Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Цель работы – совершенствование управления товарным ассортиментом.
В процессе исследования выполнены следующие исследования и разработки:
изучены основные теоретические аспекты в разработке эффективных решений управления ассортиментом;
анализ экономического и финансового состояния ЧУП «Светлогорский молочный завод»;
разработка плана внедрения АВС и XYZ – анализа в процесс планирования ассортимента.
Введение
1. Теоретические аспекты разработки эффективных решений в области управления ассортиментом
1.1. Товар и его свойства
1.2. Товарная политика предприятия
1.3. Формирование и управление ассортиментом продукции
1.4. Ассортиментная политика промышленного предприятия
2. Анализ состояния предприятия и существующей системы управления ассортиментом
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных конкурентов
2.3 Анализ экономического и финансового состояния предприятия
2.3.1 Анализ основных средств
2.3.2 Анализ персонала предприятия
2.3.3 Анализ финансовых результатов деятельности
2.3.4 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ производства и реализации продукции
3 Оптимизация процесса формирования ассортимента продукции на предприятии
3.1 Управление ассортиментом продукции
3.2 Методика проведения ABC и XYZ- анализа
3.3 Апробация ABC и XYZ- анализа на предприятии
3.4 Оценка эффективности внедрения ABC и XYZ- анализа в систему управления товарным ассортиментом на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Перенасыщение ассортимента ведет
к уменьшению общих прибылей, так
как товары начинают подрывать сбыт
друг друга. При выпуске новых
товаров фирме следует
Задача высшего руководства фирмы и состоит в том, что бы с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей.
Беларусь входит в число ведущих стран по производству молока на душу населения.
Технический и технологический уровень перерабатывающих предприятий молочной отрасли не позволяет в целом обеспечить комплексную и эффективную переработку сырьевых ресурсов. Действующее технологическое оборудование характеризуется низкой производительностью, высокими удельными энергоемкостью и материалоемкостью. Износ оборудования на предприятиях составляет более 60%. В последние годы замедлились реконструкция и техническое перевооружение предприятий, внедрение ресурсосберегающих технологий, что наряду со стоимостью сырья привело к низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции даже на внутреннем рынке. По этим причинам утеряны рынки сбыта в других странах. Многие предприятия, работающие в отрасли переработки молока, являются убыточными.
Главным направлением развития молочной промышленности должно стать комплексное и рациональное использование молочного сырья за счет совершенствования ассортиментного ряда выпускаемой молочной продукции, применение ресурсосберегающих технологий, освоение новых видов молочных продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.
ЧУП «Светлогорский молочный завод» работает на рынке молочных продуктов с 1968 года. Сегодня здесь производится более 110 видов продукции среди которых сметана, творог различной жирности и сырково-творожные изделия, молоко, кефир, йогурты с живыми йогуртовыми культурами, десерты творожные, сливки, масло сливочное. Молочные продукты производятся под торговой маркой «Медков продукт».
Адрес предприятия: 247434, Гомельская область, Светлогорский район, поселок Медков, ул. Паричская, 1.
Форма собственности – частная.
Миссией предприятия является удовлетворение потребностей потребителя в качественной и полезной молочной продукции. Завод поставляет молочную продукцию в торговые точки Светлогорска и Светлогорского района, а также в города Гомель, Жлобин, Мозырь.
На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001 (сертификат № DIN EN ISO 9001:2000), система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ ГОСТ Р 51705.1-2001 (ХАССП).
В мае 2006 года был получен аттестат аккредитации производственной лаборатории Предприятия, который подтверждает, что производственная лаборатория соответствует критериям Системы аккредитации Республики Беларусь и аккредитована на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО / МЭК17025. Это гарантирует потребителю безопасность выпускаемой продукции.
