Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:18, дипломная работа
Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся под любимые мелодии наших сотовых телефонов «Нокиа» - «коннектинг пипл». В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», бреемся бритвой «Жиллетт». «Мистер Мускул» помогает нам «веселей» мыть кафель на кухне, стекла и полы. Мы надеваем джинсы «Кальвин Кляйн» и ботинки «Бальдесарини». На кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока «Моя семья» или чашечку кофе «Максвелл-хаус».
Цель данной работы – оценить значение маркетинговой службы для предприятия на современном этапе развития экономики.
Размещение товара в торговом зале предполагает определение места товара в торговом зале, по высоте и длине торговой полки. Конкретные рекомендации зависят от типа товара, которые для целей мерчендайзинга можно разделить на четыре основные группы:
Мерчендайзер -
представитель производителя
Маркетинг-аудит системы сбыта должен поддерживать систему сбыта в высокоэффективном состоянии путем периодической ревизии маркетинговых решений, особенно в отношении используемых методов сбыта, сбытовых каналов, степени их сбалансированности, квалификации сбытового персонала, содержания рекламаций от партнеров. Особое значение имеет финансовый аудит сбыта: состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, уровень безнадежных долгов, оборачиваемость товарных запасов, оборотных средств, оценка возможностей краж, потери товаров и т.д.
1.2. Основные
функции управления
Управление маркетингом (рыночной деятельностью предприятия) подразумевает воздействие на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало достижению целей, стоящих перед предприятием. Осуществляется эта деятельность с помощью комплекса работ по анализу, планированию, реализации и контролю проведения мероприятий для установления, укрепления и поддержания выгодных обменов с целевыми покупателями. Иначе говоря, основным объектом управления маркетингом служит деятельность по созданию и поддержанию конкурентных позиций на рынке применительно к следующим составляющим:
Самостоятельную проблему представляет управление затратами на маркетинг, их эффективность и оптимизация.
Управление маркетингом осуществляется как в целом, так и по отдельным функциям, в соответствии с выбранной предприятием организационной структурой.
Оптимальная структура
и форма организации
В реальной жизни существует множество различных форм организации службы маркетинга.
1.2.1 Функциональная организация маркетинга означает, что маркетинг выступает как линия наряду с другими функциями предприятия (рис.1).
Менеджер по маркетингу разрабатывает конечные цели, стратегии и программы действий, устанавливает стандарты и стиль маркетинга предприятия, организует, нанимает и готовит руководителей по секторам, несет ответственность за достижение намеченных целей, поддерживает контакты с заказчиками на высшем уровне.
Менеджер по продаже организует, нанимает и готовит торговый персонал, который является последним звеном в цепочке маркетинга, обеспечивает контакты с клиентами через ответственных исполнителей.
Специализация, стандартизация управленческих процессов, четкое разграничение компетенций определяют высокую эффективность этой организационной структуры.
Проблемы, связанные с подобной организацией:
С точки зрения приспособляемости к среде ФС способна реагировать на количественные колебания спроса, однако для решения более серьезных проблем не хватает координации. Отдел маркетинга, имеющий ФС организации, является идеальным для предприятий с небольшим диапазоном продуктов.
В любом случае, следует отметить, что, несмотря на отмеченные недостатки, функциональная структура является основным функциональным звеном в построении любых организаций не только прошлого и настоящего, но и будущего.
1.2.2 Дивизиональные структуры. При дивизиональной организации предприятие делится не по функциям, а по объектам, причем в качестве объектов могут выступать продукты, клиенты, рынки и т.д. Дивизиональные структуры управления (от англ. слова division - отделение, подразделение компании) являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях "Дженерал Моторс", а наибольшее распространение они получили в 60-70-е годы нашего столетия. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших - 95%. В Японии такой вид структуры применяют 45% всех компаний. Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании. Для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли.
В связи с перенесением ответственности за прибыль на уровень отделений (дивизионов) они стали рассматриваться как "центры прибыли", активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы. В связи с вышесказанным дивизиональные структуры управления принято характеризовать как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля) или в соответствии с высказыванием А. Слоуна как "скоординированную децентрализацию".
1.2.3. Организация по продуктам. Чем разнороднее программа, чем сильнее диверсифицировано предприятие, чем динамичнее рынок, тем лучше подходит продуктовая структура (рис.2).
Это такая организационная структура, в которой выделяются относительно самостоятельные крупные подразделения, ответственные за конкретные продукты или услуги фирмы. Количество продуктовых подразделений может быть практически любым. Главное отличие продуктовой структуры от функциональной заключается в том, что в ПС выделяется специальный руководитель - директор по продукту или начальник отдела, ответственный за данный продукт. В остальном, как видно из приведенной схемы, продуктовая структура повторяет, в миниатюре, функциональную структуру. Внутри продуктового подразделения происходит его естественное деление на функциональные блоки. Преимущества такой организации: приспосабливаемость к условиям; специализация на рынке; лучшая координация; сравнительно низкий потенциал конфликтов в управлении; лучшая мотивация сотрудников.
1.2.4. Организация по клиентам. В этом случае каждому отделу поручается какая-либо отдельная группа клиентов или часть рынка (например, работа с оптовой торговлей, розничной торговлей и промышленными предприятиями). Иногда менеджеру поручается всего один, но очень важный клиент. Такая структура оправдывает себя, если сегменты рынка достаточно велики и достаточно различаются между собой. Важнейшая задача управления в этом случае состоит в поддержании оптимальных для предприятия связей с клиентами, причем с точки зрения всех продуктов. Проблемы этой структуры также заключаются в основном в координации отдельных направлений и выполнении общих функций.
1.2.5. Организация по географическому принципу. Подобные структуры могут подойти для предприятий, имеющих большой ареал сбыта, в рамках которого существуют регионы с различными требованиями к товару. На практике такие структуры встречаются редко.
1.2.6. Матричная организация маркетинга. Матричные формы организации основываются, как минимум, на двух критериях структурирования (см.рис.3). С их помощью предприятия пытаются преодолеть проблемы, характерные для одномерных управленческих структур. Каждый элемент матричной структуры имеет две вышестоящие организации.
В качестве критериев структурирования могут выступать регионы, клиенты, продукты и функции. Пpeимyщecтво cocтoит в cлeдyющeм:
Сyщecтвyют и нeдocтaтки:
Независимо от того, в какой организационной форме реализуются функции управления маркетингом, необходимость их существования в современных условиях не вызывает сомнений.
В поле зрения отдела маркетинга попадают все проблемы, связанные с конечным потребителем продукции, в то время, как другие подразделения концентрируют свое внимание на различных частных задачах. Поэтому естественно признать за отделом маркетинга функцию координации всей деятельности предприятия.
Обеспечить высокий статус подразделения маркетинга на предприятии можно такими способами, как подчинить отдел маркетинга непосредственно директору предприятия или заместителю директора по маркетингу.
Как писал Питер Ф.Друкер:
«Необходимо поставить
Информация о работе Внедрение службы маркетинга на предприятии