Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:31, реферат
Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
1Введение
2 Подходы к определению и классификации стилей.
3 Факторы формирования стилей
4 Анализ стиля руководства в современной организации.
5 Формирование эффективного стиля руководства
6 Заключение
7 Список литературы
развитию и движению вперед всего производства.
5. (9;9) Командное руководство или руководство «лицом к лицу» (групповое
управление)
Эта позиция
характеризует такой тип
как к людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца
стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в
самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности,
повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является
активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет
повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие
на эффективность производства.
Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее определить комбинацию
оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной
штатным расписанием организации. Сравнив с ними экспертные оценки качеств
претендентов, можно определить их пригодность к ее замещению.
Матрицы стилей руководства является наиболее популярным подходом к изучению
стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других
исследований, но также дает руководителям возможность оценить свою позицию и
попытаться усовершенствовать свой стиль управления.
Блейк и Муттон сделали следующее заключение: в различных специфических
условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в
типичной ситуации развития бизнеса наиболее успешным будет применение
командного руководства. Их модель относится к поведенческому подходу к
классификации стилей руководства. Все последующие рассматриваемые модели
относятся к ситуационному подходу, который рассматривает влияние на
эффективность руководства ряда других факторов. К ним относятся: потребности
и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия
среды, а так же имеющуюся у руководителя информацию. Поэтому современная
теория
руководства очень большое
факторы в совокупности и определить степень их влияния на эффективность
руководства.
Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта
Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу,
что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных стилей управления.
Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или
автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три
серии вопросов.
1. Вопросы личного характера.
Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень
доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности.
2. Вопросы, касающиеся подчиненных.
Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к
независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний,
стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений.
3. Вопросы,
касающиеся особенностей
Наиболее важной особенностью, которую необходимо учитывать при выборе стиля
поведения, является причина возникшей проблемы. Необходимо обратить внимание
на компетенцию группы по данному вопросу, временные рамки, отведенные на
принятие решения, тип и историю развития организации.
Исследователи скомбинировали эти вопросы и создали континуум стилей
руководства. Он помогает менеджеру рассмотреть все возможные варианты выбора
поведения от абсолютно авторитарного до полностью демократического.
Авторитарный режим – это
преград для ее использования; сохраняет за собой право на любые чрезвычайные
полномочия; имеет определенный набор уникальных знаний и навыков; руководит
формально, не является действительным лидером, не имеет поддержку и понимание.
Подчиненные: зависимы от своего руководителя; не имеют возможности
высказывать свое мнение; имеют невысокую квалификацию; могут подвергнуться
применению чрезвычайных полномочий; не обладают независимостью; становятся
последователями авторитарного режима.
Ситуация на рабочих местах: царит строгая дисциплина, посредством строгого
контроля. Уровень прибыли не высок. Осуществляется жесткий контроль объема
затрат на производство. Существует постоянная опасность травматизма. Работа
не требует высоких профессиональных навыков, часто производится
переоборудование,
смена производственного
использования данного стиля: беднеет общение, снижается адаптация рабочих к
резким преобразованиям; деятельность носит рутинный характер; творческий рост
исключен.
Демократический режим – это когда, менеджер: имеет ограниченную власть,
может сам устанавливать рамки ее применения либо принимает условия; группа
может снять его с должности и заменить членами коллектива; является зависимым
от временных рамок в своей деятельности; может применять ограниченное число
санкций по отношению к подчиненным.
Подчиненные: осуществляют контроль над методами управления; чаще всего имеют
такие профессии, как ученые, инженеры, менеджеры и т.д.; имеют высокие
профессиональные навыки; любят строгий порядок, но не авторитарный; имеют
высокие социальные потребности.
Ситуация на рабочих местах: цели деятельности доступны и понятны всем.
Ответственность и контроль разделены между руководителями разных уровней.
Всегда существуют временные границы для выполнения задания. Преобразования
носят поступательный, прогрессивный характер. Реальный риск здоровья низок.
Используется коллективный труд. Возможные последствия использования данного
стиля: человек приспосабливается к зависимости от коллектива, теряет
способность самостоятельно мыслить. В экстремальных ситуациях возможны
проблемы при принятии решений.
Режим слабого,
обладает реальной властью; не ограничен временными рамками; не сменяем на
должности, так как всех такое положение устраивает; не может применять никаких
санкций; не обладает знаниями по специфике производства.
Подчиненные: имеют больше власти, чем руководитель; не принимают порядок;
легко поднимают мятеж, забастовку; слабо организованы; это обычно ученые или
другие рабочие с редкими знаниями, осознающими сою необходимость.
Ситуация на рабочих местах: нет четко определенных целей организации. Нет
структуры в организации. Существует только система самоконтроля. Не
ограничено время на выполнение заданий. Преобразований и изменений в системе
труда практически не происходит. Атмосфера на рабочих местах мягкая,
благоприятная. Для выполнения профессиональных функций требуются высокие
навыки и особые знания. Возможные последствия от использования данного стиля:
дробление коллектива, изоляция личности, непонимание, хаос. Отсутствие
взаимопонимания, взаимопомощи, единого руководства. Это может привести к
тому, что усилия в профессиональной деятельности будут направлены на
бесполезную борьбу и отстаивание своих интересов и взглядов.
Модель эффективности руководства Ф. Фидлера
Фрэд Фидлер известен как один из первых экспертов по управлению, который
считал,
что эффективность стиля
стиль соответствует данной ситуации. Он также считал, что успех или
эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов:
отношений руководителя с подчиненными, структуры производственных заданий и
уровня власти руководителя .
1.
Отношение руководителя и
Одним из важнейших факторов при определении эффективности управления является
степень лояльности менеджера к членам коллектива. Когда взаимоотношения меду
ними тесные, руководитель может рассчитывать на поддержку и понимание в любую
минуту, если же эти отношения не могут быть такими, то сила слова
руководителя автоматически снижается.
2.
Структура производственных
В данном случае под структурой производственных заданий понимается степень
рутинности (простое и объемное) или не рутинности (сложное и уникальное)
работы. Сложные задания требуют слаженности, чуткого участия руководителя,
инициативы и энтузиазма от подчиненных, дополнительных затрат времени. С
другой стороны, они рассчитаны на высокий уровень ответственности, носят не
рутинный характер, требуют применения демократического стиля управления.
3. Уровень власти руководителя.
Объем формальной и неформальной власти руководителя имеет большое значение.
Объем этой власти измеряется авторитетом руководителя. Эта власть позволяет
ему или ей отдавать приказы, поощрять или наказывать. Высокий уровень власти