Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:31, реферат
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
1Введение
2 Подходы к определению и классификации стилей.
3 Факторы формирования стилей
4 Анализ стиля руководства в современной организации.
5 Формирование эффективного стиля руководства
6 Заключение
7 Список литературы
Концепции, соответствующие теории У, действуют наиболее эффективно в
ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стиль
управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее
приспособлены к руководству по теории У.
Низко
квалифицированные работники, требующие
постоянного надзора и
как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.
Широкое применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого
уровня производительности, развить творческий потенциал у работников,
создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь
высокого уровня квалификации персонала.
В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать две модели.
Классическая модель классификации стилей руководства, предложенная К. Левиным
и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и
произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что
главная роль при классификации стилей руководства была отдана свойствам
личности и особенностям характера руководителя. В модели Лайкерта в эту
основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека. Обе
рассматриваемые модели относятся к поведенческому подходу, который создал
основу для классификации стилей руководства. Эффективность руководства
согласно этому подходу определяется тем, как относится менеджер к своим
подчиненным.
Модель К. Левина
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше,
чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории.
Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях
К. Левин.
Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный,
административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным
решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением
контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля:
«эксплуататорский» и «благожелательный».
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не
доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все
вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только
указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования
использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно,
радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом
в результате
этого в организации или
неблагоприятный
морально-психологический
развития производственных конфликтов.
При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля
руководитель
относится к подчиненным
принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может
поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат
ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную
самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом
здесь присутствует, но оно минимально.
Появление
руководителя-автократа
большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные люди, с
преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие
большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются
холериками.
Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых
преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью
децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.
Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится
делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
На практике
выделяют две разновидности
«консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной»
руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться
использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди
стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в
исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства,
несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные
стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в
необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана
на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах,
всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен
всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и
контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда
исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее
новизну и творчество.
Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть
состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает
необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а
сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта,
арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с
внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего
потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного
контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их
реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что
руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые
условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им
удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в
коллективе.
Применение этого стиля имеет все большее распространение из-за растущих
масштабов
научно-технической
разработок,
которые выполняются
хотят находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от
реального стремления подчиненных к этому, четкой формулировкой руководителем
задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки
результатов и вознаграждения.
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель
совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых
руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие
авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться
в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих
помощников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По
характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и
конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что
коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая
личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная
организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя
оказываются для данного руководителя непосильными.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между
собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную
цепочку, что показано на схеме 2.2.
В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты
взаимодействия руководителя и подчиненных:
Ø руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его
выполнить;
Ø руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
Ø руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
Ø руководитель предлагает решение, которое может быть
скорректировано после консультаций с подчиненными;
Ø руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации
подчиненных, на основании которых принимает решение;
Ø руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
Ø руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами
принимают решение.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления Р. Лайкерт предложил
рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется
отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении
руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина