Совершенствование системы управления товарным ассортиментом (на примере ЧУП «Светлогорский молочный завод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – совершенствование управления товарным ассортиментом.
В процессе исследования выполнены следующие исследования и разработки:
изучены основные теоретические аспекты в разработке эффективных решений управления ассортиментом;
анализ экономического и финансового состояния ЧУП «Светлогорский молочный завод»;
разработка плана внедрения АВС и XYZ – анализа в процесс планирования ассортимента.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты разработки эффективных решений в области управления ассортиментом
1.1. Товар и его свойства
1.2. Товарная политика предприятия
1.3. Формирование и управление ассортиментом продукции
1.4. Ассортиментная политика промышленного предприятия
2. Анализ состояния предприятия и существующей системы управления ассортиментом
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных конкурентов
2.3 Анализ экономического и финансового состояния предприятия
2.3.1 Анализ основных средств
2.3.2 Анализ персонала предприятия
2.3.3 Анализ финансовых результатов деятельности
2.3.4 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ производства и реализации продукции
3 Оптимизация процесса формирования ассортимента продукции на предприятии
3.1 Управление ассортиментом продукции
3.2 Методика проведения ABC и XYZ- анализа
3.3 Апробация ABC и XYZ- анализа на предприятии
3.4 Оценка эффективности внедрения ABC и XYZ- анализа в систему управления товарным ассортиментом на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовой за 4 курс.doc

— 758.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра логистики и ценовой политики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Маркетинговые исследования

на тему:  Совершенствование системы управления товарным    ассортиментом  на примере ЧУП «Светлогорский молочный завод»

 

 

 

Студент

ВШУБ, 5-й курс, ВВМ-1 ________________  Петухов С. И.

 

 

Руководитель ______________ ____________

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2009

Реферат

 

Курсовая работа: 42 с., 3 рис., 8 табл., 26 источников, 4 прил.

Развитие, стратегия, стратегические цели, чистые активы, коэффициент финансового  менеджмента, АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ABC- и XYZ АНАЛИЗ

Объект исследования – ЧУП «Светлогорский молочный завод».

Цель работы – совершенствование управления товарным ассортиментом.

В процессе исследования выполнены следующие исследования и разработки:

  1. изучены основные теоретические аспекты в разработке эффективных решений управления ассортиментом;
  2. анализ экономического и финансового состояния ЧУП «Светлогорский молочный завод»;
  3. разработка плана внедрения АВС и XYZ – анализа в процесс планирования ассортимента.

Научная новизна результатов: новый способ формирования товарного портфеля исследуемого предприятия.

Область возможного практического  применения результатов: все предприятия, занимающиеся реализацией товаров народного потребления.

Результатом применения проектного решения  явился рост прибыли, снижение затрат на содержание готовой продукции.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

__________________

    (подпись)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

1. Теоретические аспекты разработки  эффективных решений в области  управления ассортиментом

6

1.1. Товар и его свойства

6

1.2. Товарная политика предприятия

7

1.3. Формирование и управление  ассортиментом продукции

11

1.4. Ассортиментная политика промышленного  предприятия

15

2. Анализ состояния предприятия  и существующей системы управления  ассортиментом

17

2.1 Краткая характеристика предприятия

17

2.2 Анализ основных конкурентов

18

2.3 Анализ экономического и финансового состояния предприятия

19

2.3.1 Анализ основных средств

23

2.3.2 Анализ персонала предприятия

24

2.3.3 Анализ финансовых результатов  деятельности

24

2.3.4 Анализ финансовой устойчивости

26

2.4 Анализ производства и реализации  продукции

28

3 Оптимизация процесса формирования ассортимента продукции на предприятии

 

30

3.1 Управление ассортиментом продукции

30

3.2 Методика проведения ABC и XYZ- анализа

32

3.3 Апробация ABC и XYZ- анализа на предприятии

35

3.4 Оценка эффективности внедрения  ABC и XYZ- анализа в систему управления товарным ассортиментом на предприятии

 

39

Заключение

41

Список использованных источников

 

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В маркетинговой деятельности любого предприятия разработка ассортиментной политики - одно из основных направлений. Особенную важность оно получает в современных условиях рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. От того, насколько полно предприятие сможет учесть эти требования, зависит эффективность его работы, экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ей управлять.

К сожалению, руководители многих предприятий ещё плохо понимает  преимущества эффективной ассортиментной политики, поэтому привлечение их внимания к данному элементу комплекса маркетинга является важным.

Сейчас, когда уровень качества примерно одинаков на большинстве предприятий, важно не то, что, как и из чего изготавливается, а то, что продается и, в первую очередь, что покупается. Это поставило предприятия перед необходимостью изыскания новых подходов к формированию ассортимента, как для обеспечения устойчивости своего функционирования, так и для дальнейшего развития, и привело к целесообразности разработки новых управленческих решений, обеспечивающих сбалансированность с остальными аспектами деятельности предприятия.