1. ОАО «Савушкин продукт»
ОАО «Савушкин продукт» — крупный производитель цельномолочной продукции, сухих молочных продуктов, твердых сыров и масла коровьего. Производственные мощности комбината позволяют перерабатывать до 900 тонн молока в сутки. Ассортимент продукции — более 200 наименований. Товарные знаки «Савушкин продукт», «Формула здоровья», «Кисельный бережок». На предприятии действует система менеджмента качества на соответствие МС ИСО 9000, принципам НАССР, а также международной системе управления окружающей средой ИСО 14000. В текущем году предприятие инвестировало в техническое переоснащение производства более 26 миллиардов рублей. Коэффициент обновления основных средств составил 30 %. Сегодня продукция идет на экспорт – в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину и Россию. Сегодня продукция «Савушкин продукт» представлена во всех торговых сетях Москвы, это более 1000 торговых точек. Всего в 2008-м объем экспорта составил более 26 миллионов долларов США, темп роста к уровню прошлого года – 160,3 процента, удельный вес экспорта в общем объеме производства – 30,9 процента. И экспортное направление деятельности предприятия продолжает развиваться. ОАО «Савушкин продукт» ставит перед собой задачи: покорить рынки Европы.
2. ОАО «Мельников луг», г. Гомель
ОАО «Мельников луг» производит более 60 наименований молочной продукции: кисломолочную продукцию, сметану; молоко и кефир с витамином С и с лактулозой, питьевые йогурты с бифидобактериями, широкий диапазон творожных изделий: творог «Нежный» 4% и 11% жирности, десерты творожные взбитые с фруктами и ягодами, сырок «Нежный» творожный с фруктами, мягкие сыры: «Белорусский клинковый» и «Нарочь»; майонез, 14 видов плавленых сыров, колбасные сыры, сыры твердые: «Столичный», «Голландский», «Эдемский» и «Междуреченский». Из высококачественного натурального молока вырабатывается молоко стерилизованное 1,5%, 3,2% и 6% жирности и сливки 10% жирности длительного срока хранения (4 месяца). При производстве продукции применяются новые виды упаковки: пакеты Пюр-Пак и Тетра-Пак с винтовыми крышками, стаканчики с двойной крышкой, полиэтиленовые бутылки с этикеткой на термоусадочной пленке, упаковка твердых сыров производится в среде инертного газа для продления сроков хранения.
3. ОАО «Бабушкина крынка», г. Могилев
ОАО «Бабушкина крынка» - одно из ведущих предприятий по производству цельномолочной продукции в Беларуси. Данное предприятие производит более 100 видов продукции: молоко, кефиры, йогурты, ряженку, майонезы, сырки глазированные, сыры. В 2006 году было освоено производство таких продуктов, как:- соус эмульсионный «Славянский» 25% жирности 3-х видов: «С ананасом и карри», «С грибами и пряностями», «С овощами и пряностями»;- масло Крестьянское сладкосливочное 72,5% жирности, масло Любительское сладкосливочное 78% жирности, масло коровье сладкосливочное 82,5% жирности; сыр сливочный «Гурман» с грибами лисичками; масса творожная сладкая «Московская» с изюмом. А так же расширился ассортимент сырков глазированных с наполнителями и творога зерненного с наполнителями.
Кроме названных выше предприятий конкуренцию составляют молочные заводы некоторых областных и районных городов Республики Беларусь, которые из-за низкой покупательной способности на местах, а также для расширения рынка сбыта поставляют свою продукцию в город Светлогорск. Кроме того, в торговых точках города в ограниченном ассортименте представлена продукция Российских производителей. В основном это йогурты и молоко стерилизованное.
Каждое предприятие, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность должно знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос, рынки сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, покупателей, наличие кадров необходимой квалификации.
Экономический и финансовый анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений.
Одним из требований к экономическому анализу является комплексность. То есть анализ должен охватывать все звенья и все стороны деятельности предприятия.
