Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ТОО «Астыкжан» и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 923.00 Кб (Скачать документ)

Схема документооборота при факторинге приведена в рисунке 8.

 

Рисунок 8. Документооборот при факторинге

 

Где:

1 - отгрузка продукции и отсылка  счета-фактуры покупателю с указанием  срока платежа;

2- поставщик предоставляет копию  счета-фактуры в фактор-фирму;

3 - оплата счета-фактуры (80 процентов  от суммы счета);

- покупатель представляет в свой  банк при наступлении срока  поручение на оплату счета  поставщика:

- оплата счета и перевод денег  на счет фактор-фирмы;

- окончательный расчет фактор-фирмы  с поставщиком.

Цена  факторингового обслуживания зависит от вида услуг, финансового положения клиента, качества долговых требований, объема операций. В мировой практике она складывается из двух элементов: комиссионных и процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5 -2,5 процентов). Соответственно с увеличением объема сделки растет и сумма. Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1 -2 процента выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов). Несмотря на высокую стоимость, факторинг имеет значительные преимущества для клиентуры: ускорение оборота капитала, устранение риска неплатежа со стороны покупателей, улучшение структуры баланса, снижение издержек обращения [21, 230 с.].

Вообще, плата, взимаемая факторинговой  компанией с клиента (поставщика), состоит из двух элементов.

Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание — ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов - фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика.

Во-вторых, платы за учетные операции, которая  взимается факторинговой компанией  с суммы средств, предоставляемых  поставщику досрочно (в форме предварительной  оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4% превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Забегая вперед, скажу, что стоимость внешнеторгового факторинга выше, чем внутреннего, т.к. расходы факторинговой компании при проведении операций за пределами своей страны значительно выше. Кроме того, размер платы зависит от конкретной страны импортера.

Хозяйственная практика показывает, что применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий. Факторинг позволяет руководству и сотрудникам предприятий малого и среднего бизнеса сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускорить получение большей части платежей, гарантировать полное погашение задолженности и уменьшать расходы по ведению счетов; дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные долосрочные кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятия.

Сегодня факторинг постепенно завоевывает  все более прочные позиции  на нашем денежном рынке.

Одним из наиболее действенных инструментов, увеличивающих объемы продаж, являются скидки. В международной практике принято считать что компании, не использующие скидки с продажной  цены, обычно не используют свои деньги выгодным образом.

Существованием скидок, предоставляемых покупателям компании, обусловлена и проблема признания дебиторской задолженности по счетам. Скидки могут быть разделены на две группы:

- торговые скидки или скидки с продаж (trade discounts) - процентные скидки от базовой цены товара (например, при распродаже, для постоянных клиентов и т.п.);

- денежные скидки или скидки за оплату в срок (cash (sales) discounts)- процентные скидки, предоставляемые в зависимости от срока оплаты. Классификация скидок, предоставленных при продаже товаров.

Торговые  скидки не вызывают учетных проблем, так как являются простым уменьшением  базовой цены (например, скидка в 20% от стоимости в 100 000 тенге означает, что товар продается за 80 000, таким  образом в учете отражается продажа  на 80 000 тенге). Эти скидки обычно предоставляют во время сезонных распродаж, при продажах постоянному клиенту при реализации оптом. Торговые скидки сокращают конечную цену реализации. Различают:

- специальная скидка - ценовая скидка, предоставляемая покупателям, имеющим  длительные и постоянные связи с данным поставщиком и другие особые отношения;

- скидка с объема продаж - предоставляется  покупателям по результатам объема  закупок за месяц, квартал,  год;

- разовая скидка - обычно приуроченная  к какому - либо событию: юбилей  компании, открытие нового торгового центра и др.;

скидка  дилерная - скидка, предоставляемая  агентам и посредникам, организующим сбыт (реализацию) товаров;

скидка  закрытая - скидка с продажи товаров, предоставляется с объема реализации продукции, обращающейся в замкнутых экономических единицах;

- скидка функциональная — предоставляется  производителем (поставщиком) службам  товаропродвижения, продажи товаров,  его перевозкам, хранению, охране, ведению  учета и т.п.

- скидки по товарам пониженной  сортности - предоставляется при отклонении отдельных показателей качества от нормативных под воздействием природных факторов или объективных условий производства, при продаже морально устаревших моделей.

Все виды торговых скидок, предоставляемые  покупателям, должны быть оговорены в договорах и других документах (протоколах, соглашениях), найти отражения в расчетно-платежных ведомостях.

Учетную проблему представляют скидки за оплату в срок (денежные скидки), поскольку  до того момента, когда покупатель оплатит  товар, не ясно, получит покупатель скидку или нет. Денежные скидки применяются для повышения объемов реализации и стимулирования клиента к более ранней оплате. К таким скидкам относят:

- скидка за платеж наличными  - предоставляется покупателям, оплачивающим  счета наличными;

- скидки с цены за долгосрочную оплату - предоставляется покупателям, оплачивающим досрочно товары (работы, услуги), которые продаются в кредит;

- скидка с цены на количество приобретенных товаров (бонусная скидка) предоставляется покупателям, приобретающих большое количество товаров по сравнению с обусловленным объемом в год;

- скидка временная - ценовая скидка, применяется главным образом торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер; предоставляется покупателям, совершающим внесезонные покупки товаров (услуг).

