Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:33, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - проанализировать финансовые результаты деятельности ООО «Золотая корона».
Данная цель требует постановки следующих задач:
1. определение понятие прибыли, приведение методологических основ последующего анализа финансовых результатов деятельности предприятий;
2. изучение основных направлений деятельности предприятия, его структуры, основных технико-экономических показателей,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Показатели прибыли: формирование и использование в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности 6
1.2 Методы планирования прибыли 10
1.3Цель и задачи анализа прибыли 13
1.4 Анализ и оценка качества прибыли 22
1.5 Показатели рентабельности: методы расчета и анализа 24
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА 30
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 32
2.3 Состав и структура прибыли 34
2.4 Анализ прибыли от продаж 38
2.5 Факторный анализ налогооблагаемой и чистой прибыли 42
2.6 Анализ рентабельности предприятия 44
ГЛАВА 3.РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗОЛОТАЯ КОРОНА»____________________________________________62
3.1 Планирование безубыточной деятельности ____________________62
3.2 Планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации 68
3.3 Прогнозирование роста и оценка предпринимательских рисков 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
6. По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего и отчетного периодов, а также планируемую прибыль.
7. По регулярности формирования прибыль делится на регулярно формируемую и так называемую «чрезвычайную» прибыль. В рыночной экономике данный вид прибыли характеризует необычный для данной организации источник ее формирования или очень редкий характер ее получения.
8. По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, выделяют капитализированную и потребленную части. Капитализированная прибыль представляет собой ту ее часть, которая направлена на финансирование прироста активов, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплату собственникам, персоналу или социальные программы организации.
1.2 Методы планирования прибыли
Для планирования и прогнозирования прибыли используются, как правило, два основных метода: прямого счета и аналитический.
На предприятиях с небольшой и относительно устойчивой номенклатурой и ассортиментом продукции используется метод прямого счета: прибыль рассчитывается как разница между плановым объемом продаж и плановой себестоимостью по каждому изделию с последующим суммированием итога. При широком ассортименте продукции расчет ведется с использованием типовых видов изделий (с усредненными параметрами).
Аналитический метод используют при высоких темпах обновления продукции, когда в ее составе можно выделить две группы: сравнимую и несравнимую. При планировании прибыли по несравнимой продукции особое значение имеют данные той части качественного анализа, которая связана с маркетинговыми исследованиями, в частности обоснованием необходимости освоения новых типов изделий, количественной потребности в них со стороны рынка, конкурентными преимуществами предприятия по сравнению с другими потенциальными производителями в увязке с прогнозными отпускными ценами и себестоимостью. По сравнимой продукции важен прогноз изменения уровня отпускных цен, себестоимости, качества продукции и ее структуры. За основу расчета берется базовая рентабельность, т.е. рентабельность продукции предшествующего года. Она корректируется с учетом экономических факторов, которые будут действовать в планируемом году.
Величина прибыли организации является управляемым параметром. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая реализацией продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в направлении, обратном движению производственно-
Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыли должно быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль невыгодно: возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли.
Оптимизация прибыли осуществляется в бизнес-плане, а также в процессе бюджетирования с помощью различных методов. Рассмотрим некоторые из них.
Метод производственной функции. Сложный математический метод прогнозирования будущих величин затрат на производство и реализацию продукции, а также объема реализации — производственная функция; открыт в 1920-х гг. XX в. экономистом П. Дугласом при содействии математика Ч. Кобба. На языке формул она выглядит следующим образом:
Y=A0*XlAl*X2(1-A2),
где Y- индекс производства; Х1 - затраты труда; Х2 – затраты капитала; A0, A1 - коэффициенты (0 < А < 1). Метод двойного бюджета. Для оптимального финансирования проектов можно использовать метод двойного бюджета при планировании сфер вложения финансовых ресурсов. Это эффективный способ защиты стратегии развития предприятия от неожиданностей в плане финансирования. Для этого бюджет организации разделяется на текущий и стратегический. Оба бюджета в свою очередь подразделяются по зонам вложения финансовых средств предприятия с разным уровнем доходности.
Текущий бюджет обеспечивает непрерывное поступление прибыли от используемых мощностей организации и позволяет направлять капиталовложения в развитие имеющихся мощностей, на рост прибыли от снижения производственной себестоимости продукции.
Стратегический бюджет предусматривает капиталовложения в повышение конкурентоспособности в существующей стратегической зоне хозяйствования (СЗХ), освоение смежных в географическом отношении зон, новых СЗХ и прекращение капиталовложений в убыточные зоны.
Достоинства метода двойного финансирования:
1) целевое выделение средств для стратегической деятельности;
2) возможность поддержания баланса между затратами и доходами на короткие и длительные сроки;
3) обеспечение выбора наиболее эффективных сфер производственной деятельности с помощью графика и сравнения кривых дохода по соответствующим бюджетам, проверки расходов в различных СЗХ.
Система двойного финансирования оказывается действенным рычагом управления будущим развитием организации в том случае, когда стратегический бюджет составляет значительную часть ее общего бюджета.
При осуществлении прогнозных расчетов предприятие должно учитывать два фактора: инфляцию и необходимость периодического поступления дохода на инвестируемый капитал, причем не ниже определенного минимума. Поэтому будущие денежные поступления должны оцениваться (дисконтироваться) с позиции текущего момента.
