Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ТОО «Астыкжан» и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.
- подробное описание процесса управления дебиторской задолженностью с соответствующими формами документов;
- инвентаризацию дебиторской задолженности в режиме реального времени;
- экономия существенных
денежных средств на
- возможность принимать управленческие решения на основании автоматически формируемых программой аналитических отчетов;
Функциональные возможности системы «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия» [24, 320 с.]:
- Одновременное объединение нескольких пользователей с различными функциональными обязанностями.
- Возможность контролировать и управлять работой сотрудников менеджменту компании (сквозная цепочка вертикальных взаимоотношений: руководитель – начальник юридического отдела - юрист - бухгалтер) посредством выдачи заданий для каждого пользователя и выводом результатов и комментариев ответственных лиц;
- Импорт данных из бухгалтерских программ, существенно сокращающий время на внесение информации о контрагенте;
- Поэтапная работа с задолженностью, сопровождаемая проверкой качества, сроков работ и истории взаимоотношений с контрагентами;
- Качественная правовая поддержка, позволяющая аргументировано доказывать и обосновывать свои действия: готовые образцы и примерные тексты, договоры и процессуальные документы, оптимизирующие процесс подготовки документов по взысканию задолженности;
- Автоматические напоминания, информирующие о наступлении сроков платежей, о заданиях поступающих от руководства и старших сотрудников;
Программный продукт «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия» подразумевает осуществление работы с программой одновременно несколькими пользователями с различными задачами (функциональными обязанностями и правами доступа к полному объёму информации). Для каждого из пользователей определен объём работ, который он должен осуществлять.
Рисунок 9. Программа «УДЗ. СВ»
Этапы процесса востребования дебиторской задолженности в соответствии с УДЗ.СВ. Весь процесс по управлению дебиторской задолженностью можно разделить на следующие этапы, которые и содержит УДЗ.СВ:
1. Начало работы с контрагентом (первый этап – ввод справочной информации). Начинать работу с контрагентами необходимо с того момента, как был заключен договор с условиями об отсрочке платежа, даже если нет первичной информации о том, что этот контрагент может ненадлежащим образом исполнить свои обязательства в сроки, определенные договором.
На этом этапе специалисту, ответственному за работу с контрагентами, необходимо владеть информацией относительно «параметров» задолженности (наименование контрагента, обязательство, из которого возникла задолженность, предмет договора, срок его исполнения), которые непосредственно используются при оформлении сопутствующих документов. Работа на данном этапе заключается в следующем. Пользователь – бухгалтер, помощник бухгалтера, иное лицо, работающее с бухгалтерскими программами и имеющее возможность заполнять первичные сведения относительно контрагентов, должен точно заполнить все параметры диалоговых окон «Параметры задолженности» и «Контрагенты». Уже на этом этапе пользователь имеет возможность получить подсказки высококвалифицированных специалистов - относительно действий, которые необходимо совершить пользователю по вводу информации; - на что в первую очередь необходимо обратить внимание; - какие данные имеют первостепенное значение; - какие действия, направленные на своевременное погашение дебиторской задолженности, необходимо осуществить уже на этом этапе (при этом пользователю будет предложена вся информация, необходима для совершения этого действия, в том числе, подробные комментарии специалиста и контактная информация по контрагенту).
2. Переговоры с контрагентом. Данный этап открывает процесс работы по взысканию дебиторской задолженности, который подразумевает текущую работу по этой задолженности, переходящую от одного этапа к другому, и начинается он со дня наступления сроков погашения задолженности и не оплаты этого долга со стороны дебитора. Пользователь – юрист, помощник юриста, стажер, иное лицо, в обязанности которого входит правовая поддержка деятельности организации. Данный пользователь имеет возможность сразу же (не теряя драгоценного времени) приступить к работе по управлению дебиторской задолженностью на основании тех сведений и информации, которая была введена в программу предыдущим пользователем. Так, УДЗ.СВ подскажет пользователю о наступлении сроков оплаты, о действиях, которые необходимо выполнить, на что прежде всего необходимо обратить внимание. В свою очередь, имея перед собой всю информацию относительно данной сделки и самого контрагента, юрист в сроки, предусмотренные договором, следуя подсказки высококвалифицированного специалиста, заложенной в программе, делает звонок контрагенту. Ведь в противном случае должник может подумать, что сумма задолженности для кредитора не важна, либо у него отсутствует соответствующий контроль, или кредитор боится портить с ним отношения, что, в свою очередь, и может повлечь неоплату долга.
