Совершенствование системы управления товарным ассортиментом (на примере ЧУП «Светлогорский молочный завод»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – совершенствование управления товарным ассортиментом.
В процессе исследования выполнены следующие исследования и разработки:
изучены основные теоретические аспекты в разработке эффективных решений управления ассортиментом;
анализ экономического и финансового состояния ЧУП «Светлогорский молочный завод»;
разработка плана внедрения АВС и XYZ – анализа в процесс планирования ассортимента.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты разработки эффективных решений в области управления ассортиментом
1.1. Товар и его свойства
1.2. Товарная политика предприятия
1.3. Формирование и управление ассортиментом продукции
1.4. Ассортиментная политика промышленного предприятия
2. Анализ состояния предприятия и существующей системы управления ассортиментом
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных конкурентов
2.3 Анализ экономического и финансового состояния предприятия
2.3.1 Анализ основных средств
2.3.2 Анализ персонала предприятия
2.3.3 Анализ финансовых результатов деятельности
2.3.4 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ производства и реализации продукции
3 Оптимизация процесса формирования ассортимента продукции на предприятии
3.1 Управление ассортиментом продукции
3.2 Методика проведения ABC и XYZ- анализа
3.3 Апробация ABC и XYZ- анализа на предприятии
3.4 Оценка эффективности внедрения ABC и XYZ- анализа в систему управления товарным ассортиментом на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовой за 4 курс.doc

— 758.00 Кб (Скачать документ)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

В 2007 году наблюдается снижение темпа  обновления основных средств, но в 2008 году показатель увеличивается. А вот  коэффициент выбытия постоянно снижается. В результате обновление происходит медленно, и износ оборудования увеличивается с каждым годом, что отрицательно сказывается на показателях эффективности.

2.3.2  Анализ персонала предприятия

Достаточная обеспеченность предприятия  работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования и как результат объем выполняемых работ, прибыль и ряд других показателей.

Списочная численность работающих на предприятии 132 человека.

По своим должностным обязанностям весь персонал подразделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-технические  работники (специалисты), другие служащие и рабочие.

Планируемая структура кадров, характеризующая  соотношение различных категорий работников, следующая:

Категория работников Количество человек Удельный вес в общей численности.

  • руководители, специалисты,  - 50 38 %
  • работники основной деятельности  - 71  54 %
  • работники не основной деятельности  -   11   8 %

Высшее образование из числа руководителей, специалистов и служащих на предприятии имеют 63 человек, среднее специальное – 40 человек. Преобладающий возраст работников предприятия - 39 - 50 лет. Это люди с большим стажем работы и высокой квалификацией. Большое внимание на предприятии уделяется профессиональному обучению работников.

Показатели эффективности труда  на 2008 год отображены в таблице (Приложение А).

2.3.3  Анализ финансовых результатов деятельности

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов).

Прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получает предприятие после реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг как  вознаграждение за вложенный капитал  и риск предпринимательской деятельности. Динамика роста прибыли от реализации приведена на рисунке 2.5


Рисунок 2.5 - Динамика роста прибыли от реализации

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Рентабельность продукции показывает прибыль предприятия с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рентабельность отдельных видов продукции представлена в таблице.

Таблица 2.3 - Рентабельность отдельных видов продукции

Наименование продукции 

2006

2007

2008

Сметана

12,1 %

6,0 %

3.4 %

Творог

5,7 %

9.1 %

7.4 %

Сырки глазированные

12,9 %

15.1 %

14.7 %

Нежирная продукция

9,6 %

12.8 %

6.7 %


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

В 2008 году произошло снижение рентабельности всех видов продукции за счет увеличения затрат на производство (обновление части оборудования и увеличение цен на сырье). Однако основную прибыль предприятию на протяжение расчетного периода приносят глазированные сырки и творог, а вот рентабельность сметаны интенсивно падает.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции  до выплаты процентов и налогов  на сумму полученной выручки: 2006 - 10,1%, 2007 - 8,7% , 2008 - 7,7%. Данный показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. На основании приведенных расчетов можно сделать вывод о ежегодном снижении прибыли с рубля продаж.

Рентабельность оборотных активов - R (%):

                                                                             (1)

Рентабельность по годам: 2006 - 41,3%, 2007 - 57%, 2008 - 44,5%. Данный показатель свидетельствует о неэффективном использовании оборотных активов. В 2007 году произошло увеличение рентабельности, однако в 2008 году показатель снизился.