Базовая расчетная формула для дисконтирования имеет следующий вид:
P=Sn/(1+R)n (2)
Где Р - текущая оценка величины капитала (в исходный период, когда делается первоначальный вклад); S - размер финансового вложения к концу периода п (с момента вклада первоначальной суммы); R - коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования предназначен для упорядочения и сравнения размеров денежных средств различных временных периодов. Пользуясь методом дисконтирования, предприятие может определить уровень доходности в той или иной сфере деятельности, стратегическую зону хозяйствования, обеспечивающую максимальный уровень дохода, учитывая фактор времени.
1.3 Цель и задачи анализа прибыли
Помимо планирования процесс управления прибылью включает учет ее формирования, распределения и использования, оценку и анализ достигнутого уровня прибыли, принятие управленческих решений. В ходе анализа разрабатывается несколько сценариев решений, из которых выбирается оптимальный для организации в данной ситуации.
Цель ретроспективного анализа прибыли состоит в выяснении причин, ее изменения, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
В ходе ретроспективного анализа решаются следующие задачи:
1) дается оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;
2) изучаются состав и структура прибыли;
3) выявляется количественное изменение влияния факторов, формирующих прибыль;
4) анализируется и дается оценка качества прибыли;
5) изучаются направления, пропорции и тенденции распределения прибыли;
6) выявляются резервы роста прибыли;
7) разрабатываются рекомендации по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.
При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах - в ценах предыдущего или отчетного периода. При этом используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить сопоставимую количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и рисков, интегральный анализ и др.
Методика и последовательность анализа прибыли определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих аналитику построить схему исследования финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.
1. Используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской (совокупной) прибыли организации.
2. Изучить ее структуру, чтобы выявить, в какой степени на совокупную прибыль организации повлияли прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прочего имущества и имущественных прав. Первые два этапа реализуются в процессе анализа прибыли.
3. Рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по прибыли от продаж и по чистой прибыли.
4. Определить факторы, повлиявшие на изменение прибыли (например, на величину прибыли от продаж влияют цены и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации, изменение себестоимости реализованной продукции, величины коммерческих и управленческих расходов).
5. Выявить имеющиеся резервы роста нормы и массы прибыли. На первом этапе проводится анализ прибыли, рентабельности продаж и активов организации, на втором - углубленный факторный анализ прибыли от продаж, операционной и внереализационной деятельности, на третьем этапе определяется влияние прибыли на рентабельность активов и продаж, на четвертом этапе осуществляется анализ использования прибыли.
В процессе анализа прибыли изучаются масса (величина) совокупной прибыли организации за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, а также с данными организаций, выпускающих однородную продукцию. Наряду с этим дается обобщающая оценка рентабельности активов и продаж.
Информационной базой анализа финансовых результатов выступают бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), учетная политика организации на анализируемый период, бизнес-план, информация о финансовых результатах организаций данной отрасли (по возможности). При этом необходимо учесть, что отчет о прибылях и убытках составляется методом начисления. Он позволяет получить представление как о величине и динамике, так и о структуре начисленной прибыли.
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность организации, для осуществления которой она была создана. Характер этой деятельности определяется специфической отраслевой особенностью организации. Основу этой деятельности составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется инвестиционной и финансовой.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, а также коммерческими и управленческими расходами.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации, являются:
1) цена реализации продукции;
2) себестоимость реализованной продукции;
3) величина коммерческих и управленческих расходов;
4) объем реализованной продукции;
5) структура и ассортимент реализованной продукции.
Рассмотрим методику определения влияния вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж в ситуации, когда управленческие и коммерческие расходы непосредственно не включаются в себестоимость продукции, а относятся на финансовые результаты работы всей организации в целом.
Расчет влияния изменения объема продаж на изменение прибыли предполагает наличие информации о том, насколько изменился объем продаж в физическом выражении (в сопоставимых ценах). При этом необходимо провести расчет выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах. Индекс изменения объема продаж в сопоставимых ценах будет рассчитываться как отношение выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах к выручке-нетто от продаж базисного периода.
Прирост объема продаж влечет за собой изменение не всех затрат, а только переменных и условно-переменных. Поэтому изменение индекса объема продаж следует умножать не на величину базисной прибыли от продаж, а на величину валовой прибыли и таким образом учитывать влияние операционного рычага. В таком случае влияние изменения объема продаж на прибыль можно определить по следующей формуле:
ΔРоб=Рпо*(In-1) (3)
где ΔРоб - изменение прибыли от продаж за счет изменения объема продаж, руб.; Рпо - валовая прибыль за базисный период, руб.; In - индекс изменения выручки-нетто от продаж в ценах базисного периода (сопоставимых ценах). При расчете индекса выручки-нетто от продаж в сопоставимых ценах следует учитывать индекс цен на реализуемую продукцию организации. Расчет ведется по формуле
N10=N1/IЦП (4)
где N10- выручка-нетто от продаж в отчетном периоде, но выраженных в базисных ценах, руб.; N1 - выручка-нетто от продаж в отчетном периоде, руб.; IЦП - индекс изменения цен на реализуемую продукцию.
Информация о работе Анализ финансовых результатов предпрития на примере ОАО "Золотая корона"