3. Досудебный порядок востребования дебиторской задолженности. Если должник не соблюдает условия по оплате, УДЗ.СВ подсказывает пользователю о том, что необходимо перейти к другому этапу работы с просроченной дебиторской задолженностью, так называемому, досудебному порядку урегулирования спора, который заключается в урегулировании спорных вопросов между кредитором и должником до фактической передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования спора применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров, либо такой порядок предусмотрен договором, заключенным между кредитором и должником. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда и без соблюдения данного порядка. Досудебный порядок урегулирования спора начинается после того, как должник отказался от погашения задолженности в сроки, установленные сторонами в рамках 2 этапа или должник вообще не принимает никаких мер по погашению этой задолженности (в том числе, не выходит на контакт и т.д.). В УДЗ.СВ данный этап состоит из следующих взаимосвязанных действий:
- подготовка и направление должнику требования об оплате долга;
- подписание с должником соглашения о порядке погашения задолженности, использование иных механизмов, направление на погашение просроченной задолженности (отступное, новация, зачет, уступка прав требования);
- подготовка и направление должнику повторного требования об оплате долга, вытекающего из неисполнения соглашения о порядке погашения задолженности.
Претензионная же стадия
востребования дебиторской
- подготовку документальной базы для взыскания долга;
- составление и направление претензии должнику;
- ведение переговоров с должником.
4.Подготовка иска. В случае отказа дебитора от погашения задолженности в рамках досудебного порядка урегулирования споров, а также в случае отсутствия с его стороны ответов на предложения кредитора УДЗ.СВ автоматически предлагает пользователю перейти к следующему этапу востребования дебиторской задолженности – подготовка и направление в суд искового заявления и сопровождающих процессуальных документов.
Иск – предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.
Подготовка и направление в суд искового заявления и процессуальных документов достаточно сложный этап. В УДЗ. СВ он состоит из следующих взаимосвязанных действий:
- подготовка проекта искового заявления;
- автоматический расчет штрафных санкций;
- автоматический расчет цены иска;
- расчет государственной пошлины;
- формирование пакета документов и направление копий искового заявления, и приложенных документов участникам судебного процесса;
- подача иска в суд.
Несмотря на всю сложность данного процесса с точки зрения юридической техники, используя УДЗ.СВ любой пользователь сможет выполнить эту работу максимально эффективно, используя материал правовой базы программы, комментарии и подсказки специалистов, формы процессуальных документов.
Таким образом, посредством УДЗ.СВ работа с организациями-дебиторами и образовавшейся дебиторской задолженностью сводится к переводу ее из одного состояния в другое в соответствии с циклом ее управления, предложенным в описании к данной системе. Для продолжения деятельности по востребованию задолженности с должника требуется всего лишь перейти на следующий этап, описание которого подробно представлено в этой системе. В УДЗ.СВ указаны все необходимые действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной практики, а также представлены формы различных документов, в том числе и процессуальных, и рекомендации по их заполнению.
Рассмотрим структуру дебиторской задолженности. Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в оборотные активы, превращаются в реальные деньги [25, 125 с.].
