Стили управления и сферы их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:31, реферат

Описание

Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

Содержание

1Введение
2 Подходы к определению и классификации стилей.
3 Факторы формирования стилей
4 Анализ стиля руководства в современной организации.
5 Формирование эффективного стиля руководства
6 Заключение
7 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Стили управления и сферы их применения.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня для получения

эффективных результатов руководители должны применять  в два раза больше

элементов убеждения, чем принуждения.

Все вышеописанные  «одномерные» стили руководства  можно представить в виде

сводной таблицы, предложенной отечественным  исследователем Э. Старобинским.

В своем  исследовании Левин обнаружил, что  авторитарное руководство добивалось

выполнения  большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном

управлении  присутствует низкая мотивация, меньшая  оригинальность, меньшее

дружелюбие  в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные

факторы. При либеральном стиле руководства  объем работы уменьшается, качество

работы  снижается, появляется больше игры.

Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что

авторитарное  руководство обеспечивает более  высокую продуктивность, но

меньшую удовлетворенность, чем демократичное. Исследования Левина дали основу

для изучения данного вопроса другими учеными.

Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении

влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля руководства. В  каждом

конкретном  случае между авторитарным, демократическим  и либеральным стилями

существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них

будет приводить к уменьшению других.

                             Модель Лайкерта                            

Лайкерт выделяет два типа руководителя: руководитель, сосредоточенный на

работе и руководитель, сосредоточенный на человеке (см. приложение, схема

№2).

Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на

задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений

для повышения  производительности труда.

В противоположность  первому типу руководителя Лайкерт  ставит руководителя,

сосредоточенного  на человеке, главной заботой которого являются люди. Он

сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, используя

совершенствование человеческих отношений. Данный тип руководителя позволяет

работникам  максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и

устанавливает для подразделения высокий уровень  производительности руда.

А так  же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный

рост.

Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что  стиль руководства будет

ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль  руководства,

сосредоточенный на человеке способствует повышению  производительности труда.

Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением

руководителя.

Как продолжение  своих исследований Лайкерт предложил  четыре базовых стиля

руководства. Рассмотрим каждую систему в отдельности.

Руководители, относящиеся к системе 1, имеют  характеристики автократа.

Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут

поддерживать  авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают

подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы

3 проявляют  значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения

принимаются наверху, но многие конкретные решения  принимаются подчиненными.

Система 4 характеризуется групповым принятием  решений, участием работников в

разработке  и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным.

Взаимоотношения носят дружеский, доверительный  характер. Руководители

ориентированы на человека, в противоположность  руководителям системы 1,

ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее

эффективной.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели  «одномерные» стили управления,

которые существуют в рамках традиционного  подхода к классификации стилей

руководства. Они относятся к классическим моделям. Усложнение деятельности

руководителя  и повышение его ответственности за качество принимаемых решений

и выбор  стиля руководства дало новый  толчок к проведению более подробных  и

широких исследований в данной области. Многие ученые и известные

исследователи в области менеджмента постоянно  проводят опросы руководителей и

их непосредственных подчиненных с целью выявить  характерные методы и приемы,

используемые  руководителями различных уровней. Теперь можно перейти к

рассмотрению  современных моделей классификации  стилей руководства.

                     «Многомерные» стили руководства                    

В современных  условиях успех дела предопределяется не только характером

отношений между руководителем и подчиненным  и степенью их свободы, которая им

предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются

«многомерные» стили управления, которые представляют комплекс

взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от

других.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля  управления, который

основывается  на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в

коллективе  благоприятного морально-психологического климата, налаживание

человеческих  отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и

технических условий, при которых человек  полно сможет раскрыть свои

способности.

             «Управленческая решетка» Р. Блейка  и М. Муттона            

Данный  подход является наиболее простым представлением «двумерного» стиля

управления. «Управленческая решетка» Блейка и  Муттона (смотри приложения,

схема № 3 ), представляет собой таблицу, состоящую их 9 строк и 9 столбцов,

пересечение которых образует 81 поле. Если такую  таблицу наложить на правый

верхний квадрант, образованный осями абсцисс  и ординат, то на них можно

отразить  величину экспертных оценок подходов, которых придерживается

конкретный  руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке»,

характеризующее применяемый им на практике стиль  управления.

     1. (1;1.) Примитивное руководство или  «отдых на работе» (объединенное

управление)

Эта позиция  характеризует такой тип руководителя, который холодно относится

как к  своим подчиненным, так и к  самому процессу производства. Считает, что

управленец  всегда может прибегнуть к помощи независимого эксперта. Такое

ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст благоприятные условия для

работы  самого руководителя и расширит границы  новых идей воплощаемых в

производство. Такой управляющий не является лидером. Он является просто

«хранителем своего портфеля и кресла». Но очень  скоро серьезные трудности

заставят  пересмотреть стиль руководства, либо сменить руководителя.

     2. (1;9.) Социальное руководство (управление  в духе загородного клуба)

Эта позиция  характеризует руководителей, которые  уделяют особое внимание

нуждам  и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается

в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что  основа успеха заключена в

поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания  в коллективе. Такой

руководитель  любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему

лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень

высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным  приводит к принятию

непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут

злоупотреблять  доверием к себе.

     3.  (9;1) Авторитарное руководство (власть – подчинение)

Эта позиция  характерна для менеджеров, которые  заботятся только о

производстве  и не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают,

что такая  деятельность является проявлением  мягкого характера и ведет  к

понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их

мнению, не зависит от степени участия  подчиненных в его принятии.

Положительными  чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень

ответственности, трудоспособности, организаторский  талант, интеллект. Но

между таким руководителем и его  подчиненными постоянно сохраняется  дистанция,

отсутствует взаимопонимание и сохраняется  удовлетворительный уровень

групповой дисциплины.

     4. (5;5) Производственно – социальное  управление (организационное управление)

Эта позиция  характеризует тот тип руководителя, который умеет сочетать заботу

о людях  с заботой, о производстве. Такой  менеджер идет на компромисс во всех

случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются

и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого

типа  являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний,

нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность

взглядов  мало распространяется на стиль управления, что не способствует

Информация о работе Стили управления и сферы их применения