Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ТОО «Астыкжан» и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 923.00 Кб (Скачать документ)

 

Хотя и  незначительно, но всё же оказывало  влияние на состав и структуру дебиторской задолженности векселя, полученные и авансовые платежи. Если на начало года расчета векселями не было, то к концу года сумма от полученных векселей составила 40 тыс. тенге, т.е. удельный вес этой суммы в общей сумме задолженности составил 4%. По статье «Авансовые платежи» наоборот, на начало года сумма задолженности составила 86 тыс. тенге или 6% от общей суммы задолженности. Затем эта сумма была погашена и задолженности по этой статье нет.

По результатам анализа  состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности  предприятия можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений предприятия с его дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.

Высокая доля строки «авансы  выданные» в общем объеме дебиторской  задолженности говорит либо о  заведомой выдаче авансов лицам  или организациям, платежеспособность которых сомнительна (что представляет собой злоупотребление), либо о том, что на предприятии недостаточно хорошо поставлена процедура проверки потенциальной способности контрагента погасить выданный аванс.

Динамика и состав дебиторской задолженности свидетельствует о том, что поставщики предприятия, получая вовремя его продукцию, задерживают ее оплату. Это создает препятствия для погашения его собственных обязательств.

Таким образом, важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.

Можно рекомендовать  предприятию использование вексельных форм расчетов, использование механизма  взаимозачетов, чтобы снизить объемы как кредиторской, так и дебиторской задолженности. Кроме того, это позволит ускорить оборот ресурсов предприятия.

 

3 Совершенствование механизма  управления дебиторской задолженностью  ТОО «Астыкжан»

3.1 Мероприятия по сокращению  дебиторской задолженности

 

 

Для уменьшения дебиторской задолженности  компании необходимо ускорить платежи  путем совершенствования расчетов, предварительной оплаты, предоставление скидки при досрочной оплате.

В процессе своей деятельности многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как:

- недостаточная капиталовооруженность;

- растущие риски кредитования;

- высокая дебиторская задолженность;

- рост неплатежей;

- указания иностранных клиентов о покупке товара по открытым счетам.

Справиться  с этими трудностями можно  прибегнув к одному из самых перспективных  видов банковских услуг, наиболее приспособленному к современным процессам развития экономики, который носит название факторинг.

Комплекс  мер по взысканию дебиторской  задолженности на предприятии является неотъемлемой частью всей кредитной  политики организации. Многообразие различных  экономических ситуаций привело  к тому, что помимо традиционного отслеживания состояния дебиторской задолженности и непосредственного контакта с покупателями по поводу оплаты счетов за поставленную продукцию существует ряд вполне эффективных способов инкассации дебиторской задолженности, позволяющих вернуть денежные средства за поставленную продукцию: оформление задолженности векселем, взаимозачетные операции, факторинг и т.д.

В нашем предприятии скапливается большой объем дебиторской задолженности, но при этом возникает потребность  в наличности, то такое предприятие для поправки своих финансовых дел может обратиться к коммерческим банкам или специализированным факторинговым компаниям.

Факторинг - это переуступка неоплаченных долговых требований, возникающих в процессе реализации товаров и услуг факторинговой  компании на условиях коммерческого кредита.

Под факторингом обычно понимают специфическую  разновидность краткосрочного кредитования и посреднической коммерческой деятельности. Иначе говоря, это деятельность специализированного  учреждения по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управление его долговыми требованиями Подробный учет дебиторской задолженности предприятия помогает финансовому менеджеру формировать фонд риска на погашение сомнительных долгов. Финансовый менеджер может также рассчитывать на предоставление ему информации фактор-банком о платежеспособности покупателя, а также на гарантии за платежи.

В чем главные преимущества факторинга?

Во-первых, он позволяет сократить срок платежа, что, в свою очередь, уменьшает риск, связанный с платёжеспособностью клиента, а также обеспечивает ускорение оборота предприятия.

Во-вторых, факторинг позволяет предприятию  избежать трудоемкой работы по проверке платежеспособности своих клиентов и ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований. Решение всех проблем берет на себя фактор-фирма (банк).

В-третьих, фактор-фирмы, принадлежащие крупным  коммерческим банкам, заставляют оплачивать счёта в срок. Известно, что банки  постоянно обмениваются информацией  о финансовом положении различных фирм. Нарушение сроков оплаты в случае использования факторинга может самым негативным образом сказаться на деловой репутации предприятия.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Оно способствует своевременной инкассации долгов и минимизации потерь от просрочки платежа; предотвращает появление сомнительных долгов; обеспечивает помощь предприятиям в управлении кредитом; создает лучшие условия для успешной производственной деятельности, что позволяет предприятиям увеличивать оборот и прибыльность.

Факторинговая компания, становясь собственником неоплаченных счетов-фактур, принимает на себя риск их неоплаты.