Рентабельность внеоборотных активов рассчитывается аналогично: 2006 год - 46,6%, 2007 год - 23,3%, 2008 год - 21,4%.

2.2.4  Анализ финансовой устойчивости

Финансовое состояние может  быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если текущая  платежеспособность — это внешнее  проявление финансового состояния  предприятия, то финансовая устойчивость — внутренняя его сторона, обеспечивающая стабильную платежеспособность в длительной перспективе, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков.

Финансовая устойчивость предприятия — это способность cy6ъекта хозяйствования функционировать  и развиваться, сохранять pавновесие  своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

В качестве критериев  для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
  • коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует  наличие у организации собственных  оборотных средств, необходимых  для ее финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и рассчитывается как отношение суммы итога раздела V пассива баланса к сумме валюты бухгалтерского баланса.

Основанием для  признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение, менее приведенного согласно Приложению 1 к инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности;
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой (подотраслевой) принадлежности организации имеет значение, менее приведенного согласно Приложению 1 к инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.

Сравнении расчетных показателей  с нормативными позволяет сделать вывод о финансовой состоятельности предприятия: в 2006 году коэффициент текущей ликвидности имеет значение- 2,45 (при нормативе не менее 1,7), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,59 (при нормативе ≥ 0,3), коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами – 0,22 (норматив не более 0,85). В 2007 году соответственно 4,39; 0,77; 0,08. значения коэффициентов в 2008 году следующие: 2,69; 0,36; 0,2. Это говорит о том, что оборотных средств предприятия достаточно для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Структуру баланса Предприятия за 2006-2008 гг. можно признать удовлетворительной, а само Предприятие – платежеспособным.

2.4  Анализ производства и реализации продукции

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса на первом месте оказывается  объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а возможный объем  продаж является основой разработки производственной программы. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Мониторинг рынка молочной продукции  показал, что цены, установленные на продукцию Предприятия незначительно превышают средний уровень по отрасли. Соответственно, продукция обладает высокой конкурентоспособностью по цене. Анализ прибыли по видам продукции приведен в таблице 2.9.

Таблица 2.4 – Анализ прибыли по различным видам продукции

Наименование продукции

Товарная продукция, тыс. руб.

Затраты, тыс. руб.

Прибыль, тыс.руб.

Рентабельность, %

сметана

12536463

12127360

409103

3.4

творог жирный

13439077

12511413

927664

7.4

десерты жирные

49902

44659

5243

11.7

молоко

6738749

6261005

477744

7.6

кефир

1462325

1375761

86564

6.3

к/м напиток

5983

5509

474

8.6

к/м напиток

8445

6479

1966

30.3

сливки

35142

32270

2872

8.9

сырки без глазури

3347146

2882270

464876

16.1

сырки глазированные

17847647

15558011

2289636

14.7

масса "Московская"

1510770

1407797

102973

7.3


Продолжение таблицы 2.4

йогурт

989408

843414

145994

17.3

всего цельномолочной продукции

57971057

53055948

4915109

9.3

творог нежирный

1338249

1278743

59506

4.7

десерты нежирные

1895733

1752693

143040

8.2

к/м напиток "Бодрость"

4004

3149

855

27.2

всего нежирной продукции

3237986

3034585

203401

6.7

сыры плавленые

287170

258719

28451

11

майонезы

177857

159082

18775

11.8

квас оригинальный

20156

17814

2342

13.1

напиток "Био-лайт"

152849

121721

31128

25.6

сыворотка

4757

6815

-2058

-30.2

масло крестьянское

3524532

4535954

-1011422

-22.3

итого по заводу

65356208

61172824

4183384

6.8


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Из таблицы следует, что наибольшую долю в объёме прибыли занимают сырки  глазированные - 57,3% и творог жирный 22,17% в общем объеме прибыли. Производство сыворотки и масла в 2008 году стало не прибыльным и принесло убыток заводу в размере - 1 013 480 тыс. руб.

Данные об изменении ассортимента и структуры продукции представлены в Приложении Б.

 

3  Оптимизация процесса формирования ассортимента продукции


3.1  Управление ассортиментом продукции

Существующий в настоящее время  метод определения перечня наименований предполагает нахождение оптимального ассортимента выпуска продукции  по критерию максимизации прибыли. Из проведенного анализа видно, что у предприятия стабильное положение. В связи с этим руководство уделяет недостаточное количество внимания процессу формирования ассортимента.

Информация о работе Совершенствование системы управления товарным ассортиментом (на примере ЧУП «Светлогорский молочный завод»)