пак. Вкладка «+» хранит информацию о торговых точках, где представлен конкретный вид упаковки.
Таблица «Ассортимент» содержит полную информацию о торговых точках, всех представленных брэндах, объеме, виде упаковки, цене.
В таблице «Брэнд» можно просмотреть количество вкусов по каждому брэнду.
Вспомогательная таблица брэндов создана для диаграммы цен. Каждая цифра (от 1 до 21) в оси соответствует названию брэнда. В таблице хранятся сведения о максимальной, минимальной и средней цене.
3.2 Пользовательские формы и их назначение
Формы являются основным средством организации интерфейса пользователя в приложениях Access. Форма – это созданный пользователем «бланк» для отображения и редактирования на экране отдельных записей. Формы позволяют работать с приложением даже неподготовленному пользователю.
Чаще всего они создаются для ввода и редактирования данных. Это наиболее распространенный способ использования форм. Формы обеспечивают вывод на экран данных в удобном для пользователя виде. Главная кнопочная форма служит для удобного и быстрого перемещения и редактирования базы данных.
База данных содержит следующие формы:
- Главная кнопочная форма «Анализ сегмента рынка питьевых йогуртов г. Красноярска» [Изображение главной кнопочной формы представлено в Приложении 6];
- «Торговые точки» (форма содержит название торговой точки, адрес, таблицу с ассортиментом продукции);
- «Производители» (название, город, адрес);
- «Карты позиционирования»
(карты позиционирования по
- «Отчеты»
Из главной кнопочной формы можно перейти на форму «Торговые точки», которая содержит информацию по магазинам. Для удобства навигации на форме расположены кнопки: вперед на одну позицию, назад на одну позицию, переход к первой записи, переход к последней записи, добавить запись, удалить запись, вернуться на главную кнопочную форму, выйти из приложения (закрыть MS Access).
Если щелкнуть мышью на кнопку «Производители», открывается соответствующая форма. Форма позволяет просмотреть информацию по производителям, переходить по записям, удалять и добавлять записи, возвращаться на главную кнопочную форму и закрывать программу.
Карты позиционирования - визуальное отображение восприятия брэнда потребителями по отношению к конкурентам. База данных содержит следующие карты позиционирования:
Карта позиционирования составлена на основе следующих данных: степень представленности производителя в торговых точках (ранг от 1 до 9); средняя цена; количество ассортиментных позиций (данные взяты на основании таблиц 14, 15). По оси х расположена степень представленности производителя в торговых точках, по оси у – средняя цена.
Вывод по карте позиционирования: потребители отдают предпочтение брэнду Danone. Он представлен в 9 торговых точках из исследуемых 10. Питьевой йогурт находится в ценовой категории от 30 рублей до 45. Максимальное число ассортиментных позиций (8) также смещает предпочтения потребителей в сторону брэнда Danone.
Высоким спросом пользуется продукция компании Юни милк. Это обусловлено высокой степенью представленности производителя в торговых точках; оптимальной ценовой политикой (средняя цена за единицу продукции от 24 до 34 рублей); широким выбором ассортимента.
Если рассматривать позицию местного производителя ООО Саянмолоко, то спрос на его продукцию небольшой. Одна из основных причин: брэнд недостаточно известен среди населения, хотя продукция продается по приемлемой цене (категория от 25 до 30 рублей).
[Приложение 7]
Карта позиционирования составлена на основе следующих данных: степень представленности производителя в торговых точках г. Красноярск, количество позиций, количество значений «Производитель» (7 производителей). Неценовыми факторами, важными для потребителей, являются: степень представленности и количество позиций.
Вывод по карте позиционирования: спрос на продукцию Юни милк и Danone примерно одинаков. Потребителей привлекает цена, широкий ассортимент; брэнды от этих производителей представлены во многих торговых точках города. Далее по степени убывания спроса: Вимм-Билль-Данн, Campina, Ehrmann, ООО Саянмолоко, ОАО Молоко.
[Приложение 8]
Диаграмма ассортимента открывается с помощью соответствующей кнопки на главной кнопочной форме. Диаграмма показывает количество вкусов у каждого брэнда. По диаграмме можно сделать вывод: самое большое количество вкусов (8) у брэнда Актимель от производителя Danone. Далее идут – Био Баланс (6 позиций) от производителя Юни милк и Активиа (5) от производителя Danone.
Диаграмма цен показывает максимальную, минимальную и среднюю цены по каждому брэнду. Вывод по диаграмме: самая высокая цена (69,95 рублей) у брэнда Простоквашино от производителя Юни милк, это обусловлено объемом упаковки (930 гр.).
Если рассматривать долю питьевых йогуртов объемом от 290 гр. до 400 гр., то самая высокая цена у брэнда Активиа смусси (средняя цена – 39,6 рублей) от производителя Danone, далее – Активиа (34,05 рублей) и Чудо от производителя Вимм-Билль-Данн (32,3 рублей).
Самая низкая цена у брэнда Сибиринка от производителя ОАО «Молоко» - 18,15 рублей. Причем размер упаковки составляет 500 гр. Особенность марки - оптимальное соотношение цены и качества.