- скидка количественная - ценовая скидка, зависящая от величины и серийности заказа;

Каждая  компания самостоятельно определяет такой  срок оплаты. Достаточно часто в  международной практике учета в  качестве срока нормальной оплаты устанавливается период в 30 дней. Срок нормальной оплаты (период торгового кредита) обозначается как n/срок (от net - чистый), например, срок оплаты в 30 дней обозначается как п/30. Покупателю может быть предоставлена возможность получить определенную процентную скидку, если он оплатит товар в течение более короткого срока. Например, покупатель может получить скидку в размере 5%, если он оплатит товар в течение 10 дней с момента приобретения при нормальном сроке оплаты в 30 дней. Такая скидка обозначается следующим образом: 5/10 п/30 [22, 226 с.].

Для правомерного уменьшения величины выручки, а также при исчислении налоговой базы по НДС и налогу на прибыль необходимо, чтобы предоставляемая скидка являлась составным элементом формирования цены на реализуемые товары, как с точки зрения формулирования условий договора, так и в ходе его исполнения - при отгрузке товаров и составлении первичных учетных документов. Для этого целесообразно:

-четко  указать в договоре, что цена  товаров формируется с учетом  скидок, предусмотренных договором;

-в  первичных учетных документах  на отгрузку товаров покупателю (накладных) указывать цены товаров,  определенные с учетом скидок. Если не представляется возможным  в момент отгрузки товаров  определить величину скидки, следует  выписывать накладную покупателю исходя из цены без учета скидки с последующим ее исправлением (или аннулированием первоначально выданного покупателю документа и составлением нового);

Для учета скидок за оплату в срок при  продаже используется дна метода - валовый и чистый:

- Согласно валовому методу скидка не признается до того момента, пока покупатель ее не получил, то есть до момента оплаты товара. Выручка от реализации и дебиторская задолженность записываются в полной (валовой) сумме выставленного счета.


- Согласно чистому методу неполученные покупателями скидки трактуются как штраф за увеличение срока оплаты по сравнению с периодом действия скидки. Поэтому первоначально и дебиторская задолженность и величина реализация отражаются за вычетом скидки (в чистой сумме), исходя из предположения, что покупатель воспользуется скидкой.

В качестве рекомендаций предприятию  по управлению дебиторской задолженностью предлагаются следующие способы:

1. Заключение договоров с гибкими условиями сроков оплаты. Если полная предоплата невозможна, необходимо получить частичную предоплату, изменить сроки оплаты. ТОО «Астыкжан», может реально влиять на сроки поставки, производить замену выбракованных изделий, сокращать сроки освоения новой продукции, то есть оперативно решать вопросы, которые входят в круг интересов покупателей.

Учитывая  ряд уступок, четкое выполнение условий  договора поставок со стороны ТОО  «Астыкжан», многолетнее сотрудничество необходимо рассчитывать на такие же действия со стороны покупателей.

2. Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик может следующее:

- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;

- получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

Покупатель  может:

- получить товарный кредит (продавец  поставляет товар с отсрочкой  платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);

-избежать  риска получения некачественного товара;

-увеличить  объем закупок;

-улучшить  конкурентоспособность, ускорить  оборачиваемость средств.

Основными доходами фактора (как уже говорилось выше) являются:

- проценты по кредиту;

- факторинговые тарифы.

Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга:

- увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

- превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

- возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

- независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;

- возможность расширения объемов оборота;

- повышение доходности;

- экономия собственного капитала;

- улучшение финансового планирования.

Факторинг позволяет поставщику сконцентрироваться на основной деятельности, ускорить оборот капитала, повышая в нём доли производительного капитала, тем самым увеличивая его доходность. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.

Важно отметить, что эти услуги позволяют  поддерживать оптимальное соотношение  собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.

3.1 Внедрение  автоматизированной системы управления и пути улучшения дебиторской задолженности

 

В современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т. д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского права, является имущественным правом, т. е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т. п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации. В настоящее время нередки случаи неисполнения должниками своих обязательств. За нарушение условий договоров применяются следующие меры гражданско-правовой ответственности: штрафы, пени, неустойки, проценты. Предлагается в целях эффективного управления дебиторской задолженностью приобретение программы «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия является профессиональным помощником, который в режиме реального времени планирует, контролирует и управляет деятельностью по работе с контрагентами. Снижение дебиторской задолженности возможно только через организацию эффективного взаимодействия с клиентами, которая охватывает не столько юридическую подготовку, сколько контроль и взаимодействие [23, 84 с.].

Установка программы «УДЗ. СВ» позволит обеспечить:

- контроль деятельности  специалистов в режиме on-line (надлежащее  исполнение своих обязательств, выдача заданий для каждого пользователя с выводом результатов и комментариев ответственных лиц);

Информация о работе Дебиторская задолженность