Применение  факторинга ускоряет получение платежей; снижает расходы поведению бухгалтерского учета, обеспечивает своевременное поступление платежей поставщикам при временных финансовых затруднениях у покупателя. Система факторинговых операций включает предоставление клиенту разнообразных услуг и, в частности, бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, юридическое и другое обслуживание. Существует 2 вида факторинговых операций:

- конвенционный (открытый) факторинг,  при котором поставщик уведомляет покупателя о продаже выписанных на его имя счетов-фактур факторской фирме (универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, кредитное и юридическое обслуживание; за клиентом сохраняются практически только производственные функции);

-конфиденциальный (скрытый) факторинг, при котором никто из контрагентов поставщика не осведомлен о кредитовании его продаж.

Стоимость конфиденциальных факторинговых операций выше, чем конвенционных; они значительно  дороже других банковских кредитов.

Факторинговыми  операциями занимаются специальные  факторские компании, которые тесно  связаны с банками либо являются их дочерними филиалами.

Факгоринговое обслуживание клиентов осуществляется на договорных началах. До заключения договора фирма анализирует финансовое положение поставщика и его дебиторов. В целях снижения риска по факторинговым  операциям поставщик должен:

- производить продукцию и услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; иметь устойчивые темпы роста производства;

-иметь  твердо установленные условия  продажи производимой продукции.

Существует  ряд объективных причин, по которым  факторинговая компания не может предварительно оплачивать 100% стоимости долговых требований (за минусом стоимости своих услуг и процента за кредит). Прежде всего, это связано с возможным возникновением спорных моментов и ошибок в счетах.

Кроме того, данная разница необходима, чтобы  компания могла при необходимости (например, при нарушении поставщиком условий факторингового соглашения) компенсировать предварительно оплаченные ей суммы.

С целью снижения риска по факторинговым  операциям предусматривается установление в договорах предельных сумм по факторингу путем определения: лимитов задолженности по каждому покупателю, лимитов отгрузки продукции поставщиком покупателю; страхования риска неплатежа по сделкам.

Помимо  учета счетов фактур факторинговая  компания может выполнять ряд  других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно - финансовой деятельностью клиента:

- вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;

- консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.;

- информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.;

- предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

Как правило, в факторинговых операциях  участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел банка - специализированное учреждение, покупающее счета - фактуры у своих клиентов, клиент (поставщик товара, кредитор) - промышленная или товарная фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией: предприятие (заемщик) - фирма - покупатель товара.

Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные  средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Собственные средства факторинговый отдел получает от своего банка и в дальнейшем их прирост осуществляется за счет прибыли от проводимых им операций. При потребности отдела в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит [20, 172 с.]. Отдел также может привлекать средства в срочные депозиты.

Предметом уступки, под которую предоставляется  финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование).

Должник обязан произвести платеж финансовому  агенту при условии, что он получил  от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке  денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.

По  просьбе должника финансовый агент  обязан в разумный срок представить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансовому агенту действительно имела место. При обращении финансового агента к должнику с требованием произвести платеж, должник вправе предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту. Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным). При открытом договоре дебитор уведомляется об участии в факторинговой операции, при закрытом - дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора. В договоре, помимо основных условий, может оговариваться предусматриваемое право регресса (обратной переуступки требований - возврата их клиенту).

Взаимоотношения факторингового отдела коммерческого  банка и поставщика по осуществлению  операций регулируются договором или  соглашением. Договор может быть открытым и закрытым (конфиденциальным). При открытом договоре дебитор уведомляется об участии в факторинговой операции, при закрытом - дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора. В договоре, помимо основных условий, может оговариваться предусматриваемое право регресса (обратной переуступки требований - возврата их клиенту).

Следует подчеркнуть, что факторинговый  договор в его традиционной форме  предусматривает обслуживание только поставщика. Перед заключением договора компания внимательно изучает экономические  и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются также балансы предприятия за последние годы и отчеты о финансовых результатах. Особое внимание обращают на число покупателей и на характер деловых связей предприятий, которые могут носить постоянный или случайный характер. Такой анализ обычно длится 1-2 недели. Затем компания либо дает своё согласие, либо отказывается от обслуживания.

Если  предприятие стало клиентом факторинговой  компании, то оно направляет ей все  счета-фактуры, выставленные на покупателей. Она изучает их и определяет платёжеспособность покупателей. Но каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (аналогично акцепту платежных требований). На это дастся срок от 24 часов до 2 - 3 дней.

При заключении договора с правом регресса поставщику могут быть возвращены платежные требования, переданные им факторинговому отделу. В случае отказа плательщика от выполнения своих обязательств. Однако в мировой практике договор с правом регресса заключается крайне редко, возможность появления спорных моментов или наступления неплатежеспособности плательщика сведена к минимуму. Чаще всего заключается договор без права регресса: факторинговый отдел банка берет на себя риск неплатежа.

Информация о работе Дебиторская задолженность