Показатели, характеризующие деятельность Предприятия приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Финансовое состояние предприятия
Наименование |
Единица измерения |
Годы | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Использование производственных мощностей |
% |
93,4 |
100,0 |
117,3 |
Среднесписочная численность работающих |
человек |
148,0 |
150,0 |
132,0 |
Годовой объем производства в натуральном выражении: |
т |
13807,0 |
22281,0 |
8910,0 |
цельномолочная продукция в пересчете на молоко |
т |
54927,0 |
70880,0 |
88771,0 |
темпы к предыдущему году |
% |
124,8 |
129,0 |
112,9 |
нежирная продукция в пересчете на обезжиренное молоко |
т |
4202,0 |
4718,0 |
6015,5 |
темпы к предыдущему году |
% |
37,2 |
112,3 |
127,5 |
сыр плавленый |
т |
46,0 |
60,0 |
70,0 |
темпы к предыдущему году |
% |
173,6 |
130,4 |
114,8 |
майонез |
т |
174,0 |
184,0 |
96,0 |
темпы к предыдущему году |
% |
76,0 |
105,7 |
55,2 |
Годовой объем производства в стоимостном выражении (в текущих ценах) |
млн. руб. |
35810,0 |
54426,0 |
65374,0 |
Полные издержки на произведенную продукцию (работы, услуги), всего: |
млн. руб. |
32727,0 |
51599,0 |
61784,0 |
в том числе: |
||||
сырье, материалы, комплектующие |
млн. руб. |
26001,0 |
41029,0 |
46700,0 |
из них приобретенные в СКВ: |
млн. руб. |
206,0 |
85,0 |
|
топливо и энергия на технологические цены |
млн. руб. |
1266,0 |
2520,0 |
1356,0 |
заработная плата |
млн. руб. |
719,0 |
1132,0 |
3987,0 |
отчисления от средств на оплату труда |
млн. руб. |
306,0 |
447,0 |
430,0 |
общепроизводственные расходы |
млн. руб. |
2819,0 |
4314,0 |
5213,0 |
общехозяйственные расходы |
млн. руб. |
1616,0 |
2092,0 |
3012,0 |
Из полных издержек |
100% |
|||
постоянные |
% |
12,4 |
11,9 |
12,1 |
переменные |
% |
87,6 |
88,1 |
87,9 |
Продолжение таблицы 2.1
Выручка от реализации продукции без НДС - всего |
млн. руб. |
36715,0 |
63160,0 |
67856,0 |
темпы к предыдущему году |
% |
154,1 |
172,0 |
17,4 |
Из общего объема реализации - выручка в СКВ |
тыс. дол. |
600,5 |
1325,5 |
2020,3 |
Удельный вес в общем объеме выручки |
100% |
|||
денежных поступлений |
% |
87,6 |
95,5 |
96,2 |
товарообменных операций |
% |
1,4 |
1,7 |
1,3 |
взаимозачетов |
% |
11,0 |
2,8 |
2,5 |
Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта: |
100% |
|||
внутренний рынок |
% |
93,1 |
86,0 |
87,2 |
ближнее зарубежье |
% |
6,9 |
14,0 |
12,8 |
дальнее зарубежье (включая страны Прибалтики) |
% |
0 |
0 |
0 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
10,1 |
7,1 |
6,8 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,5 |
4,4 |
2,7 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
% |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
% |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
Доля собственных средств к выручке от реализации |
% |
27,3 |
22,0 |
21 |
Доля оборотных средств к выручке от реализации |
% |
18,3 |
9,4 |
8,1 |
Налоги и др. платежи (без подоходного налога), |
млн. руб. |
3013,0 |
4430,0 |
2643,0 |
в том числе платежи в бюджет |
млн. руб. |
2884,0 |
4240,0 |
2141,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных
предприятия
Данные таблицы
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции, выполнения работ, оказания услуг на промышленном предприятии является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.
Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные средства (основные средства предприятия делятся на промышленно-производственные, непромышленные, а также средства непроизводственного назначения).
Для проведения анализа движения и технического состояния основных средств рассчитываются следующие показатели:
Значения выше перечисленных коэффициентов приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.2 - Данные о состоянии основных средств за 2006 – 2008 г.
Показатель |
Уровень показателя | ||||
2006 г. |
2007 г. |
Изменение к 2006 г. |
2008 г. |
Изменение к 2007 г. | |
Коэффициент обновления |
0,23 |
0,22 |
- 0,01 |
0,27 |
0,05 |
Коэффициент выбытия |
0,3 |
0,11 |
-0,19 |
0,004 |
-0,106 |
Коэффициент износа |
0,44 |
0,56 |
0,12 |
0,67 |
0,11 |