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие бухгалтеру управлять дебиторской задолженностью:
-необходимо контролировать
состояние расчетов с
-по возможности
-следить за соотношением
дебиторской и кредиторской
-использовать способ
предоставления скидок при
Рассмотрим технологическую последовательность предоставления скидки:
1. Анализ дебиторской задолженности
1.1. Расчет удельного
веса дебиторской
1.2. Изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками.
1.3. Квалификация дебиторской
задолженности по срокам
2. Выбор эффективного размера скидки по каждому конкретному покупателю
3. Выход на покупателя с предложением предоставления скидки при ускорении платежа
4. Заключение договора о предоставлении скидки
5. Поступление денег
(высвобождение оборотных средс
Анализ актива баланса ТОО «Астыкжан» показал, что в составе текущих активов предприятия (оборотных средств) значительный удельный вес имеет дебиторская задолженность, предприятие постоянно испытывает недостаток оборотных средств.
При анализе текущих активов, особенно дебиторской задолженности следует иметь в виду, что в условиях инфляции всякая просрочка платежа приводит к тому, что предприятие - производитель (продавец) реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции.
Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента, обратного величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексом I, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты рассчитывается по формуле:
К = S / I, (18)
где S - установленная договором сумма к получению;
I - индекс цен.
Объем товарооборота ТОО «Астыкжан» в 2011г. составлял 7 171 730 тенге
Для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) составим вспомогательную таблицу 28.
По данным таблицы 28 мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 60 дней. При ежемесячном темпе инфляции 1,2%, получаем, что индекс цен I= 1,012. Таким образом, месячная отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие получит реально 98,5% ((1/ 1,012)) * 100 от договорной стоимости заказа.
Таблица 28
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Показатели |
Формула расчета |
Значение |
Оборачиваемость ДЗ (раз). |
Объем товарооборота/Средняя ДЗ |
5,74 |
Период погашения ДЗ (дни) |
365 / Оборачиваемость ДЗ |
60 |
Доля ДЗ в общем, объеме текущих активов |
ДЗ / Оборотные активы |
33 |
Отношение средней величины ДЗ к объему выручки |
Средняя ДЗ / Объем выручки |
0,18 |
П р и м е ч а н и е – составлено автором на основе исследования |
Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности 60 дней, индекс цен составит в среднем 3,0 ((0,012 * 60) / 30). Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,97 (1/1,03). Иначе говоря, при среднем сроке возврата задолженности, равном 60 дней, предприятие реально получит лишь 97% от стоимости договора, теряя с каждой тысячи тенге выручки 30 тенге
ТОО «Астыкжан» заключило договор - поставки продукции в IV кв. 2011 г. на сумму 410000 тенге, в тексте договора указывается, что при условии оплаты в 10- ти дневной срок покупателю предоставляется скидка в размере 10 тенге на каждую 1000 тенге договора.
В таблице 29 приведен расчет возможной эффективности мероприятия при предоставлении скидки и без нее.
Таблица 29
Выбор способа расчета с покупателями и заказчиками
Показатели |
Вариант I - со скидкой |
Вариант II - без скидки |
Отклонения (+,-) |
Коэффициент падения (повышения) покупательной способности |
1,2% х10/ 30 = 0,40 |
1,2%х60/30 = 2,4 |
2,00 |
Влияние инфляции на каждую тысячу тенге договорной цены, тенге |
1000 * 1,004- 1000 = 4 тенге |
24 |
20 |
П р и м е ч а н и е – составлено автором на основе исследования |
Таким образом, при использовании скидки на каждую 1 тыс. тенге будет выигрыш 20 тенге, а всего дополнительная прибыль:
20 тенге * 410000/1000 = 8200 тенге
Аналогично предприятием могут быть рассмотрены варианты предоставляемых размеров скидок и сроков погашения дебиторской задолженности, удовлетворяющих и продавца, и покупателя продукции, в том числе по просроченным задолженностям. Кстати, практика предоставления скидок при сокращении сроков оплаты очень широко применяется в странах с развитыми экономическими отношениями.