Прямое копирование опыта стран  с развитой экономикой и отлаженными  финансовыми отношениями в условиях нашей страны неприемлемо, а недостаточное теоретическое обоснование управленческих решений может привести к некорректным выводам и принятию ошибочных решений в процессе формирования «ассортиментного портфеля». Необходимо глубокое осмысление происходящих на предприятии экономических процессов, что позволит сформулировать рекомендации по их совершенствованию.

 Перестройка в управлении  предприятием, направленная на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования предприятия, должна базироваться на целенаправленных исследованиях вопросов формирования ассортимента с учетом специфических особенностей предприятия: его целей, ресурсов и окружающей среды.

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ЧУП «Светлогорский молочный завод» (далее Предприятие), основной вид деятельности которого – производство молочной продукции.

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления ассортиментом продукции на предприятии.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:

  • определение понятия управления ассортиментом;
  • рассмотрение отечественных и зарубежных подходов к процессу  разработки стратегии;
  • анализ экономического и финансового состояния Предприятия;
  • анализ рынка молочной продукции;
  • оценка существующей товарной политики;
  • внедрение АВС и XYZ- анализа;
  • оценка эффективности использования анализа.

 

 

1.  Теоретические аспекты разработки эффективных решений в  области управления ассортиментом

1.1 Товар и его свойства

Успех маркетинговой деятельности зависит от наличия высококачественного, современного и выгодного для  потребителя товара. Маркетинг исходит  из того, что до определенного момента товар как вещь или услуга не имеет для потребителя никакой ценности. Дело в том, что люди приобретают не товары, а их способность удовлетворять определенную потребность.

Потребительская ценность товара выступает  как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Любой товар можно рассматривать на трех уровнях. Товар по замыслу - это продукт как средство удовлетворения конкретной потребности - то, что будут покупать, какую потребность он предназначен удовлетворять. Таким видит товар разработчик идеи. Товар в реальном исполнении - это осязаемые и неосязаемые признаки и свойства товара: внешнее оформление, уровень качества, марочное название и упаковка. Это товар, созданный производителем. Товар с подкреплением - это товар с набором дополнительных выгод. Товар необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей [13, с. 19].

Маркетинг ставит своей задачей  направить товар в определенное место, в нужное время и по приемлемой цене.

Все товары с учетом их назначения подразделяются на товары индивидуального потребления и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами.

Среди товаров личного пользования  можно выделить три группы:

  • товары длительного пользования;
  • товары краткосрочного пользования;
  • услуги.

Потребительские товары обычно классифицируют с учетом поведения покупателей  при их приобретении. В данном случае выделяют:

  • Товары повседневного (пассивного) спроса, которые потребитель обычно приобретает часто, не задумываясь и с минимальными усилиями на сравнение их между собой;
  • Товары тщательного (предварительного) выбора, при покупке которых потребитель, как правило, сравнивает их между собой по показателям качества и ценам, пригодности и внешнему оформлению;
  • Престижные товары (особого спроса), которые либо действительно обладают уникальными характеристиками, либо ассоциируются с названием известной фирмы-производителя; ради этих товаров часть покупателей готова затратить дополнительные средства.

Товары повседневного спроса в  свою очередь подразделяются наследующие группы:

  • Основные товары повседневного спроса (хлеб, молоко);
  • Товары импульсивной покупки, которые покупаются без всякого предварительного планирования и поисков;
  • Товары для экстренных случаев, которые приобретаются при возникновении острой потребности в них.

При классификации товаров производственного назначения обычно принимается во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительная ценность [26, с. 57].

1.2 Товарная политика предприятия

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителей, наличие заранее обдуманных принципов  поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по следующим позициям:

  • формирование ассортимента и управление им;
  • подержание конкурентоспособности товаров на требуемом уровне;
  • нахождение для товаров оптимальных товарных сегментов;
  • разработка и осуществление стратегии упаковки, маркировки,  обслуживания товаров.

Отсутствие товарной политики ведет  к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на экономическом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Разработка и осуществление  товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий:

  • четкое представление о целях производства, сбыта и экспорта на  перспективу;
  • наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия,  хорошее знание рынка и характера его требований;
  • представление о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в  перспективе.

В условиях необходимости мобилизации  все более крупных ресурсов для  решения производственно-сбытовых и иных задач требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику.

Необходимо продуманное на длительную перспективу решение следующих проблем:

  • оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;
  • ускорение темпов обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла;
  • соблюдение паритета новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте;
  • выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров.

Поскольку рыночный успех является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности определяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим  стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.

Понятие «управление» в более общем смысле определяется как процесс достижения поставленной цели. Если рассматривать его более узко, то управление это всякое целенаправленное воздействие на товарные системы. При этом практические действия по управлению и ассортиментом товаров взаимосвязаны и обусловлены конечной целью управления, которая состоит в эффективном удовлетворении общественных потребностей [13, с. 42].

Информация о работе Совершенствование системы управления товарным ассортиментом (на примере ЧУП «Светлогорский молочный завод»)