Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:31, реферат
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
1Введение
2 Подходы к определению и классификации стилей.
3 Факторы формирования стилей
4 Анализ стиля руководства в современной организации.
5 Формирование эффективного стиля руководства
6 Заключение
7 Список литературы
и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так гибко и
адаптивно как требует модель.
Модель принятия решения
По мнению авторов данной модели, в зависимости от ситуации, особенностей
коллектива
и характеристикам самой
управления. Эти пять стилей представляют континуум, начиная с
автократического стиля принятия решений (А и Б) затем консультативный (В и Г)
и завершается полным участием (Д).
А – Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б – Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и
принимает решение.
В – Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими
мнения и с учетом их принимает собственное решение.
Г – Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате
вырабатывается общее мнение.
Д – Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или
вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того,
кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
Ø наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
Ø уровень требований, предъявляемых к решению;
Ø четкость и структурированность проблемы;
Ø степень причастности к делам организации и необходимость
согласовывать с ними решения; вероятность того, что единоличное решение
руководителя
получит поддержку
Ø заинтересованность исполнителей в достижении целей;
Ø
степень вероятности
в результате принятия решений.
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных
стилей управления, алгоритм выбора которых отражен на схеме 2.8. (см
приложения).
Данная модель отличается от других ситуационных моделей тем, что ее основа –
принятие решений, но она аналогична другим подходам тем, что еще раз
показывает руководителю, что нет оптимального метода влияния на подчиненных.
Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия
решений.
В настоящее
время все большее
атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции
лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных, а на причины его
вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах информации: о
том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о
том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально. Если
поведение подчиненного вызвано серьезными внутренними причинами, руководитель
принимает по отношению к нему необходимые меры воздействия и в дальнейшем
осуществляет их коррекцию в соответствии с ответной реакцией подчиненного.
Если же причины вызваны внешними условиями, руководитель направляет усилия на
их изменение.
Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их
усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов,
влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в
конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель
должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Классификация «больных» предприятий М.Кетса де Фриса и Д.Миллера.
Канадские специалисты М.Кетс де Фрис и Д.Миллер, проведя ряд исследований по
переносу на организацию критериев, использующихся в отношении отдельных
личностей, установили, что существует положительная корреляция и сходство
между «болезненным» и неадекватным поведением руководителя и особенностями
деятельности организации. Кроме того, они выяснили, что во всех «больных»
организациях прослеживается тенденция к тому, что один или два человека из
состава высшего руководства задают тон на предприятии, определяют стратегию и
создают особый климат. Если дочерние предприятия не располагают сильной
личностью в руководстве, то в них начинают проявляться как минимум
неадекватные способы поведения, которые являются следствием процессов,
происходящих в центральном органе. В частности, установлено, что закрытость,
мелочность и подозрительность руководителя отрицательно влияют на отношения
сотрудников, формирование и выполнение планов организации, ее положение на
рынке, финансовое обеспечение и пр.
Исходя из сказанного руководителей неэффективного поведения можно
классифицировать на следующие типы: «рисковые», «параноидальные»,
«пассивные», «шизоидные», «принуждающие», «подозрительные», «драматические»,
«педантичные», «депрессивные» и «замкнутые».
У руководителя любого типа есть только ему присущие черты, которые
проявляются не только в поступках, но и деятельности и стратегии управления,
что, безусловно, отражается на организации. Можно, следовательно, говорить об
аналогичных видах (типах) организаций.
«Рисковый»
руководитель – «рисковая» организация
Направление деятельности организации этого типа трудно определить, поскольку
оно беспрестанно меняется, не имеет рамок, склонно к риску и авантюризму. При
принятии решений ее руководитель подчиняется предчувствиям, игнорируя
реальность; его увлекают опасности и новые возможности. Он полагается на свои
силы, единолично обладает всей необходимой информацией и претворяет в жизнь
собственные, а не всей команды, замыслы. Немотивированно, без учета рыночного
спроса и рекомендаций коллег и персонала на предприятии может начаться
производство новой продукции; возможно вложение большей части финансового
капитала в рискованную и ненадежную сделку. Цель такой организации –
безграничный рост и расширение, что характеризует стремление руководителя
быть в центре внимания, чувствовать свою значимость.
Но структура рисковых организаций оказывается примитивной для проведения
мероприятий широкого размаха:
•у руководителя чересчур
принятие даже незначительных решений, лишая подчиненных свободы выразить мнение
и получая взамен все награды и почести;
•отсутствует эффективная
времени, чтобы интересоваться рынком, конкурентами (много времени уходит на
контроль над подчиненными и выполняемой ими работой), важнее не реальные факты,
а интуиция.
«Параноидальный» руководитель – «параноидальная» организация
Подобную
организацию характеризует
возможностью подвергнуться преследованию создают климат чрезмерного контроля
и наблюдения. Развернутые информационные системы в области менеджмента служат
тому, чтобы своевременно определить внутренние и внешние опасности и
подготовиться к встрече с ними. Власть концентрируется на самом верху, а
сотрудники используются в целях сбора информации о том, что происходит. Люди
проявляют консерватизм из страха показаться слишком изобретательными,
авантюристами и растратчиками ресурсов. Каждый самоопределяется не
естественным путем, а в качестве потенциальной жертвы внешних «темных» сил,
перед которыми надо быть начеку. Стратегический стиль менеджмента можно
описать по принципу «как-нибудь да выкрутимся», для постановки четких
самостоятельных задач его недостаточно. Для того чтобы еще больше снизить
имеющийся риск, на предприятиях принято разграничивать производственные
процессы, даже если в этом нет необходимости. Все сводится в единое целое
благодаря
совершенным контрольным
рациональный. Не допускаются спонтанные действия.
«Пассивный»
руководитель – «пассивная» организация
Бездеятельность, пассивность, недостаток доверия, консервативность и
закрытость свойственны такой организации. Исполняется лишь то, что заранее
запланировано, не поощряются инициатива и риск, преобладает атмосфера пустоты
и рутины. Фирмы, пассивные в основе, хорошо и успешно работают там, где рынок
и конкуренция относительно стабильны. Их стиль – сохранить строгие тарифы,
ограничения в торговле, а торговые соглашения заключать с партнерами только
знакомыми и надежными.
Организация работает по заранее определенным планам и проектам, не склонна
изменяться, у нее одни и те же заказчики и поставщики, ею нетрудно
руководить. Власть централизована, каждый знает свое место и обязанности.
Важны не способности руководителя, инициатива, творческий подход,
деятельность и компетенция, а занимаемая позиция. Система контроля здесь
формальна.
Организация сопротивляется любому предложению об изменении, новым