3.3. Анализ рынка с помощью запросов и отчетов
Запрос - возможность выбора определенного типа информации из существующей базы данных.
Запрос «Поиск
по производителям» открывает
Результат запроса «Магазины с продукцией производителей Красноярского края» - данные торговых точек, где представлены питьевые йогурты местных производителей.
Вывод по запросу: брэнды «Семенишна» и «Сибиринка» от местных производителей можно встретить в магазинах «Аллея», «Командор», «Чистые луга».
Запрос «Йогурты по приемлемой цене» позволяет просмотреть ассортимент продукции, цена которой дешевле 25 рублей.
Вывод по запросу – йогурты по приемлемой цене можно купить в гипермаркете «Аллея», «Командор», «Красный Яр», «ИП Алекберова», Торговом павильоне, Универсаме №3.
Самые низкие цены у следующих производителей:
- Юни Милк;
- Danone;
- Campina;
- Вимм – Билль – Данн;
- ОАО «Молоко»;
- ООО «Саянмолоко».
Запрос также позволяет просмотреть список брэндов данных производителей и магазины, где их можно приобрести.
Отчет – это форматированное представление данных, которое выводится на экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных.
Отчеты в представленной базе данных составлены по результатам запросов. А именно:
- производители Красноярского края [Приложение 10];
- йогурты по приемлемой цене.
По таблицам созданы следующие отчеты:
- торговые точки
(позволяет просмотреть названи
- упаковка (список видов возможных упаковок для питьевых йогуртов);
- цены по
брэндам (отчет содержит
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве сегмента рынка были выбраны питьевые йогурты.
В качестве методов сбора данных для анализа состояния рынка питьевых йогуртов были выбраны ритейл-аудит и метод экспертных оценок.
Результаты исследования сегмента рынка питьевых йогуртов.
По прогнозу в период 2011—2015 гг спрос на йогурты в России будет стабильно расти ;
Минимальный объем питьевого йогурта – 85 гр. (Здрайверы), максимальный - 930 гр. (Простоквашино). В основном потребители выбирают йогурт объемом от 290 до 330гр.
В ходе наблюдения было выяснено, что потребители отдают предпочтение питьевым йогуртам: Био Баланс от производителя Юни Милк и Активиа от производителя Danone.
Йогурты по приемлемой цене (до 25 рублей) можно купить в гипермаркете «Аллея», «Командор», «Красный Яр», «ИП Алекберова», Торговом павильоне, Универсаме №3.
Самые низкие цены у производителей: Юни Милк, Danone, Campina, Вимм – Билль – Данн, ОАО «Молоко», ООО «Саянмолоко».
Самая высокая цена (69,95 рублей) у брэнда Простоквашино от производителя Юни милк, это обусловлено объемом упаковки (930 гр.). Если рассматривать долю питьевых йогуртов объемом от 290 гр. до 400 гр., то самая высокая цена у брэнда Активиа смусси (средняя цена – 39,6 рублей) от производителя Danone, далее – Активиа (34,05 рублей) и Чудо от производителя Вимм-Билль-Данн (32,3 рублей).
Самая низкая цена у брэнда Сибиринка от производителя ОАО «Молоко» - 18,15 рублей. Причем размер упаковки составляет 500 гр. Особенность марки - оптимальное соотношение цены и качества.
Наибольшее число ассортиментных позиций (8) у брэнда Актимель от производителя Danone. Далее идут – Био Баланс (6 позиций) от производителя Юни милк, Активиа (5) от производителя Danone и Семенишна от производителя Саянмолоко (5).
Оценка позиций местных производителей
Задачи исследования были выполнены:
Охват сегмента рынка (10 магазинов): 3/10=0,3.
Брэнды «Семенишна» и «Сибиринка» от местных производителей можно встретить в магазинах «Аллея», «Командор», «Чистые луга».
На рынке присутствует 5 крупных производителей йогуртов Красноярского края. В производстве используется современное оборудование, внедряются новые технологии. Компании используют собственное сырье, что в итоге снижает себестоимость продукции.
Производитель ООО Саянмолоко представляет брэнд «Семенишна». Объем упаковки - 500 гр., вид упаковки – пюр-пак. Число ассортиментных позиций – 5 (клубника, злаки, ананас, черника, лесные ягоды). Средняя цена за единицу продукции – 26, 45 рублей.
Производитель ОАО Молоко представляет брэнд «Сибиринка». Объем упаковки - 500 гр., вид упаковки – пюр-пак. Число ассортиментных позиций – 1 (злаки). Средняя цена за единицу продукции – 18,15 рублей.
По карте позиционирования «Цена - количество ассортиментных позиций» можно сказать, что брэнд «Семенишна» находится в ценовом диапазоне от 25 до 30 рублей; имеет оптимальное количество ассортиментных позиций (5), представлен в 3 торговых точках города.
Ценовая категория брэнда «Сибиринка» - от 15 до 20 рублей; 1 ассортиментная позиция; питьевой йогурт можно приобрести в одной торговой точке.
Карта позиционирования по неценовым свойствам показывает, что для потребителей наиболее важными характеристиками являются: степень представленности брэнда и количество ассортиментных позиций.